27 февраля 2018 г.

Валентина Волкова. «На другой планете». Автор картины – участник благотворительного проекта «Открывая мир».

«Товарищи, всех вас интересует вопрос: „Есть ли жизнь на Марсе?“ Прошу всех взглянуть на небо! Снизу звездочки кажутся маленькие-маленькие. Но стоит только нам взять телескоп и посмотреть вооруженным глазом, как мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки... Лучше всего, конечно, пять звездочек. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно...»

к/ф «Карнавальная ночь».

Образ слегка нетрезвого лектора на новогоднем корпоративе возникает в последнее время каждый раз, как только речь заходит о состоянии розничных продаж ИТ в регионах и о наличии в них не зависимых от центра ритейлеров. Одни утверждает, что таковые на рынке до сих пор не просто существуют, но и прекрасно уживаются в нишах, не занятых крупными федеральными игроками. Другие уверены, что локальная ИТ-розница давно уже не жилец. Но верить последним очень не хочется, тем более что на ИТ-рынке (при всей видимой доброжелательности игроков друг к другу) постоянно кого-то хоронят: то российских производителей, то их зарубежных коллег, то дистрибьюторов, то их оптовых партнеров — субдистрибьюторов. Да и рознице (по крайней мере ее оффлайн составляющей) близкую кончину пророчат не первый год. Помнится, эта тема выносилась для обсуждения на одном из ИТ-форумов, проводившихся CRN/RE еще в начале 2000-х.

Правда, давно уже с региональных рынков не приходило столько неприятных сообщений о том, что местные компании прекращают деятельность в этом направлении. Так, один из победителей нашего рейтинга «25 лучших региональных ИТ-компаний» в конце прошлого года полностью закрыл розничную сеть (доля которой в бизнесе составляла около 30%). Но, как сообщается в новостях, это событие стало следствием не столько рыночных передряг, сколько лихо закрученного сериального сценария — с разводом бывших собственников, разделом имущества, возбуждением уголовных дел и появлением вывесок новых магазинов на «нагретых» прежними торговыми точками местах.

И можно было бы всю эту «Санта-Барбару» списать на желание ИТ-игроков хоть как-то расшевелить застой на рынке и привлечь к себе внимание (ведь любой пиар хорош, кроме некролога), да вот новости о том, что еще один из не самых мелких игроков регионального розничного рынка также заморозил магазины, прямо скажем, не порадовали.

Поэтому мы решили узнать, что происходит в этом сегменте ИТ-рынка, и попросили наших читателей в ФБ рассказать, как обстоят дела в их регионе. И ответы, увы, не вселили оптимизма.

«Звездочеты-наблюдатели» спорят

«Региональная розница практически умерла, мелкие фирмы, работающие универсально, остались, но чистой региональной ИТ-розницы, можно сказать, не осталось».

«Местная розница в чистом виде почти умерла. Точнее, съедена. Остались интеграторы, мелкие универсальные конторы, большие игроки... Я вот официальную розницу закрыл лет пять назад и счастлив».

«А что Вы понимаете под „региональной розницей“? Если торговый зал региональной компании с полными витринами (полным складом), со всякого рода железом под любой запрос — то конечно, такой региональной розницы нет или я про нее не знаю. Не могут небольшие региональные компании позволить себе заморозить такие суммы денег в товаре и аренде площадей, под случай на 50/50, „продам/не продам“. Только федералы».

«Сейчас приоритетно корпоративное направление — расширяем участие в тендерах и специальных поставках. Выручка по рознице продолжает сокращаться — вынуждены были законсервировать уже несколько магазинов из-за их неэффективности. В нашем регионе вся розница уходит к бытовым сетям и интернет-заказам федеральных магазинов — с ними мы не можем конкурировать по цене и ассортименту».

Правда, после нескольких уточняющих вопросов оказалось, что на региональных небосклонах все-таки можно разглядеть одну-две, а где-то и четыре, и даже пять местных звездочек. Поэтому для того, чтобы разобраться, есть ли жизнь на Марсе и кто живой в региональной ИТ-рознице, мы, последовав советам героя Сергея Филиппова, решили посмотреть на ситуацию «вооруженным глазом».

И первое, на что обратили свое «вооруженное» внимание — к кому (кроме торговых точек, принадлежащих федеральной рознице) покупатели идут за «ИТ-товарами».

По мнению большинства наших респондентов, в регионах все-таки есть локальные игроки, которые продают ИТ-продукцию частным лицам. Но чистого ИТ-ритейла, увы, уже точно не существует. Розничными продажами ИТ занимаются компании смешанного типа: либо те, кто работает как с корпоративными клиентами, так и с частниками, либо магазины, в которых выставлена «компьютерная», бытовая, сотовая техника или другие товары, за которыми можно зайти и заодно купить «шнурок для зарядки или что-то посерьезнее». А в качестве самого неожиданного сочетания «ИТ + не ИТ» наши респонденты привели пример салонов одной из сети сотовой связи, которые решили на полки рядом с ноутбуками, планшетами и смартфонами выставить коробочки с контрацептивами.

Как рассказал Алексей Сахаритов, коммерческий директор нижегородской «АйтиОн» (субдистрибьютор, специализирующийся на оптовой продаже ИТ розничным компаниям; более 850 активных дилеров): "Большая часть партнеров — некрупные региональные компании, у которых нет возможности содержать большие торговые и складские площади. А это означает, что они чаще всего сильно проигрывают федеральным розничным сетям в предлагаемом ассортименте. Понимая это, мы разработали для них онлайн-сервис Shop-in-shop, который помогает компаниям виртуально расширить товарное предложение полки оффлайн-магазина. И этот сервис оказался востребован клиентами. Ведь зайдя на наш сайт под своим логином, партнер может предложить покупателю не только то, что у него есть в наличии, но и любой товар из нашего ассортимента, который будет доставлен в магазин через два-три дня после оформления заказа. Причем каталог можно настроить таким образом, чтобы розничный покупатель сразу же видел розничные цены, в которые будет заложена торговая наценка этого продавца. И самое главное, что это не интернет-магазин, в котором покупатель, выбирая товар на нашем складе, указывает, в какой магазин его доставить. Этот сервис создан именно для продавцов, чтобы у них была возможность, во-первых, расширить предложение своей торговой точки, а во-вторых, оптимизировать логистику.

Интересен был и еще один эксперимент: два года назад мы приняли, на первый взгляд, очень неожиданное решение: заключили прямой контракт с производителем велосипедов. Просто увидели, что клиенты ищут, чем бы еще заняться, пока компьютеры не пользуются спросом. Кто-то стал продавать сельскохозяйственную технику, кто-то — строительный инструмент, кто-то — спортинвентарь. Мы же, проанализировав рынок, стали развивать то продуктовое направление, в котором есть маржа. Не могли допустить, чтобы, если ИТ-рынок встанет, наши клиенты сложили руки и ждали, когда же лето закончится. И тут возникла велосипедная тема — очень интересный бизнес с точки зрения региональной розницы, ведь по большому счету продавцу не нужно никаких дополнительных затрат для его организации в рамках существующих магазинов: достаточно сделать уличную выкладку. А так как наши клиенты универсальны, и многие пробуют продавать разные продуктовые линейки (от ИТ до садовой техники), они с радостью восприняли и эту тему. И за один сезон мы очень успешно отработали — по его итогу еще два завода предложили нам сотрудничество«.

Кстати, в одном из ответов на наш вопрос на ФБ представитель другого оптового поставщика отметил, что ввел в продуктовый портфель для розничных магазинов новый товар — гироскутеры. Таким образом получается, что в перспективе ИТ-ритейл сольется не только с бытовой розницей (за этим обоюдонаправленным процессом мы наблюдаем уже несколько лет), но и с продажей спорттоваров. Правда, встречного желания (со стороны спортивных магазинов ставить у себя компьютерные игрушки) пока не наблюдается.

«Астронавты-исследователи» утверждают

Естественно, при таком разнообразии мнений мы не могли не узнать, как видят ситуацию на региональном рынке те, кого в 2017 г. сами розничные игроки признали лучшими дистрибьюторами для ритейла.

Мы задали поставщикам следующие вопросы:

  1. Что такое региональный розничный продавец ИТ сегодня?
  2. Как изменилось количество региональных розничных компаний, которые с вами сотрудничают, за последнее время?
  3. Как за последнее время изменился формат региональной ИТ-розницы?
  4. Какие новые группы товаров вам пришлось ввести в свой ассортимент, чтобы стать более интересными для региональных розничных продавцов ИТ?
  5. Появились ли в вашем предложении новые сервисы для розничных партнеров в регионах? Изменились ли в последнее время требования к поставщикам со стороны этих компаний (в каких (которые им не требовались раньше) услугах, сервисах со стороны дистрибьютора, по вашему мнению, они нуждаются)?

Валерий Кочкин, директор по розничным продажам компании «Марвел-Дистрибуция»:

Мы видим несколько форматов розничных ИТ-компаний в регионах. Классическую компьютерную розницу в основном представляют компании, работающие на рынке не менее 10 лет. Да, их осталось не так много, как было в нулевые годы, но остались сильнейшие — те, кто в трудных условиях конкуренции с крупными сетями смогли создать конкурентное преимущество, сохранить клиентов, найти правильную модель ведения бизнеса. Это помогло остаться на плаву, и сейчас они в большинстве своем нацелены на расширение бизнеса. Одни развивают онлайн-сервисы, другие открывают новые торговые точки. Те компетенции, которые они приобрели за годы работы, позволяют им чувствовать себя вполне уверенно.

Есть фирмы, которые перестали быть чистой розницей и во время экономических кризисов конца 2000-х переквалифицировались в корпоративных реселлеров. Зачастую у них есть и розничный оффлайн-магазин, он служит подобием витрины, «визуализирует» игрока рынка. Другие ушли в формат магазинов полного спектра, где можно купить и электронику, и бытовую технику. Еще в регионах есть мелкий бытовой формат, который не пересекается с крупными сетями, они тоже работают в формате «все включено» и торгуют и бытовой, и сельхозтехникой, и электроникой.

Отдельно стоит рассматривать сотовую региональную розницу (сети от 30-40 салонов). С нашей точки зрения, этот сегмент растет и чувствует себя хорошо. За последние года два «Марвел» сформировал для них качественный продуктовый портфель, благодаря чему нам удается занимать все большую долю рынка и теснить конкурентов. В текущем году мы рассчитываем, что нашими партнерами станут все без исключения региональные сотовые сети.

Ощутимое сокращение количества региональных розничных компаний произошло в 2015 г. и частично в 2016 г., в 2017-м ситуация стабилизировалась, и наша партнерская база начала расширяться. Нельзя сказать, что на рынке появляется много новых розничных игроков, скорее небольшие компании начали развиваться и попадать в поле нашего зрения.

Розничные сети и интернет-магазины стали единой точкой входа для покупки любого оборудования, которое может понадобиться дома: от компьютера и смартфона до электроинструмента и энергосберегающих ламп. Современные магазины электроники продают все, что включается в розетку или работает от аккумулятора. Зачастую им удобнее работать с тем дистрибьютором, который поставит им сразу все — и холодильники, и ноутбуки, и смартфоны. Но это не значит, что для нас такой сегмент партнеров перестал существовать. Эти клиенты привыкли работать через субдистрибьюторов, которые аккумулируют у себя максимально широкий спектр электроники и ИТ-оборудования. Тем не менее мы находим аргументы и развиваем сервисы, помогающие им покупать напрямую у нас, широкопрофильного дистрибьютора.

Около двух лет назад в нашем ассортименте снова появились комплектующие. Мы заключили контракты со всеми ведущими поставщиками жестких дисков — Toshiba, Seagate, WD и т.д. Существенно улучшилось наше предложение по смартфонам и аксессуарам к ним, мы имеем хороший ассортимент устройств в бюджетном и среднем ценовых сегментах. Активно развиваем направление мобильного аудио.

Для партнеров в работе с дистрибьютором важны удобство и оперативность, активность и компетентность менеджеров, максимальная информированность. Поэтому мы постоянно совершенствуем систему В2В, улучшаем условия логистики, повышаем квалификацию менеджеров.

Одной из самых существенных услуг было и остается гарантийное обслуживание. Решать этот вопрос нам помогают партнеры. Например, компания «Телемикс», которая имеет разветвлённую сеть офисов по всей стране и авторизована многими производителями смартфонов в нашем портфеле.

Георгий Козелецкий, вице-президент OCS:

Региональная розница жива. Другое дело, что ей приходится нелегко, но то же самое можно сказать про розницу федеральную — по сравнению с тучным 2013 г. сократились все. Количество региональных розничных продавцов ИТ очень сильно уменьшилось в 2014-2015 г.г., а в 16-17 годах — стабилизировалось. За четыре года в два-три раза уменьшилось и число магазинов, и их площади, и оборот, произошел сдвиг в товары более дешевых сегментов. Появились новые товарные группы, впрочем, этому тренду следует не только розница, но и все традиционные ИТ-дистрибьюторы. Насколько успешна такая диверсификация и как ее можно сравнить с настоящим бумом продаж видеокарт в 2017 г.? Никак — кто успел, тот хорошо заработал именно на них. А что принесет успех в 2018 г. — точно не знает никто.

Региональный розничный продавец ИТ сегодня — это умелое сочетание розничных магазинов и интернет продаж. Наверное, всех их можно разделить на три группы — достаточно крупные сети, универсальные компании и мелкие розничные продавцы. Первых осталось несколько штук на всю страну, и они работают в формате близком к федеральному ритейлу — прямой постоянный контакт с вендорами, маркетинговые промо-акции, планы и т.д. Широкая региональная сеть и хорошие условия от производителей позволяют развивать им оптовые направления и сети франшизы, обновлять ассортимент, подстраиваться под спрос на рынке. Они работают над развитием собственных торговых марок с заказами на заводах в Китае и полным контролем цен при продаже в собственные оптовые каналы. Основные продажи, естественно, в крупных городах, в небольших населенных пунктах сокращенный ассортимент, либо просто точки выдачи онлайн-заказов. Это компании с историей и по-прежнему сильные. Универсальных компаний значительно больше — они есть в каждом крупном городе и регионе. Большинство занимается всем: работает с корпоративным заказчиком, имеет розничный магазин(ы), офис(ы) продаж и интернет-магазин с точками выдачи. Каждая из таких компаний прошла свой путь — кто-то добавил корпоративный отдел, кто-то, наоборот, интернет-магазин, а у кого-то может не быть одного из перечисленных направлений. Эти компании очень динамичны и меняются под требования рынка. Все они пережили кризис 14-15 года, многие 2008-го, а некоторые и 1998-го. Закаленные бойцы! Мелкие розничные магазины, торгующие ИТ, живут в небольших городах и ориентируются на спрос местных жителей — обычно самую дешевую технику и В-бренды. Они не конкурируют ни с федеральными, ни с региональными сетями, не страдают от их экспансии, а завязаны исключительно на покупательскую способность, которая постоянно невысока. Впрочем, эти компании будут существовать еще очень долго, чему способствуют расстояния и почта России.

Что практически не изменилось, так это требования со стороны розничных компаний к дистрибьюторам — цена, наличие на складе и отсрочка платежа. И даже более продвинутые пожелания, вроде API для стыковки интернет-магазина со складом дистрибьютора, появились достаточно давно и используются всеми, кто их считает полезным.

Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION:

Региональная розница, если говорить о розничных магазинах в регионах, складывается из собственных и франчайзинговых магазинов крупных федеральных сетей, магазинов сетей, обслуживающих отдельный регион, а также самостоятельных торговых точек.

Мы работаем со всем спектром розничных партнеров, включая наши собственные проекты — электронный дискаунтер «Ситилинк» и франчайзинговую сеть «Позитроника». Так, на примере СИТИЛИНКа можно наглядно проиллюстрировать развитие розницы в регионах. В 2017 г. все региональные подразделения сети продемонстрировали впечатляющий рост как оборота, так и клиентской базы. Топ-5 регионов по темпам роста продаж в 2017 году: «СИТИЛИНК-Екатеринбург» — 73%, «СИТИЛИНК-Воронеж» — 55,2%, «СИТИЛИНК-Пермь» — 52%, «СИТИЛИНК-Тула» — 50,5%, «СИТИЛИНК-Челябинск» — 50% (год к году в деньгах). Топ-5 регионов по темпам роста клиентской базы: «СИТИЛИНК-Пенза» — 43%, «СИТИЛИНК-Красноярск» — 42%, «СИТИЛИНК-Воронеж» — 39%, «СИТИЛИНК-Пермь» — 35%, «СИТИЛИНК-Ставрополь» — 34%.

Самостоятельные (не входящие ни в одну сеть) розничные магазины могут успешно действовать в ограниченном количестве регионов и не демонстрируют явного роста бизнес-активности. А инициатива региональных партнеров, готовых присоединиться к крупной сети, ощутимо растет. Мы можем проиллюстрировать такого рода активность регионов тем, что количество заявок на открытие новых магазинов сети «Позитроника» в 2017 г. удвоилось. В результате было открыто более 50 новых магазинов разного формата (оговоримся, что удовлетворяются не все заявки на открытие торговой точки). Большая часть открытых в прошлом году магазинов принадлежит проверенным действующим партнерам сети, но есть и те, которые принадлежат новым франчайзи-партнерам.

Если говорить об изменении формата региональной розницы, то основная тенденция — расширение ассортимента. ИТ-розница расширяется в сторону бытовой техники, товаров для дома и т.п., и наоборот, компании, которые традиционно не продавали компьютерную технику, следуют в этом, новом для себя направлении. Примеров множество, от регионального магазина формата «сделай сам», выставившего в залы бытовую, компьютерную и цифровую технику, до точек продаж, которые исторически специализировались только на телефонах и также включали в свой ассортимент новые товарные группы.

Один из главных вопросов для оффлайн-магазинов — в доступных площадях. Те, у кого торговые помещения слишком ограничены, постепенно превращаются в точки выдачи и сервисные центры.

Еще один драйвер для региональной розницы — малый бизнес, которому стало намного проще «стартовать», поскольку магазин в современном понимании — зачастую не оффлайновая точка продаж, а сайт. Желающим организовать интернет-бизнес мы предоставляем в рамках проекта «Позитроника» готовую платформу для онлайн-торговли.

В 2017 году именно ИТ-продукция стала одним из наиболее динамичных продуктовых сегментов: в сети «СИТИЛИНК» рост продаж год к году в товарной категории «Компьютеры и комплектующие» составил 61% в деньгах и 46% в штуках; в категории «Ноутбуки, планшеты и аксессуары» — 42% в деньгах и 40% в штуках.

При том гигантском торговом портфеле, который есть у компании MERLION, сложно говорить о совершенно новых группах товаров, если иметь в виду продукты, ранее не представленные в ассортименте. В плане повышения своей привлекательности для региональной розницы мы делаем следующее — формируем техническое задание для производителей (в том числе для тех, с которыми у нас эксклюзивные отношения) на создание моделей, максимально точно соответствующих ценовым и функциональным запросам региональных потребителей.

Из новых, точнее получивших популярность в регионах в прошлом году сервисов можно, наверное, отметить карты рассрочки. Здесь стоит упомянуть, что банки, которые делают доступными подобные сервисы для розницы, сотрудничают с крупными сетями, а те, в свою очередь, как это делает сеть «Позитроника», распространяют услуги на региональные магазины франчайзи-партнеров.

Окончание статьи о ситуации в региональной ИТ-рознице.

ПАРТНЕР ОБЗОРА — КОМПАНИЯ «МАРВЕЛ-ДИСТРИБУЦИЯ»

Источник: CRN/RE