11 октября 2016 г.

Мария Митюрёва

ИТ-инфраструктура любой компании должна работать стабильно, ведь если произойдет обесточивание сети, то финансовые или репутационные потери неизбежны. Вот почему источники бесперебойного питания (ИБП) представляют собой крайне важный сегмент на рынке технологий.

Сегодня рынок ИБП показывает рост, однако говорить о его полном восстановлении пока рано. Так, например, по данным IT Research, во втором квартале 2016 года, по сравнению с первым, объем рынка увеличился примерно на 19% в денежном эквиваленте и составил 64,6 млн долл. Но, чтобы понять, что в действительности происходит, важно взглянуть на предпосылки сложившейся ситуации.

Еще в 2013 году эксперты начали говорить о возможной стагнации на рынке ИБП. Экономическая нестабильность, а также падение цен на нефть и скачки курса валют негативно сказались на его состоянии. Несмотря на то, что со временем ситуация начала исправляться, 2015 год оказался весьма нестабильным. По одним только данным компании IDC, объем рынка ИБП в денежном выражении в прошлом году снизился на 40%. И это закономерно, ведь снижение активности происходило во всех отраслях экономики. Все это привело к определенным изменениям, которые производители и поставщики, на наш взгляд, должны учитывать в своей работе.

Во-первых, на рынке стало заметно снижение инвестиций в строительство ИТ-инфраструктуры, ЦОДов и других объектов. Многие заказчики отложили реализацию своих проектов из-за финансовых трудностей. Другие же стали более избирательными при выборе оборудования: с одной стороны, у заказчиков больше нет возможности переплачивать за бренд, но при этом они все же не готовы жертвовать качеством приобретаемого решения. Кроме того, как следствие уменьшения инвестиций, появилась временная тенденция к снижению мощности закупаемых ИБП. Таким образом, организации сегодня вынуждены или уменьшать объемы закупок, или экономить на мощности устройств.

Однако стоит отметить, что большие по мощности решения сейчас все же используются, но, чаще всего для оснащения объектов, которые должны быть введены в эксплуатацию при любых обстоятельствах, в частности, речь идет о государственных закупках — здесь ИБП, как часть критически важного оборудования для обеспечения электропитанием, присутствует всегда.

Отмечено также падение спроса на ИБП самой малой мощности, которые используются, например, для дома, поскольку производители переориентировались на корпоративный сектор. Это вызвано падением спроса на источники бесперебойного питания мощностью менее 1 кВА.

У ключевых игроков стала заметна тенденция на ориентацию на другие сегменты рынка — менее крупные с точки зрения объема и заказов. Из-за снижения инвестиций, крупные игроки теперь берутся за незначительные проекты, которые раньше практически не рассматривали. А небольшие компании испытывают трудности, ведь раньше именно они могли рассчитывать на эти заказы.

Во-вторых, появился отчетливый тренд на импортозамещение. На фоне европейских и американских решений увереннее стали себя чувствовать игроки из других регионов. При этом, поскольку Азия уже состоялась как производитель, а Россия только собирается заявить о себе в этой области, клиенты все чаще, хотя и не без лишней осторожности, рассматривают решения из Китая или Тайваня. Данная тенденция касается только зарекомендовавших себя на рынке поставщиков и производителей. Это видно по результатам деятельности компаний за последнюю пару лет.

В-третьих, что интересно, в складывающихся условиях на первый план выходит сервис на всех этапах внедрения: от квалифицированных специалистов дистрибьютора, прошедших необходимые тренинги в рамках образовательных центров вендора, до полного спектра услуг постпродажного обслуживания. Иными словами, заказчики смотрят не только на цену или качество предлагаемого решения, но и на то, сможет ли производитель и его сервисная сеть обеспечить дальнейшую поддержку. Часто именно это становится решающим аспектом при выборе.

Однако несмотря на появление этих трендов, можно сказать, что в конце прошлого года на рынке ИБП начало происходить определенное «оздоровление», иными словами, итоги IV квартала для многих компаний оказались позитивными. Так, если в I квартале 2015 года объем рынка снизился примерно на 45% в денежном эквиваленте, а во II — всего на 26,8%, то в последнем квартале 2015 года падение составляло уже 22%.

Кроме того, объем рынка в долларах за I квартал текущего года также увеличился на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2015. Речь конечно же не идет о полном восстановлении рынка, ведь сами продажи все еще растут медленно, но само наличие тендеров — это уже положительный показатель.

Кроме того, стоит отметить, что рынок ИБП тесно связан с состоянием других областей, например, рынка ЦОДов. Несмотря на то, что развитие корпоративных ЦОДов в последнее время замедлилось, на рынке коммерческих ЦОДов, напротив, наблюдается небольшой рост. Одна из причин — это новый законопроект, предписывающий компаниям, действующим на территории России, хранить у себя огромные объемы персональных данных. Чтобы не строить собственных центров обработки данных, такие организации прибегают к услугам сторонних сервис-провайдеров, которые нуждаются в обеспечении ЦОДов качественными ИБП.

Что касается прогнозов, то рассуждать на тему того, как рынок будет вести себя в ближайшем будущем пока достаточно сложно. По нашим данным, в 2016 г. рынок вырастет примерно на 10% по сравнению с 2015. Ожидается его постепенное восстановление и в дальнейшей перспективе, кроме того будет осуществляться возврат к все более «тяжелому» сегменту ИБП и большей мощности.

При этом заказы и возможности для роста на рынке ИБП есть уже сейчас. Вот почему, например, поставщики сейчас активно работают над развитием отношений с партнерами. При этом не стоит забывать, что партнерам важно увидеть решение, «пощупать» его, а также получить консультацию и поддержку в проектировании. Как следствие возрастает актуальность специальных тренинг-центров и семинаров, в том числе и для региональных партнеров.

Сегодня компании вынуждены выстраивать свою стратегию работы на рынке ИБП таким образом, чтобы сыграть на опережение и предложить заказчикам решения, которые в этих обстоятельствах окажутся для них идеальным вариантом.

При этом российский рынок остается для многих компаний, в том числе иностранных, ключевым. Не смотря на экономические встряски последних лет, его насыщенность оставляет желать лучшего, что в свою очередь открывает большие возможности для дальнейшего развития. И при оптимистичном развитии событий, российский рынок ИБП в среднесрочной перспективе определенно будет ждать постепенное, но, при этом, уверенное восстановление.

Источник: Мария Митюрёва, руководитель отдела маркетинга Delta Electronics