В 2007 г., как и в предыдущие годы, рынок проекционного оборудования в России активно рос. Причем развивались все его сегменты: проекторы для бизнеса, образования, для домашних кинотеатров, инсталляционные аппараты. Вендоры и дистрибьюторы оценивают рост рынка в диапазоне от 30 до 60%. По данным ITResearch (полный отчет об исследовании рынка средств визуализации см. в журнале «Бестселлеры IT-рынка» № 1/2008), емкость рынка мультимедийных проекторов в 2007 г. превысила 130 тыс. устройств, что на 48% больше, чем годом ранее. Рост на уровне 50% этот сегмент показывает второй год подряд. Результаты 2007 г. значительно превысили прогнозы российских и иностранных аналитических фирм. «Российский рынок проекторного оборудования развивается очень неплохими темпами. Ведь ITResearch предполагала, что в 2007 г. будет продано лишь 100–110 тыс. устройств», — напоминает Роман Бобров, менеджер по продукции представительства ViewSonic по направлению проекционной техники. «Если аналитики маркетингового агентства DTC ожидали, что в 2007 г. рост составит 12%, то результат буквально ошеломил — 56%. Кажется, что пора бы остановиться и расти более спокойно: на 2008 г. прогноз DTC составляет 8%, но, как говорится, будущее покажет», — говорит Анна Зуева, директор компании Delight 2000. Причем продажи дистрибьюторов проекторного оборудования порой оказывались еще более впечатляющими. Так, у компании «Русский Стиль» в прошлом году оборот вырос в количественном выражении более чем в два раза.

По данным ITResearch, доля DLP-устройств продолжает доминировать, но если год назад она составляла 62%, то по итогам 2007 г. снизилась до 57%. По мнению Михаила Невзорова, регионального менеджера (Россия и страны СНГ) Mitsubishi Electric Europe B.V., большинство производителей, использующих обе технологии, сделали ставку на DLP-технологию в сегменте low-end и на технологию LCD в сегменте hi-end (проекторы с высоким разрешением, дорогие модели для кинотеатров).

Госзаказ: тендеры уходят в регионы

Фактором, положительно влияющим на развитие рынка проекционного оборудования, стала стабильная макроэкономическая ситуация. Государственные доходы от нефтяного бизнеса гарантировали бесперебойное финансирование национальных проектов (в том числе в сфере образования), а процессы, связанные с развитием реального сектора экономики, стимулировали продажи ИТ и аудиовидеооборудования на корпоративном рынке. «Улучшение финансового положения региональных заказчиков привело к увеличению продаж на местах — там и спрос повыше, и денег стало достаточно», — поясняет Михаил Невзоров. Согласна с ним и Надежда Харитонова, директор по маркетингу компании «Русский Стиль»: «В 2007 г. в результате реализации экономической программы правительства и ряда национальных проектов произошло перераспределение части бюджетных средств в пользу регионов, вследствие чего появилось много региональных тендеров по закупке оборудования. Децентрализация госзакупок привела к развитию каналов дистрибуции, создав для небольших компаний новые возможности по поставкам техники и расширению списка предлагаемых ими услуг». Анна Зуева обращает внимание также на то, что последний год президентского правления Владимира Путина заставил активно осваивать бюджетные деньги, что также внесло свой вклад в благоприятную для рынка проекторного оборудования финансовую ситуацию в 2007 г.

Один из существенных факторов, влияющих на объем рынка проекторов, — повышенное внимание государства к школе и популяризация интерактивных технологий в образовании. Как следствие — расширение закупок по госзаказу. «Государство продолжает влиять на рост продаж проекторов в стране, — уверен Александр Мельцев, руководитель Департамента профессионального электронного оборудования московского представительства Sanyo Electric. — Давайте обратимся к фактам. В 2007 г. почти 30% всех поставленных в Россию проекторов имели разрешение SVGA. Коммерческие продажи устройств с таким разрешением не очень значительны. В основном эти аппараты поставляются в тендеры, где главное требование — минимальная цена. Также весомая часть тендерных поставок приходится на проекторы с разрешением XGA и минимальной яркостью: их доля превысила 40% всех устройств, попавших в 2007 г. в Россию. Таким образом, влияние государственных денег на рынок видеопроекторов можно оценить как очень значительное».

Любой крупный государственный тендер оказывает двойное воздействие на рынок: во-первых, увеличивает его объем, а во-вторых, стимулирует региональные, муниципальные и частные образовательные учреждения к дополнительной закупке проекционной техники. «Если говорить по рынку в целом, то крупные тендеры, подобные «Детям России», безусловно, заметно сказываются на общей картине — как на объеме рынка, так и на доле отдельных игроков и тенденциях спроса на проекторы с теми или иными характеристиками», — говорит Роман Бобров. По его словам, в 2008 г. ViewSonic планирует уделить тендерным поставкам больше внимания и довести их долю в продажах до 30% в 2008 г. (в 2007 г. — 15%).

За счет перераспределения средств между федеральными и региональными бюджетами в 2007 г. проводилось много мелких тендеров, в которых шансы на победу получили небольшие компании. «Федеральных программ масштаба 2002–2004 гг. в прошедшем году не было, но проходило много тендеров меньшего масштаба, которые суммарно составили до 30–40% рынка», — считает Виктор Поповский, директор департамента профессиональной видеотехники московского представительства Toshiba Europe. Хотя все ключевые вендоры принимали участие и в тендерах регионального масштаба, победа в каждом отдельном тендере уже не давала такого солидного преимущества в объеме продаж, как в предыдущие годы.

Чтобы получить наибольший шанс на победу, необходимо иметь наилучший продукт по соотношению цена/производительность. «С учетом пока еще относительной дороговизны проекторов данный фактор имеет особое значение», — считает менеджер по проекторам компании «Самсунг Электроникс Рус Компани» Сергей Лисовский. Но поскольку государственные закупки осуществляются через аукционы, это зачастую приводит к снижению качества закупаемого оборудования.

А менеджер по работе с ключевыми клиентами российского офиса NEC Display Solutions Europe Михаил Вакуленко полагает, что влияние госзаказа на рынок снижается: «Проекторный рынок все больше приближается к регулярной бизнес-модели. Растет число партнеров, продающих оборудование на каждодневной основе, так как оно все больше приобретает черты «коробочного» продукта. Конечно, это не касается сложных инсталляционных решений». Помимо госзаказа положительно сказалось на рынке проекционного оборудования повышение спроса на эту продукцию со стороны образования и бизнеса как на доступный источник визуализации для средних и больших групп людей.

События-2007

Главным фактором, влиявшим на рост проекционного рынка в 2007 г., стало повышение платежеспособности покупателей, которое сопровождалось снижением цен на проекционную технику (развитие технологий и конкуренция производителей привели к резкому снижению стоимости проекторов в начале II квартала 2007 г.). Вместе с тем повысились минимальные технические требования к этому оборудованию. Оно стало функциональнее, увеличилась яркость изображения, наметилась тенденция к росту разрешающей способности.

Во второй половине 2007 г. сформировался устойчивый спрос на Full HD проекторы для домашнего кинотеатра, хотя некоторые производители анонсировали их еще в 2006 г. «Именно в этот период снизились цены на эту технику, многие вендоры анонсировали видеокамеры Full HD, начали интенсивно продаваться устройства для воспроизведения и записи сигнала высокой четкости, и рынок стал наполняться видеоконтентом соответствующего формата», — говорит Александр Мельцев.

На модели Full HD ажиотажного спроса пока нет, но производители и дистрибьюторы уверены, что у этого сектора хорошие перспективы. «Во-первых, конкуренция между производителями будет способствовать снижению цен. Во-вторых, большое информационное поле проектора позволяет одновременно выводить сигналы от нескольких источников с отличным качеством. В-третьих, переход на высокое разрешение — это вопрос времени, и в наступившем году рост HD-контента ожидается в секторе домашнего видео, в сфере развлечений и корпоративных рекламных продуктов», — поясняет Анна Зуева.

Александр Мельцев считает, что в 2007 г. резко вырос спрос на проекторы с функцией беспроводного доступа. Связано это, во-первых, с ростом благосостояния населения: все больше людей готовы переплатить некоторую сумму и развернуть у себя в офисе беспроводное решение. Во-вторых, с тем, что передаваемая по беспроводному каналу картинка становится все более приемлемой для качественной демонстрации презентаций.

Виктор Поповский напомнил, что в начале 2007 г. на рынке проекторов наблюдался низкий спрос: это было связано с незначительным бюджетным финансированием. Он также отметил несколько крупных тендеров в образовательном секторе, появление на рынке ESP-проекторов, а также изменение таможенных правил в IV квартале. Михаил Невзоров обратил внимание на то, что в России была впервые проведена специализированная выставка — Integrated Systems Russia 2007, что также сыграло позитивную роль в развитии рынка проекционной техники.

Прибыльность или доля рынка?

В последнее время в России массовый спрос постепенно смещается в сторону более профессиональных проекторов. Корпоративный пользователь практически совсем отказался от SVGA-моделей и требует полнофункциональных устройств с разрешением XGA и выше. По данным ITResearch, рост доли XGA-проекторов по итогам 2007 г. приблизился к 60% в натуральном выражении, в то время как продажи проекторов с базовым разрешением SVGA снизились почти до 35%. Некоторые эксперты говорят даже о 80% для XGA и о том, что из-за сокращения количества SVGA-моделей к концу 2008 г. на рынке, возможно, останется не более двух десятков бюджетных устройств. Доминирующим стандартом стал XGA. «Все большие тендеры предполагают поставку техники XGA с потоком не менее 2000 лм», — отмечает Артем Бражник, директор по закупками компании «Русский Стиль». Виктор Поповский считает, что наиболее массовым в 2007 г. стал сегмент low-end XGA. «Дешевые проекторы закупались государством. Кроме того, превратившись в «коробочный» товар, такие устройства стали активно продаваться в розничных сетях», — говорит Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний «Цифровые системы». Согласен с ним и Сергей Мельников, менеджер по маркетингу компании «Полимедиа»: «Львиную долю продаж составили проекторы легкие и средние, рассчитанные на массового потребителя. „Тяжелые“ инсталляционные устройства традиционно самые прибыльные, но они не рассчитаны на широкий сегмент рынка». В результате производители проекторов развернули соперничество по двум направлениям: за долю рынка и за прибыль. «Если у первых компаний преобладают проекторы класса Volume (около 70% продаж), то другие стараются уйти из этого сегмента, сосредоточившись на инсталляционных устройствах, более мощных, с большим количеством дополнительных функций», — говорит Анна Зуева.

Сегменты рынка проекционного оборудования в 2007 г. (по данным компании ViewSonic)

  • Проекторы для бизнеса — прирост +57%, доля 59%;
  • Проекторы для образования — прирост +74%, доля 31%;
  • Проекторы для ресторанов, клубов, рекламных целей — прирост 3%, доля 2%;
  • Проекторы для домашних кинотеатров — прирост 16%, доля 8%;
  • Low-end — 80%, high-end — 20%.

В то время как XGA-проекторы вытесняют в сегменте low-end SVGA-модели, аналогичная ситуация происходит и на рынке проекторов для кинотеатров — устройства 576р практически ушли с рынка, а их место заняли HD ready и Full HD проекторы.

Яркие и широкоформатные

Интересной тенденцией 2007 г. стало вторжение широкоформатных проекторов (WXGA и Full HD) на корпоративный рынок. Форматы 16:9 и 16:10 выходят за рамки рынка домашних кинотеатров, такое оборудование начинают применять не только в ходе деловых переговоров и презентаций, но и в учебных заведениях. По словам Александра Мальцева, к концу 2007 г. доля ноутбуков с широкоформатным экраном (соотношение сторон 16:10), используемых для презентаций, настолько превысила долю мобильных ПК с классическим экраном (соотношение сторон 4:3), что многие компании стали приобретать офисные проекторы под стать ноутбукам. Михаил Невзоров называет и другие причины роста этого сегмента: «Распространение Blu-ray-устройств, представление систем видеоконференцсвязи в стандарте HD. На наш взгляд, доля широкоформатных проекторов на корпоративном рынке будет расти, как минимум, в течение ближайших трех-четырех лет».

2007 г. стал очередным годом борьбы за качество изображения. Это и технология Brilliant Color в DLP-проекторах, и новое поколение ЖК-панелей для Home Cinema в 3LCD. Улучшение технологических характеристик коснулось и яркости. Так, доля SVGA-проекторов со световым потоком 2000 лм существенно сократилась — некоторые производители вообще отказались от этих моделей. В то же время увеличился спрос на XGA-проекторы со световым потоком 3000 лм и более. Всплеск активности наблюдался и в сегменте сверхъярких проекторов (более 5000 лм). Яркость 2000–3000 лм стала доминирующим стандартом.

Роман Бобров обращает внимание на такую тенденцию, как увеличение срока службы ламп, что снижает общую стоимость пользования проектором (например, в новых изделиях ViewSonic PJ551/559/560D срок службы лампы увеличен до 3500/4000 часов вместо традиционных 2000/3000). Михаил Вакуленко отмечает тенденцию уменьшения массы проекторов при увеличении выдаваемого светового потока. В прошедшем году начался резкий рост и в сегменте короткофокусных проекторов, предназначенных для использования вместе с интерактивными досками. Такие модели появились практически у всех вендоров. Феликс Точанский, заместитель директора компании «Викинг», считает это самой значимой тенденцией 2007-го.

Среди технологических тенденций года Борис Эшкинд назвал рост продаж проекторов, выполненных по технологии LCOS (DILA, SXRD), в основном за счет появления новых моделей Sony и JVC и довольно успешное начало продаж компактных LED-проекторов: «Вопреки прогнозам, LED-проекторы Toshiba и LG нашли своих покупателей, и их дебют нельзя назвать неудачным». Среди других технологических новинок Елена Жигулева, менеджер по связям с общественностью московского представительства компании Epson Europe B.V., отмечает проекторы на основе 3LCD-технологии, причем «средний спрос» сдвигается в сторону более функциональных и специализированных моделей. Дмитрий Кравченко, директор по развитию бизнеса по направлению потребительской электроники в Восточной Европе компании Acer, обращает внимание на новый программно-аппаратный комплекс на базе DLP ColorBoost, позволивший значительно улучшить цветопередачу; Артем Бражник, директор по закупкам компании «Русский Стиль», — на трапецеидальную коррекцию в бюджетных проекторах; Анна Зуева — на появление DLP-чипа WUXGA от Texas Instruments (1920Ч1200). «Panasonic и Projectordesign уже представили модели на основе новейшего чипа. В 2008 г. равнение будет на эти устройства», — считает она.

Несмотря на довольно успешный год, компании говорят и о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. В представительстве ViewSonic встревожены усилением конкуренции, вызванной повышенным вниманием всех игроков к российскому рынку. Растет соперничество и между дистрибьюторами. «На фоне увеличения продаж в штуках и увеличения оборота в деньгах заметно обострилась конкуренция между дистрибьюторами, что привело к снижению цен и уменьшению рентабельности по отдельным продуктам», — говорит Надежда Харитонова. Феликс Точанский напоминает, что с каждым годом усиливается давление компьютерных фирм, которые продают проекторы по демпинговым ценам. По словам Бориса Эшкинда, во II квартале ощущалось заметное снижение спроса, что вылилось в довольно слабые продажи, однако уже в III квартале ситуация стабилизировалась. Дмитрий Кравченко в качестве проблемы, с которой столкнулась Acer в прошедшем году, называет некорректно составленные конкурсные документы.

В полосе света

По данным, предоставленным CRN/RE вендорами и дистрибьюторами, в 2007 г. производители занимали следующие позиции на российском рынке проекционного оборудования:

В натуральном выражении

  1. Acer, доля 17,19–18,5%
  2. BenQ, доля 15–16,03%
  3. Epson, доля 13–13,79%
  4. Toshiba, доля 10,66–11%
  5. Sanyo, доля 7,61%
  6. NEC 7,5%
  7. Mitsubishi 5,6%

В денежном выражении

  1. Sanyo 13,2%
  2. BenQ 12,3%
  3. Acer 11,9%
  4. Epson 10,7%
  5. Toshiba 8,6%
  6. NEC 7,2%
  7. Mitsubishi 6,5%

«В категории дешевых офисных проекторов, на мой взгляд, впереди BenQ, Acer, Epson и Toshiba. Кстати, проекторы именно этих производителей наиболее часто выходили победителями в государственных тенедерах. Если говорить о «тяжелых» инсталляционных моделях, то здесь я бы выделил Panasonic, а также Sanyo и Sony. Среди производителей проекторов для кинотеатров можно отметить InFocus, Sanyo, Panasonic и Epson. В наиболее конкурентном среднем ценовом сегменте кроме вышеперечисленных вендоров также заметны NEC и Mitsubishi», — Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний «Цифровые системы».

«Борьба вендоров за рынок обострилась. Появляются новые интересные модели и решения, ценовая политика становится более агрессивной. Если говорить о лидерах, то в сегменте легких проекторов на первых местах BenQ и Epson, среди «тяжеловесов», пожалуй, Panasonic», — Сергей Мельников, менеджер по маркетингу компании «Полимедиа».

«Лидером уже несколько лет остается Epson. Чрезвычайно активная маркетинговая политика этого вендора (лампа в подарок для учебных заведений, открытие демозала, программы поощрений и т. д.) говорит о том, что и в ближайший год он вряд ли утратит свои позиции, однако очень активны и другие игроки: Acer, BenQ, Sanyo, Toshiba», — Анна Зуева, директор компании Delight 2000.

Работать с проекторами — выгодно

В партнерском канале рынка проекционного оборудования — свои тенденции. По мнению Дмитрия Кравченко, увеличивается доля традиционного ИТ-канала в цепочке поставок. «Сегодня все крупные оптовые ИТ-компании имеют в своем ассортименте устройства разных поставщиков. Значительно выросло также число предлагающих проекторы розничных компаний. Одновременно системные интеграторы увеличили продажи профессиональных аппаратов в составе решений», — говорит Надежда Харитонова. Все больше компаний переходит от простой продажи оборудования к предоставлению услуг по проектированию и монтажу переговорных, залов заседаний, конференц-залов. Компании, заинтересованные в развитии проекторного направления, организуют специальные помещения для тестирования, где клиенту предоставляется возможность убедиться в преимуществах того или иного устройства. «Компании, изначально занимавшиеся проекционной техникой, переходят к продаже решений и системной интеграции, а все больше ИТ-фирм включается в продажу „коробок“», — считает Михаил Невзоров.

Однако ИТ-канал, интеграторы, через которых продаются бизнес-модели, и канал, занимающийся поставками проекторов для домашних кинотеатров, — это все-таки разный бизнес. «Для каждого сегмента мы разрабатываем отдельные партнерские программы», — говорит Елена Жигулева. В результате за последний год Epson приобрела несколько новых партнеров: «Цифровые системы», «Лазерный мир» (ДВМ), «ОнЛайн Трейд». Новые партнеры появились у Mitsubishi Electric, Acer и ViewSonic.

Все производители проекционного оборудования намерены усилить свои позиции на российском рынке. «До недавнего времени некоторые модели для известных брендов выпускались на производственных мощностях Samsung. С 2008 г. мы планируем начать активно развивать это направление и в России, для чего уже в самое ближайшее время будут анонсированы новейшие модели проекторов Samsung как для офисного, так и для домашнего применения, а также окончательно определен канал сбыта», — сообщает Сергей Лисовский.

В 2007 г. проекторы стали появляться в федеральных и региональных розничных сетях. Однако некоторые специалисты полагают, что полноценным этот канал сбыта считать рано. «В прошлом году некоторые производители пытались наладить отношения с розничными сетями («Эльдорадо», «МИР»). Но, кажется, наш рынок еще не дорос до этого канала продаж, все-таки покупатели предпочитают приобретать проекционную технику в специализированных фирмах», — считает Сергей Мельников.

Все больше ИТ-компаний рассматривают проекторный бизнес как перспективное направление работы.

По словам Бориса Эшкинда, партнерский канал рынка проекционного оборудования в 2007 г. сильно «повзрослел», набрался опыта, научился правильно позиционировать и продавать проекционное оборудование. Особенно это касается крупных ИТ-реселлеров, которые обратили внимание на проекторы как на продукт с довольно высокой маржинальностью. С учетом того, что этот рынок в России еще далек от насыщения, у компаний, сделавших ставку на проекторы, есть все основания для оптимизма, по крайней мере на ближайшие несколько лет.