15 ноября 2016 г.

Увеличить
Увеличить

J’son & Partners Consulting продолжает цикл исследований в рамках направления Интернета Вещей и представляет краткие результаты исследования основных тенденций и перспектив развития рынка интеллектуальных транспортных систем в России. Основной акцент был сделан на автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). Были подробно детально проанализированы десятки проектов в этой области: используемые системы, основные вендоры, состав периферийного оборудования и технологии связи для его подключения.

Прогнозы и перспективы интеллектуальных транспортных систем в России

Транспортная отрасль является одним из наиболее перспективных направлений реализации концепции Интернета Вещей. Это связано с необходимостью и возможностью автоматизации процессов управления дорожным движением и исключения субъективного человеческого фактора.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, общее количество подключенных объектов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России увеличится на 46% — с 29,4 тыс. в 2015 г. до 42,9 тыс. в 2020 г. При этом первое место займут комплексы фото- и видео-фиксации (ФВФ), опередив по количеству подключений детекторы транспорта.

АСУДД предназначены для централизованного или локального автоматизированного управления дорожным движением (транспортными и пешеходными потоками). Такие системы представляет собой совокупность периферийных устройств, объединенных в единую сеть, с центральным пунктом управления (ЦПУ).

Периферийные устройства в составе АСУДД (на примере АСУДД КАД) включают:

  • дорожные контроллеры;
  • детекторы транспортного потока (дорожного движения);
  • знаки и табло переменной информации;
  • камеры видеонаблюдения (видеокамеры);
  • автоматические дорожные метеорологические станции (метеостанции);
  • подсистемы оценочного весового контроля;
  • комплексы контроля скоростного режима;
  • другие «подключенные» устройства.

АСУДД в границах городов также включают «подключенные» светофоры.

На основе исторических и текущих данных, получаемых от датчиков и камер, осуществляется регулирование транспортных потоков (например, назначаются приоритеты). Может происходить как выбор готовых моделей регулирования, так и подстройка отдельных существующих параметров к текущим условиям.

По мнению консультантов J’son & Partners Consulting, проекты по созданию комплексных АСУДД будут активно развиваться в нашей стране, в первую очередь, в связи с необходимостью дальнейшей борьбы с «пробками» и в рамках общей стратегии по увеличению безопасности дорожного движения. Немаловажным фактором является возможность пополнения региональных бюджетов за счет автоматизации процессов фиксации и выставления штрафов для нарушителей дорожного движения. В 2016 году ряд крупных городов, например, Нижний Новгород, Самара и др., объявили конкурсы на создание таких систем.

По оценке J’son & Partners Consulting, к 2020 году в России будет почти 43 тыс. подключенных объектов в сегменте ИТС. Крупнейшими по количеству подключений останутся такие периферийные устройства АСУДД, как комплексы фото- и видеофиксации и детекторы транспорта.

Оценка рынка АСУДД и основные тенденции

В России наиболее развитые системы ИТС/АСУДД внедрены в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано, в первую очередь, с особым статусом этих городов федерального значения, с острой необходимостью решения проблемы перегрузки автодорожной инфраструктуры и снижения числа ДТП.

Так, по данным ГКУ ЦОДД, в настоящее время в составе ИТС города Москвы функционирует:

  • более 2 тыс. светофорных объектов,
  • более 2 тыс. видеокамер телеобзора,
  • более 6 тыс. детекторов мониторинга условий дорожного движения,
  • 700 км волоконно-оптических линий связи,
  • транспортная модель (80 тыс. зданий и сооружений, более 45 тыс. торговых объектов, 4600 остановок общественного транспорта, 190 тыс. развязок и перекрестков, 1,2 млн поворотов по направлениям и т.д.),
  • 157 табло отображения информации,
  • 805 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД,
  • контролируется более 100 тысяч парковочных мест.

Одной из основных тенденций в области ИТС/АСУДД является постепенный переход от зарубежного программного обеспечения и периферийного оборудования — к отечественному (импортозамещение).

В частности, с 2014 г. «Автодорцентр» (один из основных партнеров строительного комплекса Москвы в сфере строительства АСУДД) разрабатывает собственное программное обеспечение и параллельно ищет замену импортных элементов — видеокамер, детекторов, светофоров, контроллеров — на отечественные. Для этого компания работает напрямую с производителями этого оборудования.

В Санкт-Петербурге процессы импортозамещения в области АСУДД последние годы продолжались достаточно активно и привели к доминированию российской системы «Спектр». Доля рынка по количеству подключенных к этой системе светофорных объектов в мае 2016 г. достигла 87%.

По оценке J’son & Partners Consulting, в России к середине 2016 г. было введено не менее 50 АСУДД в крупных и средних городах и на отдельных участках автодорог федерального значения.

Несмотря на высокие показатели подключенных объектов к АСУДД (до 100% светофорных объектов в отдельных городах), анализ поступающей информации и последующее внесение изменений с детекторов транспорта в режим работы светофорных объектов может осуществляться вручную. Сегодня это значительно снижает ценность таких систем с точки зрения экономии затрат. С другой стороны, переход на полностью автоматизированный сервис требует определенного времени на отработку оптимальных алгоритмов управления, что дальнейшем приведет к уменьшению влияния «человеческого фактора».

Основные поставщики

В исследовании были проанализированы решения наиболее крупных иностранных (SWARCO, Telegra, Cross) и российских («РИПАС СПБ», «Автоматика-Д» и «Комсигнал») поставщиков АСУДД в России.

Как было отмечено выше, одной из основных тенденций последних лет становится замещение продукции иностранного производства и рост доли отечественных систем. Например, география использования продукции «РИПАС СПБ» включает такие города как Санкт-Петербург (основной рынок сбыта), Москва, Тверь, Ярославль, Краснодар, Сочи, Казань и другие города. Системы, созданные на базе АСУДД «Микро» (ЗАО «Автоматика-Д»), работает более чем в 10 городах России.

Кроме того, появляются и новые разработчики. Например, в настоящее время ведутся работы по созданию АСУДД «ВЗГЛЯД».

В условиях экономического кризиса и политики импортозамещения перед российскими поставщиками открылись новые возможности и их доля на рынке будет продолжать расти. Это связано, в первую очередь, с высокими затратами на внедрение продуктов иностранных вендоров.

Например, в Казани оборудование одного перекрестка на базе АСУДД от компании SWARCO (Австрия), в среднем, обходилось в 8 — 9 млн руб. Затраты на оснащение оставшихся перекрестков (светофорных объектов) в Казани оценивались примерно в 1,3 — 1,5 млрд руб.

Источник: J’son & Partners Consulting