Вопрос миграции на отечественные решения стал одним из самых значимых в 2022 году и лишь набирает актуальность. Как внедрить новые продукты в существующую ИТ-инфраструктуру компании максимально безболезненно? Какие сложности таит переход? О нюансах миграции на импортозамещенную ИТ-инфраструктуру, необходимости тестирования всех новых решений, комплексного подхода и о том, как в этом процессе могут помочь партнерам и их заказчикам проектные сервисы компании OCS, рассказываем в этой статье.

Компания OCS Distribution с 2015 года одним из стратегических направлений выбрала развитие технической экспертизы и уже помогла сотням компаний внедрить различные решения. Работая в этом направлении, инженеры OCS видели, с какими трудностями сталкиваются заказчики при обновлении своей инфраструктуры. Если раньше можно было заниматься миграцией на новые продукты в течение длительного периода, вплоть до нескольких лет, сейчас в критически важной инфраструктуре переход надо осуществить быстро. Но не каждая ИТ-компания имеет возможность моделировать новые решения и тестировать их. OCS Distribution как раз является одной из немногих, кто имеет в своей структуре все ресурсы для этих работ, и эти ресурсы доступны всем партнерам и их заказчикам.

Почему миграция стала столь необходимой?

Исторически большая часть существующих ИТ-инфраструктур у заказчиков развернута на оборудовании и программном обеспечении иностранных производителей. Даже если возможность использовать эти продукты в составе инфраструктуры с уходом вендоров с российского рынка остается, становится актуальным вопрос обслуживания и технической поддержки. Особенно важен этот момент для программного обеспечения, потому что при возникновении проблем требуется серьезное вмешательство службы разработки.

По этой причине, даже если заказчик готов использовать некоторые из иностранных средств в дальнейшем, часть компонентов в существующей инфраструктуре в любом случае придется заменять на российские. И как они будут работать с уже имеющимися иностранными — большой вопрос.

Таким образом, частичная или полная миграция на инфраструктуры, построенные на отечественных производителях, неизбежна. То, насколько резко будет происходить этот переход, зависит от конкретной компании: требований к ней регуляторов, компетенций службы технической поддержки и наличия в штате специалистов, которые способны обслуживать систему без поддержки вендоров.

В чем сложность?

Каждый проект миграции уникален. Процесс переноса систем зависит от состояния инфраструктуры заказчика и продуктов, которые он планирует использовать. Так, в компании уже могут быть частично внедрены российские решения. Объем работ варьируется в зависимости от того, как заказчик планирует перенос текущих сервисов и как планирует их развивать.

Отсутствие полных аналогов. Импортозамещающий продукт не является полным аналогом существующего в рамках инфраструктуры западного решения. Нельзя построить рядом с действующей инфраструктурой идентичную на российских решениях — при миграции необходимы компетенции для доработок и создания готовой работоспособной инфраструктуры, которая удовлетворяла бы запросы заказчика.

Миграция не подразумевает «работу с нуля». Даже перенос информации с действующего сервера на другой — это сложная и ответственная работа. Если какая-то из систем будет работать некорректно, заказчик понесет убытки. При миграции на отечественные решения речь идет о принципиально других разработках и классах операционных систем. Так, примером непростой миграции можно назвать почтовые системы, которые интегрированы вертикально по всем сервисам, и системы каталогов, подразумевающие много автоматизации, групповых политик и взаимосвязанных конфигураций.

Необходимость комплексного подхода и тестирования решений. Не имея возможности проверить работоспособность компонентов в тестовой среде, заказчик зачастую внедряет то или иное решение в «живую» инфраструктуру, без предварительной апробации. Ни один производитель не гарантирует полную совместимость компонентов — слишком много нюансов, параметров и критериев, вследствие которых одно решение может быть несовместимо с другим. Даже те решения, которые заявляют самостоятельную установку «из коробки», предполагают наличие у заказчика определенных компетенций.

Миграция: подход OCS

С точки зрения OCS, миграция базируется на концептуальной проектной деятельности с обязательным аудитом, разработкой плана и привлечением руководителя проекта. Инженеры придают значение соблюдению всех этапов и безопасному исполнению с точки зрения текущей инфраструктуры в случае, если возникнут какие-либо нюансы. Также внимание уделяется состоянию текущей инфраструктуры и соответствию результата ожиданиям заказчика. Для этого необходим четкий план миграции, где каждый этап подразумевает конкретные действия. Это обеспечивает безопасность: например, наличие механизма возврата к предыдущим версиям.

Так как миграция в ручном режиме зачастую неприемлема для «живых» инфраструктур, специалисты OCS разработали механизмы автоматической и полуавтоматической миграции. Инженеры включаются в процесс на этапе, когда необходим ручной контроль — то, в каком режиме будет происходить миграция, обговаривается на этапе создания дорожной карты конкретного проекта.

Хотя скорость и сроки миграции зависят от масштаба, у OCS есть широкий инструментарий, который позволяет автоматизировать и оптимизировать процесс:

  • Наличие в продуктовом портфеле решений от производителей, которые специализируются на миграции;
  • Канал коммуникации с российскими вендорами, которые могут оперативно предоставить тестовые лицензии и оказать необходимую помощь;
  • Участие широкого круга специалистов: не только представителей заказчика и инженеров, но и сотрудников продуктовых направлений, партнеров, вендоров;
  • Оборудованная площадка для отработки и тестирования сценариев миграции;
  • Функционирующий стенд, который является прототипом и готовым решением ИТ-инфраструктуры.

Стенд — это не просто набор оборудования с операционными системами, а законченная инфраструктура на основе взаимоинтегрированных решений. Как только в портфеле компании появляется новый продукт, например, операционная система или ВКС, он сразу же разворачивается на стенде. Это позволяет как продемонстрировать один и тот же сервис от различных производителей, так и оперативно конфигурировать различные программно-аппаратные комплексы под задачи конкретного заказчика. Такой подход значительно ускоряет процесс тестирования, миграции и развития инфраструктур.

OCS разработал следующие сервисы в направлении комплексной миграции

  1. Технический аудит существующих инфраструктур для построения дорожной карты миграции.
  2. Проект миграции, который описывает конкретную техническую имплементацию на основе портфеля вендоров, предпочтений заказчика и требований бизнеса.
  3. Развертывание и моделирование инфраструктуры с демонстрацией процесса миграции конкретных сервисов и элементов и вовлечением заказчика на этапе пилотного проекта. Это помогает учесть все нюансы, которые могут возникнуть в процессе миграции.
  4. Тестирование различных сценариев в рамках стенда на тестовой площадке.
  5. Миграция инфраструктур на целевые.
  6. Поддержание жизненного цикла инфраструктуры.

Миграция — это всегда решение нетривиальных задач. Интерес к подобным процессам на рынке растет, и команда OCS разрабатывает большое количество сценариев в интересах партнеров и заказчиков. Специалисты регулярно проводят консультации и демонстрацию готовых к внедрению решений в рамках различных мероприятий. Так, в рамках V технологического форума «IT-Ось. Ориентиры» инженерами OCS организована сессия, посвященная миграции ИТ-инфраструктур, и ряд мастер-классов.

Вернуться на главную страницу Форума IT-Ось

Реклама ООО «Имидж Групп», ИНН: 7838094634