Заметки о некоторых особенностях компьютерного рынка Пермской области

Такие факторы, как удаленность от Москвы, значительный промышленный и научный потенциал, здоровый региональный бюджет (область не дотационная), казалось бы, должны стимулировать развитие ИТ-бизнеса в Пермской области и ее центре — городе более чем с миллионным населением. Однако при более близком знакомстве ощущаешь себя путешественником во времени. Ситуация на ИТ-рынке здесь до сих пор напоминает московскую начала 90-х годов. А по мнению представителей некоторых екатеринбургских компаний (кстати, от Перми до Екатеринбурга недалеко — около 400 км), проблемы, волнующие пермских коллег, были актуальны в их регионе примерно пять лет назад.

Основная причина такого отставания достаточно банальна — большинство крупных местных предприятий, а это в основном «оборонка», долгое время недополучали финансирования. Те же предприятия, которые производят товары потребления, нередко страдали от политики, проводимой новыми собственниками*.

Поэтому, несмотря на появившиеся недавно признаки улучшения ситуации, местные специалисты делают очень осторожные прогнозы в отношении дальнейшего развития ИТ-бизнеса в регионе.

У истоков пермского компьютерного рынка стояли жители Соликамска. В 1989 г. в этом городе был создан компьютерный центр, а потом и первая компьютерная компания «Грант». К сожалению, этот старожил компьютерного рынка не пережил кризиса 1998 г., но на его «осколках» было создано несколько других компьютерных компаний, в том числе и новая компания «Грант», которая до сих пор работает на севере области.

Сейчас практически в каждом крупном городе Пермской области есть свои «компьютерщики», и многие местные клиенты предпочитают ориентироваться на свои команды.

Оценить суммарный объем ИТ-рынка региона местные специалисты затрудняются. Но дать примерную оценку объема регионального рынка все же можно. Как показывает исследование** региональной структуры дистрибьюторских продаж на российском ИТ-рынке, проведенное редакцией CRN/RE, в 2001 г. на Пермскую область приходилось 2,2% всех дистрибьюторских продаж, или 4% общего объема российского ИТ-рынка. Таким образом, объем ИТ-рынка региона в прошлом году составил примерно 82,5 млн. долл.

Но в одном они уверены точно — только небольшая часть этих денег приходится на долю своих компаний. Большинство крупных заказчиков закупают технику через головные офисы, расположенные в Москве.

«Под большие, общефедеральные проекты столичные офисы «выдавливают» из московских продавцов цены, с которыми почти невозможно конкурировать региональной компании, — считает Леонид Дененбург, генеральный директор компании «ТДФ ИнфоТех». — Даже наши земляки из «ЛУКОЙЛА» предпочитают договариваться со столичными продавцами».

Именно поэтому, по словам директора компании «Сотрудник» Алексея Волкова, пермским компаниям приходится бороться «за те крохи», которые им перепадают от столичных гостей. «Чаще всего московские компании, получив выгодный заказ и пообещав выполнить его в сжатые сроки, начинают искать дешевую рабочую силу на месте, — рассказывает он. — Поэтому мы не подрядчики и не субподрядчики, мы — только инсталляторы».

В результате пермские компании обычно не занимаются поставками оборудования, а только «тянут сети», причем за ту цену, о которой без них договариваются в Москве.

«На словах все заявляют, что с таким положением дел надо бороться, отстаивать свои права и бойкотировать предложения столичных интеграторов «работать качественно и задешево», — сетует Алексей Волков. — А за спиной друг у друга каждый старается «подружиться» с московскими компаниями: не будешь соглашаться на их условия, останешься без работы». Считается, что московские компании не только «сидят близко к заказчику», но и умеют его уговорить: случалось, что клиент ставил такое условие: или генподрядчиком будет московская компания, или заказ на регион не будет выделен вовсе.

Правда, по мнению Льва Кутмана, директора компании «ИВС-Сети», в последнее время ситуация начала меняться. «Конечно, существуют структуры, например, на вертикальных рынках, региональные офисы которых полностью подчинены московским головным компаниям, — соглашается он. — Поэтому распоряжение о том, что и у кого закупать для филиалов этих организаций, спускается сверху. Но встречаются, хотя и редко, «нормальные» московские компании, которые пытаются искать партнеров именно в регионе, где работает заказчик».

В большинстве случаев инициаторы этого — клиенты, поскольку работать с местной компанией, даже в качестве субподрядчика, им гораздо удобнее и выгоднее. В практике «ИВС-Сети» бывали случаи, когда региональные заказчики прилагали все усилия, чтобы добиться от московской штаб-квартиры решения о выборе в качестве генерального поставщика местной фирмы.

В последнее время московские компании все чаще перекладывают обязанности по сопровождению выполненного проекта (правда, пока оставляя руководство и распределение финансов за собой) на плечи местных специалистов. И здесь инициатива также исходит от заказчиков, которые понимают, что время отклика «своей» компании гораздо меньше, чем столичной.

По данным Петра Пелявина, руководителя пермского филиала компании OCS, в настоящий момент дистрибьютор сотрудничает более чем с 200 региональными компаниями. «Правда, под словом «компания» мы понимаем всех, кто закупает у нас технику, как крупные организации, так и те, в которых работает не более трех человек», — объясняет он.

Подобных мелких компаний в Перми большинство. И они, по словам участников компьютерного рынка, сегодня составляют довольно серьезную конкуренцию для «заслуженных игроков». Руководители этих компаний, как правило, молодые, стремятся оптимизировать издержки, ограничивая штат минимумом необходимых «многофункциональных» людей. В результате им удается заметно снизить цены на предлагаемые услуги и товары. Рассказывают, что некоторое время назад появилась компания, руководители которой, запросив у дистрибьютора прайс-лист, на пару месяцев пропали из поля зрения. Появившись вновь, они заявили, что все это время занимались расчетами и теперь точно знают, что для ведения бизнеса им достаточно прибыли 7%. Говорят, они до сих пор выдерживают такую маржу и продолжают достаточно успешно работать на рынке.

До сих пор в регионе встречаются «компании-однодневки». Нередки и компьютерные «пирамиды» (подобные пресловутой подольской «Властелине» середины 90-х годов, торговавшей автомобилями), от которых, по неофициальным данным, страдают не только частные лица, но и корпоративные заказчики и даже госструктуры.

Понятно, что ограниченные объемы местного рынка заставляют большинство его игроков браться за любую работу. Поэтому говорить о специализации ИТ-компаний практически не приходится. Чаще всего под одной вывеской совмещаются сборка компьютеров, их розничная продажа, поставки в корпоративные структуры и дальнейшее обслуживание в рамках как собственных, так и московских проектов.

Наиболее популярный вид деятельности пермских компаний — сборка ПК. Большинство из них продаются в розницу частным клиентам без организации специальных торговых площадей. Компании, открывающие компьютерные магазины, пока в меньшинстве.

Сегодня уже открыты розничные магазины «Премьера» (принадлежит компании «ИВС-Сети»), магазины компаний «Декада» и «Дега.Ру», а также начинавшей с продажи расходных материалов «Капитан Принт».

Наряду со сравнительно крупными и заслуженными игроками, называющими свой процесс сборки ПК «производством», этим же занимаются и многие мелкие компании, которые не скрывают, что «крутят технику на коленках». При этом, по утверждению участников ИТ-рынка, условия и технология сборки как у первых, так и у вторых практически не отличаются. Именно поэтому большинство местных компаний не стремится ее сертифицировать. По мнению представителя «ТДФ ИнфоТех», подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока государство не начнет серьезно наказывать производителей за несоответствие технологии и выпускаемой продукции определенным стандартам.

По мнению местных компаний, региональные тендеры — это практически единственный способ получить работу, минуя московские компании. По условиям многих из них (особенно в бюджетной сфере) поставляемая техника должна иметь сертификаты (гигиенический и на процесс сборки) местного центра сертификации, а какая московская компания готова тратить время и деньги на сертификацию своей продукции во всех регионах России.

Удаленность от Москвы и Санкт-Петербурга, а следовательно, и от основных поставщиков компьютерного оборудования, создает предпосылки для работы в регионе местных оптовых продавцов. Но, похоже, еще 3—4 года назад их не было вовсе, а сейчас есть всего один. Во всяком случае, по мнению Николая Тимашова, руководителя компании «Диалог-Пермь», до появления в регионе филиала OCS никто за это не брался. О необходимости наличия в Перми оптового продавца говорит и тот факт, что пермский филиал OCS имеет партнерские договоры практически со всеми компаниями региона, а их предложения стали «стандартизованными».

И дистрибьюторы, и вендоры не балуют регион своим вниманием. Скорее всего, это можно объяснить близостью Екатеринбурга, в котором столичные компании открывают представительства, в зону действия которых входят Урал и близлежащие области. Участники регионального рынка говорят, что OCS — это практически единственная столичная компания, имеющая представительство в Перми.

Тем не менее в регионе присутствует компьютерная техника как московских фирм (Aquarius, Formoza, Kraftway), так и западных (IBM, HP/Compaq). Естественно, что преобладающая ее часть поглощается корпоративными клиентами: по разным оценкам, в розничном секторе на долю местной сборки приходится от 80 до 95% всех продаж ПК, в то время как только 20% крупных заказчиков останавливают свой выбор на местной технике.

По мнению Бориса Путиевского (Информационно-вычислительный центр администрации Пермской области), основные корпоративные заказчики — это машиностроительные предприятия, добывающая отрасль (например, в Соликамске) и торговые предприятия.

Практически все руководители отделов автоматизации в этих организациях работают достаточно давно (более 10 лет) и, конечно, хорошо знают свои предприятия и их потребности. Тем не менее, по мнению Льва Кутмана, заказчикам еще есть чему учиться. Именно это и стало одной из причин организации Ассоциации компьютерных фирм. «Если заказчики увидят, что мы умеем договариваться между собой, то нам будет гораздо легче объяснить им, зачем, какие и по каким ценам «высокие технологии» нужны на их предприятиях», — считает он.

Кстати, Ассоциация компьютерных фирм в Перми — не единственная общественная организация, объединяющая компании ИТ-рынка. При Ассоциации создан клуб директоров. Интересно, что многие участники Ассоциации и клуба, годами работающие на региональном рынке, лично познакомились, только встретившись в этих организациях.

Ассоциация является одним из отделений некоммерческого партнерства «Сотрудничество», объединяющего более широкий круг компаний. Кроме того, в мае прошлого года создан Клуб руководителей ИТ (КРИТ), членами которого стали более 90 человек — представители ИТ-служб предприятий и организаций, поставщиков товаров и услуг в сфере ИТ Пермского региона.

По мнению Бориса Путиевского, это объединение оказало весьма положительное влияние на ситуацию на рынке. «Во всех направлениях ИТ-бизнеса заметна очень сильная конкуренция, — рассуждает он. — И я считаю, что если конкуренты способны собраться и обсудить какие-то вопросы — это уже прогресс. Перед ассоциациями не ставится задачи выстроить «глухой забор» вокруг регионального рынка, чтобы никто на него не приходил. Мы хотим познакомить между собой специалистов, которые работают на ИТ-рынке и видят его с разных сторон. Хотим, чтобы они обменивались информацией и лучше понимали друг друга».

_________________
* В городе рассказывают историю о заводе «Вельта», выпускающем велосипеды «Кама». Предприимчивые коммерсанты организовали торговое предприятие, носящее то же название, что и производитель. Оно закупало продукцию завода по себестоимости и перепродавало ее, не делясь доходом.
В результате завод оказался на грани банкротства.
** См. спецвыпуск CRN/RE №3/2001 «ИТ-бизнес в российских регионах», с.6.

Пермская область

Входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр области — город Пермь с населением 1037,7 тыс. человек. Город расположен на берегах левого притока Волги — реки Камы.

Поселение здесь возникло в 1723 г., в 1780 г. получило статус города. В 1979 г. Пермь вошла в число городов-«миллионников», но темпы роста численности населения с каждым годом сокращаются.

Ведущее место в экономике города занимает промышленность (75% занятых, 66,8% — в структуре ВНП города). Пермь — крупный центр машиностроения, развиты также химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность.

Для Перми характерна сверхконцентрация предприятий оборонного комплекса. Половина численности производственного персонала в промышленности, 36,3% объема товарной продукции и 37,2% стоимости основных производственных фондов приходятся на 10 основных предприятий ВПК.

Кроме областного центра в области насчитывается 12 городов областного подчинения. Это, как правило, крупные промышленные центры с развитой обрабатывающей и добывающей промышленностью, по производству ряда продуктов занимающие ведущие позиции в Уральском экономическом регионе и РФ.

По данным Пермского регионального сервера www.perm.ru.

Мнения заказчиков

Александр Сапожников, директор областного центра педагогической информации при департаменте образования и науки администрации Пермской области: «Регулярные поставки компьютерной техники в учреждения среднего образования Пермской области ведутся с 1993 г. В последнее время спецификация ежегодного тендера для образования состоит из двух частей. В первой разыгрывается право на поставку 1000 единиц компьютерной техники. Поставки периферии и офисного оборудования предусмотрены второй частью тендера, при этом денежные средства, выделяемые на обе части тендера, равны. Каждый тендер разбивается на несколько лотов, за которые и борются компании. В результате поставщиками становятся не одна, а несколько фирм. Дело в том, что для одной, тем более местной, компании очень сложно выполнить поставки по тендеру в целом: необходимо выделять достаточно большие кредиты под завоз (или сборку) техники, так как оплата производится только по окончании поставки.

В середине 90-х участие в конкурсе старался принять каждый: и крупные компании, и ИЧП. Все предлагали больше, дешевле и быстрее. А когда поняли, что за этими обещаниями должны стоять реальные гарантии и сервис, остались только серьезные игроки. В частности, несколько лет подряд в тендерах на поставку техники в общеобразовательные учреждения Пермской области принимают участие местные компании «Дега.Ру», «ИВС-Сети», «Индукция», «Рейд квадрат».

Обновление парка техники ведется постепенно. В наиболее «продвинутые» (чаще всего городские) школы завозятся новые компьютеры, а высвободившиеся отправляются тем, кто работал на более старых. К сожалению, до сих пор главным фактором победы в конкурсе служит только цена. В то же время, как показывает практика, опасаться за качество продукции не приходится. Даже если поставщик не очень добросовестный, трехлетняя гарантия на технику, обязательная при участии в тендере, вполне достаточна для решения возникающих проблем. За это время все, что может сломаться, ломается и заменяется производителем. Остальное же перерабатывает свой гарантийный срок в несколько раз. На случай отказа в постгарантийный период есть сервисные центры. В помощь образовательным учреждениям в каждом районе области по нашей инициативе созданы координирующие организации, специалисты которых помогают учебным заведениям в составлении спецификаций для тендеров, взаимодействии с сервисными центрами».

Борис Путиевский, директор ИВЦ администрации Пермской области: «Основные проблемы для нас — межведомственные барьеры и недостаточная квалификация управленцев. И лишь потом — недостаток финансов. Денег не хватает всегда, и не только нам. И выход только один: финансовые средства, чаще всего «размазанные» по разным бюджетополучателям, надо концентрировать на решение крупных задач.

Информатизация начиналась стихийно: в рамках отдельных ведомств решались локальные задачи, которые со временем росли, но каждая варилась в собственном соку. Сказывается также несовершенство законодательства. Практически все ведомства согласны с тем, что надо обмениваться информацией, что это пойдет на благо всем. Но когда речь заходит о конкретных действиях, все сразу вспоминают про инструкции, которые запрещают «выносить информацию за пределы ведомства».

Существуют и технологические проблемы: конверторы данных, ведомственные стандарты и т. д.

Вторая проблема — кадры причем, не технические специалисты, а работники администрации. Нельзя сказать, что они не умеют общаться с ПК. Не решена основная задача — правильное встраивание ПК в работу управленца. Скорее всего, это характерно для абсолютного большинства органов местной власти. Пользователей можно разделить на «продвинутых» и тех, кто никогда не будет работать с ПК. Между ними существует достаточно большая прослойка. Наша задача: организовать первую группу. Из этих людей мы создали совет по информатизации, на который выносятся вопросы, представляющие межотраслевой интерес.

«Прослойку» мы должны научить работе с ПК, «показать ориентир». Для тех, кто мало знаком с ПК, на базе Уральского филиала Академии госслужбы организовано обучение».

Статья подготовлена по
материалам «круглого стола».
Редакция благодарит пермский филиал
компании OCS за помощь в его организации.