По сравнению с 2006 г. 2007-й оказался гораздо более успешным для российского рынка устройств печати — в этом мнении сходятся как аналитики, так и ведущие игроки. Оценивая итоги позапрошлого года, аналитическая компания IDC зафиксировала падение рынка на 3% (в количественном выражении), но спрогнозировала восстановление положительной динамики и средний ежегодный рост на 7% в течение ближайших пяти лет. Однако результаты 2007 г. заметно превзошли ожидания аналитиков.

Цифры и факторы

Исследованием российского рынка устройств печати занимаются, по крайней мере, две аналитические компании — IDC и ITResearch. Несмотря на некоторое расхождение в цифрах, они практически одинаково описывают его динамику. На различия в оценках влияют особенности методик анализа и расчетов. К примеру, IDC в основном ориентируется на данные об отгрузке оборудования в нашу страну, и эти цифры несколько «опережают» результаты фактических продаж.

По данным IDC, в прошлом году объем российского рынка принтеров, МФУ и копиров составил 5,3 млн. единиц, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 20%. Аналитики ITResearch называют эту же цифру — 5,3 млн. штук, но она относится только к принтерам и настольным МФУ (сегмент копиров оценивается отдельно — продажи этих устройств в 2007 г. составили около 230 тыс. штук на сумму 300 млн. долл.). В денежном выражении, по данным ITResearch, объем рынка принтеров и МФУ приблизился к отметке 1,1 млрд. долл. «В штуках» в прошлом году их продажи выросли на 13%, «в деньгах» — на 12%.

Продажи оригинальных картриджей для принтеров и МФУ росли гораздо быстрее, и в денежном выражении этот сегмент уже сопоставим с рынком устройств печати. По данным ITResearch, данный сегмент вырос на 32% в натуральном выражении и на 43% — в денежном. Его объем достиг 23,6 млн. штук, или 1033 млн. долл., впервые преодолев планку в 1 млрд. долл.

Большинство игроков, оценивая рынок устройств печати и его динамику, ссылаются на данные аналитических компаний. Но некоторые приводят и собственные оценки. По мнению Александра Ивашкина, менеджера по маркетингу офисной техники представительства Canon, в 2007 г. российский рынок принтеров и МФУ составил 3,5 млн. штук (без учета копиров с функцией печати). Анатолий Скляревский, директор по маркетингу представительства Sharp Electronics, считает, что рынок вырос примерно на 40% в штучном исчислении и на 15% в денежном, а его объем достиг 4,5 млн. штук, или 1,3 млрд. долл. «в деньгах». По оценке Елены Пашковой, руководителя отдела по работе с партнерами представительства Lexmark, рынок стал больше примерно на 7% (в штуках), его объем измерялся примерно 5 млн. устройств.

Говоря о факторах роста, практически все игроки упоминают улучшение экономической ситуации и повышение благосостояния населения, что положительно отразилось на всем ИТ-рынке. «Основной фактор — общий экономический рост, который создал благоприятную почву для увеличения спроса на печать, а также для замены уже устаревшего оборудования», — считает Елена Жигулева, PR-менеджер представительства Epson Europe B.V. При этом, как отмечают аналитики IDC, инвестиции крупных компаний и госучреждений и организаций в развитие ИТ-инфраструктуры значительно увеличились во второй половине прошлого года, и это заметно отразилось на рынке устройств печати. Тем не менее, как считает Константин Кимельман, директор подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений представительства HP, определенным сдерживающим фактором стало то обстоятельство, что бюджет на покупку офисной техники во многих организациях был пересмотрен и урезан в пользу приобретения легального ПО.

Многие вендоры упоминают еще один фактор роста — заметное снижение цен на принтеры и МФУ. По словам Ильи Сиротина, директора по России компании Oki Printing Solutions, эта тенденция проявилась практически во всех сегментах рынка устройств печати. Как отмечает Алексей Плотников, директор департамента дистрибуции малой офисной техники Xerox Russia, почти во всех линейках печатного оборудования разных типов появились новые недорогие модели класса low-end. Это, на фоне роста средней зарплаты и широкого проникновения принтеров и МФУ в магазины федеральных розничных сетей бытовой электроники, способствовало росту продаж в сегмент SOHO.

«Рост рынка во многом был обусловлен существенным понижением цен, которое за год составило около 20% для монохромных лазерных и около 30% для цветных лазерных принтеров с производительностью до 10 стр./мин в цвете. Именно эти низкоскоростные устройства занимают 80% общего количества цветных лазерных аппаратов, проданных в 2007 г.», — считает Илья Сиротин.

Как сообщают аналитики IDC, в прошлом году домашние пользователи гораздо активнее приобретали лазерные принтеры и МФУ, а также заменяли струйные устройства многофункциональными. С этим соглашаются многие игроки. «В «струйном» сегменте рост продаж обусловлен экспансией недорогих МФУ, а в сегменте принтеров увеличение объемов дает изрядно подешевевшая лазерная технология», — считает Елена Жигулева.

Догнать и перегнать!

Одна из основных тенденций рынка устройств печати — существенное смещение потребительских предпочтений в сторону МФУ. С этим соглашаются как аналитики, так и игроки.

По данным ITResearch, уже второй год подряд общую положительную динамику рынка обеспечили именно МФУ, на долю которых пришлось 45% проданных устройств. В 2007 г. было поставлено на рынок около 2,4 млн. лазерных и струйных МФУ (рост — 45%), причем по-прежнему между двумя технологиями сохраняется количественный паритет. Это заметно отличает российских рынок от рынков других стран, в большинстве которых доминируют струйные устройства печати. Практически те же цифры приводит и IDC — сегмент МФУ вырос за год более чем в полтора раза и его объем достиг 2,4 млн. штук.

Что касается ситуации на принтерном рынке, то аналитики ITResearch зафиксировали спад, составивший 4,3% в количественном выражении и около 1% — в денежном. Спад целиком обусловлен уменьшением спроса на струйные принтеры, в то время как продажи лазерных и матричных устройств выросли. По данным ITResearch, в целом объем принтерного рынка составил 2,9 млн. штук и 613 млн. долл. В «лазерном» сегменте общий объем продаж монохромных и цветных устройств вырос на 9,3%, но в денежном выражении темпы роста сократились с 8% (в 2006 г.) до 5,1%.

Илья Сиротин, ссылаясь на данные IDC, отмечает, что и принтеры, и МФУ в прошлом году показали положительную динамику в количественном выражении, — число проданных на российском рынке устройств печати выросло на 3% и на 53% соответственно. Но если «в деньгах» объем сегмента МФУ увеличился на 17%, то продажи принтеров упали на 9%. При этом по количеству единиц МФУ вплотную приблизились к принтерам (отставая лишь на 13%) и впервые обогнали их в денежном исчислении (на 19%).

В Sharp Electronics считают это знаковым событием, свидетельствующим о «взрослении» российского рынка устройств печати. «По сути, это означает, что в отношении МФУ идея удобства использования, функциональности и экономического расчета утвердилась в умах покупателей и заказчиков. Произошло то, что вендоры начали активно пропагандировать еще лет пять назад. Сейчас уже, пожалуй, нет смысла доказывать преимущества использования МФУ, это стало очевидным», — убежден Анатолий Скляревский.

Как отмечают некоторые игроки, преобладание доли МФУ над принтерами заметно лишь в сегменте струйных устройств. «В 2006 г. рынок прошел отметку равной доли продаж МФУ и принтеров в стоимостном выражении, а в 2007 г. количество проданных струйных и лазерных МФУ всех технологий вплотную приблизилось к объему продаж принтеров, — считает Константин Кимельман. — При этом струйных МФУ продано примерно в два раза больше, чем принтеров. Но в сегменте лазерных устройств наблюдалась обратная ситуация — МФУ продано примерно в два раза меньше, чем принтеров».

«Постоянно возрастающая популярность многофункциональных устройств как среди домашних, так и среди корпоративных пользователей уже в текущем году позволит этой категории стать доминирующей не только в денежном, но и в штучном выражении», — считает Александр Голощапов, старший аналитик IDC.

Если ориентироваться на данные ITResearch, то и в денежном исчислении продажи МФУ пока не догнали сегмент принтеров. На долю МФУ приходится примерно 487 млн. долл. из общего объема рынка устройств печати (1,1 млрд. долл.), или около 44%. По всей видимости, данные IDC, основанные на отгрузке оборудования в нашу страну, вновь несколько «опередили» результаты фактических продаж. Оценки ITResearch подтверждаются и некоторыми игроками. «По итогам наших продаж оборудования Kyocera в денежном выражении доля МФУ пока не превышает доли принтеров», — говорит Елена Жуплатова, генеральный директор компании АРТ. «Мы наблюдаем устойчивую тенденцию к росту продаж МФУ. В 2007 г. объемы поставок нашей компанией принтеров и МФУ (без деления на лазерную и струйную технологии печати) сблизились, разница составила лишь около 6% в пользу принтеров», — утверждает топ-менеджер одной из дистрибьюторских компаний, пожелавшей остаться неназванной.

Где больше и что быстрее?

Помимо общего деления на принтеры и МФУ рынок устройств печати можно разбить на множество подсегментов: на монохромные и цветные, по используемым в них технологиям (лазерные, струйные, матричные), по скорости печати, по формату бумаги и т. п. На рынке постоянно происходят структурные изменения — одни сегменты быстро растут за счет снижения объема других.

По мнению многих игроков, увеличение доли оборудования, использующего лазерные технологии, связано с ростом спроса на устройства с более низкой стоимостью печати. «Быстрее всего росли продажи лазерных принтеров, это тенденция последних нескольких лет. Лазерная технология, как более производительная и, самое главное, более экономичная, становится доминирующей в офисах и для домашнего применения, оставляя струйной технологии нишевой сегмент домашней печати цифровых фотографий», — считает Анатолий Скляревский.

Илья Сиротин, ссылаясь на данные IDC, отмечает, что наиболее емкими сегментами рынка остаются монохромные лазерные принтеры и струйные МФУ. В прошлом году продажи первых со скоростью печати до 20 стр./мин выросли на 25% «в штуках» и на 6% «в деньгах». Продажи струйных МФУ увеличились на 60% в количественном выражении и на 32% — в денежном. Если говорить о лидерах роста (безотносительно к объемам продаж), то ими стали цветные лазерные устройства — принтеры и МФУ. Первые выросли на 71% «в штуках» и на 24% «в деньгах», вторые — соответственно на 220 и на 26%.

По мнению Константина Кимельмана, столь высокие темпы роста оборота в этом сегменте обусловлены в первую очередь заметным снижением цен: «Стоимость персональных устройств цветной лазерной печати опустилась ниже психологически важного ценового рубежа в 7,5 тыс. рублей». «Сегмент лазерной полноцветной печати развивается наиболее быстро. Кроме того, цветная печать находит все более широкое применение в офисах», — добавляет Ко Хасэгава, глава московского представительства Konica Minolta.

Соглашаясь с тем, что сегмент цветной лазерной печати растет наиболее высокими темпами, многие игроки подчеркивают, что его доля в общем объеме продаж все еще остается незначительной. К примеру, в компании Lexmark считают, что в 2007 г. она составила немногим более 4%. По мнению Елены Пашковой, рост рынка цветной печати во многом связан с увеличением покупательной способности населения и общим снижением цен на эти устройства. «С другой стороны, не наблюдается тенденции к удешевлению стоимости цветной лазерной печати, — добавляет она. — Поэтому при больших объемах печати на предприятиях и в офисах, где стоимость важна, по-прежнему предпочитают пользоваться монохромными устройствами».

По мнению Елены Жуплатовой, вопреки прогнозам, рост сегмента цветной печати идет не такими быстрыми темпами, как ожидалось. Его долю в общем объеме рынка компания АРТ оценивает в 5–8%. «Конечно, снижение стоимости лазерных устройств до ранее казавшихся неслыханными двух сотен долларов влияет на рост количества покупателей цветных принтеров и МФУ. Однако далеко не все компании в силу разных причин или предубеждений готовы рассматривать цветной принтер в качестве альтернативы монохромному», — уверена Елена Жуплатова.

В Sharp Electronics подчеркивают, что хотя доля лазерных цветных устройств в общем объеме продаж все еще невелика (по оценке компании, не более 5% в штучном исчислении), рост этого сегмента составляет несколько сот процентов в год. «Технологическое развитие цветной печати, повышение производительности в связи с переходом с четырехпроходной на однопроходную технологию, удешевление устройств позволят этому сегменту стать по-настоящему массовым уже в самое ближайшее время», — считает Анатолий Скляревский.

Сложности подсчета

Что растет быстрее — продажи в корпоративный сегмент или в сегмент SOHO? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, ведь корпоративные заказчики помимо высокопроизводительного оборудования закупают «легкие и массовые» устройства печати для малых рабочих групп или для персонального использования.

По мнению Елены Пашковой, активнее рос корпоративный сегмент рынка: «Это связано с фактором качественного изменения парка устройств печати, внедрением крупных решений, тенденцией перехода на сетевую печать». В компании «Xerox Россия», напротив, уверены, что наиболее быстрыми темпами развивается сегмент SOHO.

По мнению Анатолия Скляревского, хороший рост показали как корпоративные продажи, так и «домашние». «В корпоративном сегменте прошло довольно большое количество тендеров и конкурсов. Заметно выросли поставки оборудования в крупные компании и госструктуры, где МФУ начали активно использоваться в офисном документообороте, — утверждает он. — Доля продаж в сегмент SOHO увеличилась за счет продолжающегося развития розничных сетей электроники, особенно это заметно в регионах».

Для ответа на вопрос о том, что все же растет быстрее — «корпоратив» или SOHO, Илья Сиротин не поленился составить и решить систему уравнений. «Наибольшая активность на рынке принтеров наблюдалась в младшем сегменте монохромных лазерных моделей с производительностью до 20 стр./мин. Устройства этого класса в большей степени приобретаются корпоративными клиентами и в меньшей — представителями сегмента SOHO, в соотношении 70/30», — считает он. По его оценке, в сегменте МФУ, с учетом объемов покупаемых устройств, значительную динамику продемонстрировали струйные аппараты, а распределение их продаж выглядит как 80/20 в пользу SOHO. «Учитывая, что размеры указанных сегментов в количественном выражении в 2007 г. оказались практически равны (на основе данных IDC — 1,4 млн. лазерных принтеров производительностью до 20 стр./мин и 1,3 млн. струйных МФУ), и сравнивая их с показателями 2006 г., можно сделать вывод, что рост сегмента SOHO был выше», — считает Илья Сиротин.

События и тенденции

Главные тенденции рынка устройств печати, о которых подробно говорилось выше, можно описать всего несколькими словами. «Это общий для персонального, SOHO и корпоративного сегментов переход с принтеров на МФУ, а также рост рынка цветной лазерной печати», — считает Елена Пашкова, и с ее мнением соглашаются другие игроки. В принципе, эти тенденции проявились не в прошлом году, и, судя по всему, в 2008 г. они будут так же актуальны.

По словам Анатолия Скляревского, «основным событием в 2007 г. можно назвать некачественное предсказание его итогов большинством аналитиков и экспертов». В позапрошлом году была отмечена стагнация рынка, и, казалось бы, не существовало предпосылок для его серьезного роста. «Казалось, рынок достиг насыщения, и в дальнейшем продолжится лишь перераспределение внутри его сегментов. Однако столь заметный рывок, который наблюдался в 2007 г., дает основание полагать, что затишье было временным и рынок еще далек от насыщения», — считает Анатолий Скляревский. Действительно, главным итогом прошлого года можно считать не просто восстановление положительной динамики, а существенный рост, значительно превышающий прогнозы IDC.

Как уже отмечалось, во многом этот рост был обусловлен снижением цен, особенно в «массовом сегменте», и это, по мнению Ильи Сиротина, также можно назвать одной из главных тенденций. При этом в компании «Xerox Россия» одним из наиболее значимых событий прошлого года считают появление нового подсегмента — полноцветных МФУ класса low-end. «Доступные и компактные, эти устройства претендуют на то, чтобы стать массовым продуктом и на нашем рынке», — уверен Алексей Плотников. В качестве еще одной из тенденций он называет повышение скорости и качества печати в устройствах, относящихся к нижнему ценовому сегменту: «Те технологии, которые еще несколько лет назад казались непозволительными для реализации в недорогих моделях, сегодня уже используются в базовых аппаратах». Хотя, в принципе, это можно считать «вечной тенденцией» развития ИТ-рынка, да и не только его...

Если говорить об изменениях в практике ведения бизнеса, то в качестве положительной тенденции Ко Хасэгава называет отказ многих участников рынка от «серых» схем работы: «Многие игроки начали импортировать товары «по-белому», и это делает бизнес более прозрачным». Он отметил, что в прошлом году Konica Minolta перешла на самостоятельный прямой импорт своей продукции, и теперь партнеры компании приобретают ее непосредственно на территории России. Подобные изменения произошли и в работе представительства НР. «В 2007 г. мы открыли канал прямых поставок ведущим розничным компаниям, а также организовали доставку товаров нашим оптовым партнерам напрямую в Россию», — отмечает Константин Кимельман.

Александр Ивашкин, говоря об общих для рынка изменениях в стратегии ведения бизнеса, выделяет еще одну тенденцию — вендоры переходят на прямые отношения с федеральными розничными сетями. По его словам, Canon также планирует это сделать в самом ближайшем будущем. Алексей Плотников, напротив, утверждает, что «Xerox Россия» не считает целесообразным переходить на прямую работу с ретейлерами в ближайшее время. Тем не менее можно констатировать, что практически все производители стали уделять повышенное внимание федеральной рознице, и это можно считать одной из основных тенденций, проявившихся в массовом сегменте рынка устройств печати, и одним из факторов его роста. Принтеры и МФУ, как и многие другие компьютерные товары, даже в глазах неискушенного покупателя переходят из категории сложных технических устройств с неким набором непонятных «точек на дюйм», «пикселов» и «пиколитров» в категорию обычных бытовых приборов.

Параллельно можно отметить еще одну встречную тенденцию — производители, традиционно ориентировавшиеся на продажи своих принтеров и МФУ в основном на розничном рынке, обращают внимание на недооцененный ранее корпоративный сегмент. «В частности, это компания Samsung, выигравшая в прошлом году крупный тендер на поставку лазерных принтеров и активно развивающая корпоративное направление бизнеса, включая сеть сервисных центров, рассчитанных на заказчиков именно из этого сегмента», — отмечает Елена Жуплатова. Кроме того, можно также упомянуть о тенденции «конвергенции технологий». Так, по словам Елены Жигулевой, некоторые вендоры пытаются освоить новые ниши — к примеру, продвигая в корпоративный сегмент устройства с технологией струйной печати, которая традиционно используется в принтерах и МФУ, рассчитанных на сегмент SOHO.

Нужды и чаяния «корпоратива»

В корпоративном сегменте и на предприятиях СМБ продолжает активно внедряться сетевая печать, при этом укрупняются рабочие группы, для них закупается более «тяжелое» оборудование. «Это позволяет компаниям оптимизировать планирование затрат на печать, отслеживать безопасность печати конфиденциальной информации и более качественно осуществлять мониторинг технического состояния парка печатного оборудования», — считает Елена Пашкова.

Еще одну тенденцию развития корпоративного сегмента называет Елена Жуплатова — повышенное внимание вендоров к внедрению систем комплексной автоматизации и унификации офисного документооборота. «Практически все производители активно разрабатывают подобные решения на базе своих печатных устройств, что позволяет заказчикам построить эффективно функционирующую систему, снижающую издержки и оптимизирующую процессы печати», — утверждает глава компании АРТ.

По словам Алексея Плотникова, крупные заказчики все чаще стремятся получить не только оборудование, но и комплекс услуг, связанных с оптимизацией бизнес-процессов, снижением расходов, выводом непрофильных функций на аутсорсинг. «В рамках нескольких крупных федеральных проектов мы работаем с партнерами по аутсорсингу печати и считаем это направление очень перспективным», — добавляет он.

Константин Кимельман отмечает еще одну тенденцию — крупные корпоративные заказчики начинают проявлять интерес к решениям с оплатой фактически отпечатанных страниц. «В числе прочих производителей мы разъясняем крупнейшим заказчикам преимущества полноценного аудита печати, даем рекомендации по оптимизации парка и по переходу на постраничную схему оплаты», — отмечает он. По мнению Елены Жуплатовой, участившиеся запросы от партнеров АРТ дают основания полагать, что рынок подобных услуг будет развиваться.

Как сообщает Алексей Плотников, поставка оборудования со схемой «покопийной оплаты» предлагается некоторыми партнерами Xerox. «Но в целом этот подход не стал массовым, — констатирует он. — В условиях постоянно снижающейся стоимости оборудования такие поставки часто оказываются нерентабельными».

Выжидательную позицию по этому вопросу занимают в Sharp Electronics. «Возможно, в обозримом будущем доля таких продаж станет сколько-нибудь значимой, и тогда мы предложим эту услугу, — обещает Анатолий Скляревский. — Пока мы будем наблюдать за спросом. Когда он достигнет определенных показателей, сформируем предложение».

«Маловероятно, что подобные решения будут востребованы в ближайшее время в масштабах, интересных для дистрибуции. Поэтому мы не рассматриваем данное направление в качестве рабочего», — сообщает представитель одной из дистрибьюторских компаний.

Конкуренция на фоне роста

Аналитики IDC и ITResearch отмечают, что по итогам 2007 г., так же как и годом ранее, в пятерку лидеров российского рынка принтеров и МФУ вошли Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox (перечислены в алфавитном порядке). По оценке IDC, эти компании контролируют более 90% поставок устройств печати в штучном выражении и более 80% — в денежном.

«Следуя тенденциям рынка, мы сфокусировали свое внимание на сегменте лазерных МФУ и значительно увеличили там свое присутствие. Результат — укрепление позиции компании НР как абсолютного лидера рынка устройств печати, — утверждает Константин Кимельман. — Если провести аналогию с футболом, то битву за долю рынка (в штучном выражении) против нашего ближайшего конкурента, компании Canon, мы выиграли со счетом 5:2».

«Несмотря на большое количество поставщиков, конкуренция на рынке устройств печати весьма относительна... Есть «раскрученный» игрок, почти что монополист, а остальные ведут партизанскую борьбу», — считает Илья Сиротин.

Может ли существенно измениться расклад сил на этом рынке? Мнения игроков разделились. Большинство из них склоняются к тому, что позиции лидеров не претерпят значительных изменений, но вполне возможны перераспределения долей в тех или иных сегментах.

«Рынок печатных устройств достаточно прибыльный, и он уже практически поделен между основными производителями. Уходить с него вряд ли кто-то захочет, но и новых заметных игроков не появится», — поясняет Анатолий Скляревский. По его мнению, стоит ожидать усиления позиционной борьбы: «В зависимости от выбранной стратегии игроки будут фокусироваться на отдельных сегментах, менять точки приложения усилий и соответственно развивать новые приоритетные направления». Анатолий Скляревский уверен, что самая ожесточенная борьба за увеличение доли рынка разворачивается в наиболее быстрорастущем и потенциально прибыльном сегменте цветных лазерных МФУ, который оказался в центре внимания большинства производителей.

Жесткая конкуренция наблюдается по многим направлениям, и не только в относительно новом и «не устоявшемся» сегменте МФУ, где еще не вполне «стабилизировалось» соотношение сил. «Ссылаясь на данные IDC, и без упоминания конкретных вендоров стоит отметить смену лидера на рынке струйных принтеров и перемену мест в первой тройке производителей в сегментах монохромных и цветных лазерных устройств» — так комментирует Илья Сиротин наиболее заметные изменения на рынке.

По мнению Елены Пашковой, некоторая перестановка мест ближайших конкурентов может быть связана прежде всего с выпуском отдельных удачных моделей и заметно повлияет на общий «расклад сил». «Конечно, доли рынка будут постоянно меняться, но не настолько существенно, чтобы привести к смене лидеров», — утверждает она.

Александр Ивашкин считает, что на непредсказуемом российском рынке произойти может все что угодно. При этом он напоминает об успехе одной из компаний, которая за короткое время, приложив немало усилий, вошла в число лидеров рынка устройств печати.

Конечно, для того чтобы попытаться повторить «подвиг» Samsung, новым потенциальным игрокам потребовались бы громадные инвестиции. Но нынешние лидеры вряд ли позволят кому-то «перехватить инициативу». «Для сохранения завоеванных позиций основные игроки увеличивают маркетинговые бюджеты, постоянно запускают новые маркетинговые программы, что также обостряет конкуренцию», — отмечает Алексей Плотников. «Стратегия компании НР нацелена на сохранение и усиление позиций. В 2008 г. мы проведем масштабную зонтичную рекламную кампанию по всему спектру предлагаемого нами портфеля устройств печати», — добавляет Константин Кимельман. По мнению Елены Жигулевой, удержать лидерские позиции смогут те компании, которые имеют собственные технологии, хорошо чувствуют тенденции на рынке, гибки к спросу и сфокусированы именно на устройствах для печати, то есть не считают этот бизнес дополнительным или побочным.

Елена Жуплатова уверена, что расклад сил может измениться в любой момент под воздействием разных факторов, начиная с ценовой политики того или иного вендора, состояния складов, новой стратегии взаимодействия с партнерами. Любые изменения в канале меняют ситуацию на рынке. «Смещение акцентов не только наметилось, оно уже почти очевидно — в ближайшее время можно ожидать существенного изменения долей рынка основных игроков, — утверждает Елена Жуплатова. — Возможно, это не сразу скажется на состоянии рынка в целом, но уж точно повлияет на отдельные сегменты».

«Мы становимся сильнее, и расклад сил изменится», — уверен Ко Хасэгава. Глава представительства Konica Minolta считает, что жесткая конкуренция на российском рынке сохранится, но перейдет на качественно иной уровень: «Бизнес становится прозрачнее. Это означает, что борьба будет вестись по честным правилам».

Все опрошенные вендоры сходятся во мнении, что рынок еще далек от насыщения. «В противном случае он бы не рос, — замечает Илья Сиротин. — Российский рынок огромен, пользователям постоянно требуются устройства для печати, они будут обновлять и расширять парк эксплуатируемой техники». При этом, по оценке Константина Кимельмана, не менее 30% общего количества продаваемых принтеров и МФУ пойдет на замену устаревшей техники новыми аппаратами.

По мнению Елены Пашковой, рынок уже приближается к насыщению, если иметь в виду число эксплуатируемых устройств. «Тем не менее набирает силу процесс обновления парка, — утверждает она. — На смену струйным и персональным лазерным аппаратам приходят сетевые модели лазерных принтеров и МФУ. Это можно легко заметить, если проанализировать тенденции развития различных сегментов». С ней соглашается и Ко Хасэгава: «Российский рынок находится в стадии перехода со струйных на лазерные устройства и с монохромных на цветные». По его оценке, это будет продолжаться еще ближайшие три года.

«Насытить рынок невозможно, потому что постоянно появляются новинки, более совершенные, более современные и более «продвинутые». И на них всегда будет спрос», — уверена Елена Жуплатова.

К этим оптимистическим ожиданиям остается лишь добавить прогноз старшего аналитика IDC Александра Голощапова: «Российский рынок периферийных устройств печати в ближайшие пять лет будет расти в среднем на 8% ежегодно».