Ведущие ИТ-компании региона адаптируются к изменениям на рынке

Оценка общего объема — с этого начинается серьезный разговор о любом рынке и любом регионе. К сожалению, какими-либо достоверными данными из независимых источников об объемах ИТ-рынка Уральского федерального округа (УрФО) и отдельных его частей мы не располагаем.

В связи с этим сошлемся на проведенное редакцией CRN/RE в прошлом году исследование* региональной структуры дистрибьюторских продаж в канале сбыта, которые, по нашим оценкам, составляют примерно 55% общего объема ИТ-рынка. По нашим данным, на УрФО в 2001 г. приходилось 9,5% всех дистрибьюторских продаж.

Таким образом, если исходить из оценки объема российского ИТ-рынка, даваемой IDC (3,3 млрд. долл. в 2001 г.), то продажи через канал сбыта составляли в УрФО в прошлом году 172,4 млн. долл., а в целом ИТ-рынок региона — 313,5 млн. долл.

С точки зрения уровня развития и экономического профиля УрФо очень неоднороден. В него входят и Тюменская область с огромными запасами нефти и газа, и Курганская — преимущественно сельскохозяйственная, и Средний Урал — Свердловская и Челябинская области, где весьма развиты металлургия и машиностроение.

Самый богатый ИТ-рынок в регионе — безусловно, на севере Тюменской области, это касается не только сосредоточенных там предприятий по добыче нефти и газа, но и местных банков и органов власти. Однако, несмотря на огромные территории и большие деньги, с точки зрения ИТ-бизнеса, как считают руководители уральских ИТ-компаний, это «чрезвычайно тесная поляна, где очень активно работают локтями все и в первую очередь московские компании».

Естественно, наиболее развит ИТ-рынок в центре округа — Екатеринбурге и «столичной» Свердловской области.

Следом идет Челябинская область, которая по уровню деловой активности уже не очень сильно отстает от Свердловской. Хотя ИТ- рынок там свободнее, а челябинские ИТ-компании намного слабее, чем екатеринбургские. На последнем месте по объему и уровню развития — ИТ-рынок Курганской области.

Независимых оценок объема ИТ-рынка Свердловской области также нет. Как показало упомянутое выше исследование CRN/RE, в прошлом году на нее приходилось 5,4% всех дистрибьюторских продаж (98 млн. долл., третье место в РФ по объемам продаж через дистрибьюторский ИТ-канал после Москвы и Санкт-Петербурга), соответственно общий объем ИТ-рынка — 178 млн. долл. Естественно, преобладающая доля поставок поступает в Екатеринбург, а затем усилиями местных компаний частично перераспределяется в Свердловскую и соседние области.

Некоторые уральские компании предпринимают попытки оценить, часто косвенно, те сегменты рынка, в которых они преимущественно работают. Так, по оценке Александра Сибирякова, генерального директора компании «Диджитек», в Екатеринбург в текущем году будет ввезено компонентов для ПК на сумму около 70 млн. долл. Понятно, что значительная часть и этих компонентов, и собранных из них компьютеров уходит за пределы города — в Свердловскую и соседние области.

Рынок системной интеграции распределяется по объему примерно поровну между Свердловской областью и Екатеринбургом. При этом, по мнению ведущих местных интеграторских компаний, основная категория потребителей ИТ в городе — это банки, традиционно наиболее платежеспособные заказчики, в то время как в области — промышленные предприятия.

Константин Суслов, генеральный директор екатеринбургской компании «Хост», предлагая оценивать объем рынка системной интеграции по числу выполняемых «крупных» проектов (не уточняя, правда, этого понятия) считает, что в Свердловской области таковых реализуется (в сумме, местными и столичными компаниями) всего 10—15 в год. Мало, но это неудивительно. Как и в других регионах страны, руководителей предприятий сегодня больше волнуют другие проблемы: сбыт, поддержание на плаву основного производства, изношенные фонды и т. д.

В регионе продолжается реструктуризация и передел собственности. Многие промышленные предприятия вошли в состав холдингов, штаб-квартиры которых базируются в Москве. В связи с этим нередки типичные бюрократические игры в «перетягивание каната», когда ни холдинг (управляющая компания) в Москве, ни подчиненные предприятия на местах не хотят принимать решение о реализации проекта, выделять на него деньги и потом нести за это ответственность. В то же время, по мнению местных ИТ-компаний, на предприятиях региона есть энергичные люди, которые понимают, что и как надо делать, но они не располагают финансовыми ресурсами и соответственно не имеют возможности реализовывать свои предложения.

Кроме того, сейчас растет популярность решений, в рамках которых основная компьютерная система устанавливается в штаб-квартире компании в Москве, а на ее предприятиях в регионах создаются пользовательские сети с удаленными терминалами. В результате поле деятельности для местных интеграторских компаний резко сужается.

Картина спроса на ИТ в промышленности региона очень неровная.

Например, довольно сильно различается ситуация с внедрением ИТ в цветной и черной металлургии. В то время как металлурги-«цветники» практически не инвестируют в ИТ, многие предприятия черной металлургии серьезно занимаются внедрением ИТ-технологий, в том числе и ERP-систем, и тратят на это немалые средства. Например, на Нижнетагильском металлургическом комбинате, считающемся флагманом индустрии Свердловской области, активно идет внедрение SAP R/3.

В большинстве других отраслей, прежде всего в машиностроении, ситуация по-прежнему неустойчивая, что отражается и на инвестициях в ИТ.

«Пусть бы там были хоть небольшие, но прогнозируемые бюджеты на ИТ, но их нет», — сетуют в местных ИТ-компаниях. В частности, нет крупных ИТ-проектов на Уралмаше (ныне входящем в группу «Объединенные машиностроительные заводы» Кахи Бендукидзе); одна из причин — перманентная реструктуризация.

Несмотря на столь частые в последнее время разговоры о том, что в «оборонку» пошли деньги, что она становится привлекательной, на местном ИТ-рынке это пока не ощущается, хотя предприятий «оборонки» на Урале, особенно в Свердловской и Челябинской областях, очень много. Как считают в екатеринбургских ИТ-компаниях, денег там как не было, так и нет: хорошо, если хватает на погашение всех текущих расходов. Среди немногих исключений — в частности, Уралвагонзавод (и то потому, что в его обороте существенную долю занимает продукция для такого платежеспособного заказчика, как МПС) и Уральский оптико-механический завод.

Столкновений между ведущими системными интеграторами Екатеринбурга практически нет, во всяком случае, они не носят конкурентного характера. «Просто мы знаем, кто что делает на своей «поляне», и зачастую она достаточно хорошо очерчена, чтобы не портить жизнь другому и не тратить зря собственные ресурсы», — говорит Юрий Розенбойм, заместитель генерального директора компании «Корус АКС».

Все же ситуация на рынке сейчас меняется и некоторое перераспределение сил «на полянах» происходит, что вынуждает местные компании пересматривать свою стратегию. «Раньше мы считали, что крупному предприятию достаточно иметь лишь одного интегратора в сфере ИТ, но сегодня у крупных заказчиков появились интересы в разных сегментах ИТ и соответственно им нужны разные исполнители. Мы это уже понимаем и учимся работать так, чтобы и не мешать друг другу, но и лишнего не отдать», — признает Юрий Розенбойм.

На территории округа активно работает ряд известных московских интеграторских компаний. Однако крупные местные фирмы, как правило, не кооперируются с москвичами, по крайней мере, по своей воле. Хотя есть примеры, когда по требованию заказчика привлекается местная компания, которой поручается техническая поддержка, развертывание системы и т. д.

Руководители уральских ИТ-компаний сетуют на «неадекватное» понимание роли партнеров, проявляющееся со стороны столичных фирм. «Очень сложно договориться и объяснить столичным компаниям, что моя роль заключается не в том, чтобы быть мальчиком на побегушках, что распределение работ и ответственности должно быть более равноправным. Такого понимания сегодня добиться сложно», — считает Константин Суслов.

Говоря о перспективах развития местного ИТ-рынка, руководители компаний обращают внимание, в частности, на две тенденции.

Модное сегодня слово «глобализация» приобрело для уральского ИТ-рынка вполне конкретное значение — обе российские столицы, а значит, и столичные ИТ-компании, становятся намного ближе к Уралу, в том числе и к местным заказчикам. В частности, вследствие продолжающейся вертикальной концентрации бизнеса. От местных ИТ-компаний это требует специализации и повышения квалификации в выбранных областях, поскольку теперь им все чаще приходится доказывать свою конкурентоспособность уже не на местном ИТ-рынке, а на российском. В этих условиях некоторые компании сокращают число направлений бизнеса, по которым они работают, с тем чтобы увеличить вложения в оставшиеся.

Еще одна тенденция — это рост спроса на квалифицированные ИТ-услуги для корпоративных заказчиков в межпроектный период. Чтобы сохранить хорошие отношения с крупным заказчиком, системному интегратору теперь приходится взаимодействовать с ним не только в ходе выполнения серьезных ИТ-проектов, которые случаются отнюдь не каждый год, но и в периоды между проектами. Правда, готовности достойно оплачивать эти услуги ИТ-компании пока не видят.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ (УрФО) — один из крупнейших регионов страны и по уровню экономического развития, и по занимаемой территории — 1788,9 тыс. кв. км (около 11% всей площади РФ и больше, чем территории Германии, Франции, Великобритании и Испании, вместе взятых).

В округ входят Курганская, Свердловская, Челябинская и Тюменская области; на территории последней находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Численность населения округа на 1 января 2002 г. составила 12,6 млн. человек (8,7% всего населения России), из них городского — 80,1% . Наиболее высокая степень урбанизации и плотность населения — в Свердловской и Челябинской областях (до 42 чел./кв. км), центры которых — Екатеринбург и Челябинск — города с более чем миллионным населением.

УрФО — один из наиболее богатых минерально-сырьевых регионов РФ: стоимость разведанных в нем запасов, приходящихся на единицу площади, на порядок выше, чем в среднем по стране. Большинство субъектов округа обладают крупными, даже по мировым меркам, месторождениями минерального сырья.

В XX в. на севере Западной Сибири был создан уникальный топливно-энергетический комплекс. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в Тюменской области сосредоточено 66,7% отечественных запасов нефти (6% — мировых) и 77,8% газа (26% мировых). На территории округа добывается более 90% российского газа и более 55% нефти.

Наряду с топливно-энергетическим комплексом ведущую роль в экономике округа играют металлургия (вместе с сырьевой базой), машиностроение и высокие технологии, атомная промышленность (Свердловск-44 и -45, Челябинск-40 и -70, Златоуст-36), оборонный комплекс.

Инвестиционная привлекательность УрФО предопределена его экономическим потенциалом и географическим положением. Инвестиции в основной капитал нефинансового сектора экономики округа стабильно растут. В 2001 г. объем только российских инвестиций превысил 346 млрд. руб. (22,3% всех инвестиций в стране), что практически совпадает с показателями Центрального федерального округа и существенно больше, чем в других округах.

Ускорился рост иностранных вложений. Если за 2000 г. они составили 943,6 млн. долл. (8,6% всех иностранных инвестиций в Россию), то за 2001 г. — около 2 млрд. долл. (свыше 12,6%), хотя объем иностранных инвестиций пока явно не соответствует потенциалу округа.

За 2001 г. объем произведенной предприятиями УрФО промышленной продукции составил 951,6 млрд. руб., из которого 95,9% приходится на крупные и средние предприятия. По объему промышленной продукции в расчете на одного работника УрФО занимает 1-е место среди федеральных округов России. Рост производства по сравнению с 2000 г. составил 106,8% (в среднем по России —104,9%). Оживление реального сектора экономики привело к повышению прибыльности работы предприятий — доля прибыльных предприятий составляет уже более 60%. По объему прибыли в расчете на одного занятого УрФО занимает 1-е место среди федеральных округов.

Реальные денежные доходы населения в 2001 г. увеличились на 111,0%. Это самый высокий показатель среди федеральных округов.

* См. спецвыпуск CRN/RE № 3/2001, «ИТ-бизнес в российских регионах», с. 6.