2 апреля 2020 г.

На глобальном рынке телевизоров происходят разные события, которые в ближайшей перспективе могут оказаться актуальными для российского канала, когда для последнего наступят посткризисные времена и можно будет детально планировать дальнейшее развитие бизнеса. Начнем рассмотрение происходящего в сегменте со скорректированных прогнозов аналитиков.

«Лучше, чем у соседей»

Так можно охарактеризовать прогнозы на развитие глобального рынка телевизоров. Спад, конечно, предсказуем, но ситуация, судя по всему, будет много мягче, чем на рынке смартфонов. Заметим, что проблемы с продажами телевизоров, как отмечают в TrendForce, связаны перенос на будущий год чемпионата Европы по футболу и летних Олимпийских игр в Токио. Мировой рынок телевизоров ждет падение, но не сильное. Прогноз по поставкам ТВ в первом квартале 2020 года снижен аналитиками TrendForce на 8,6%: по их мнению, отгрузки телевизоров не превысят 44,6 млн штук, а не 48,8 млн штук, как ожидалось изначально. Также TrendForce откорректирована свои оценки второго квартала: вместо ожидаемого ранее объема в 47,6 млн единиц поставки теперь прогнозируют на уровне 44,1 млн штук (-7,3%). Напомним, что падение глобального рынка смартфонов в феврале составило рекордные 38%, по сравнению с этим ситуация на рынке телевизоров выглядит просто прекрасно!

С учетом предположительного восстановления экономики и возвращения спроса во третьем-четвертом кварталах, прогнозы TrendForce в 2020 на годовой спад рынка телевизоров (-5,8% год к году) выглядят более оптимистично, чем для сегмента смартфонов (-8%), хотя сегмент компьютеров будет чувствовать себя лучше (-3,5%).

Nokia: «иногда они возвращаются снова и снова»

Вслед за смартфонами и кнопочными «трубками» под некогда финским брендом возвращаются и телевизоры Nokia. Правда, выводят их от абонентских устройств независимо, работает с этим другая компания (Flipkart, а не HMD Global) и происходит это в другом регионе (в Индии, а не в Китае), но ситуация интересная. Напомню, что телевизоры и мониторы Nokia были популярны почти три десятка лет назад, в те времена котировались на уровне Sony, но в силу экономических причин ушли с рынка еще во времена безоговорочного господства CRT-технологий. Сейчас про них мало кто помнит на массовом рынке — милленеалы про них и не знали, да и «поколение Y» успело забыть — однако, идея «присоединиться» к динамике, которую задает Nokia в области смартфонов, выглядит достаточно логичной.

Пока неизвестен даже перечень моделей, с которыми новая-старая марка вернется на рынок телевизоров, но судя по некоторым уже озвученным деталям — например, большие диагонали, акцент на UltraHD и качественный звук — бренд будет нацелен, как минимум, на сегмент middle-top. О планах выхода новых Nokia за пределы индийского рынка пока тоже ничего неизвестно. На данный момент происходящее — интересный прецедент не столько для канала, сколько для маркетинга, да и то в теории, но от теории до практики тут буквально один шаг, что показывает активность и успех на российском рынке индийского бренда Micromax с частью своей продукции, о чем CRN/RE писал. Вспомнив про Micromax, следует отметить, что кроме смартфонов компания производит телевизоры, которые популярны на рынке Индии, но до российского канала пока так и не добрались.

Уже объявлено, что smart-ТВ под маркой Nokia, будут работать на платформе Android, что приятно для корпорации Google, экосистема которой переживает непростые времена как в сегменте смартфонов, о чем CRN/RE писал, так и на телевизорах.

Android TV: новые союзники и новые противники

Ситуация с Android на smart-TV заметно хуже, чем в смартфонах: в этом сегменте существует много разных платформ, развитие которых идет весьма активно. Два лидера — Samsung и LG — используют в своих устройствах развитые проприетарные системы: Tizen и webOS, соответственно. Строго говоря, развитием Tizen занимается международный консорциум, но другие его игроки микроскопичны по сравнении с Samsung. Однако, другие производители телевизоров не спешили переходить на корейские платформы, используя Android TV. Так поступили, например, классическая Sony, гигант Hisense, относительно недавно вышедший с китайского рынка на глобальный, неофит этого сегмента Xiaomi и другие. Как видно, по такому же пути собирается пойти новый-старый бренд Nokia, возвращающийся на рынок ТВ. На первый взгляд, перспективы платформы должны быть хороши, однако, на практике не все так радужно и одной из причиной тому все та же американо-китайская торговая война.

Телевизоры Huawei Vision и Honor SmartScreen по понятной причине не используют Android TV, а изначально предусматривают предустановку Harmony OS. Во-первых, нельзя недооценивать мощь Hiuawei, которая достаточно быстро займет значительный сегмент рынка телевизоров, предсказуемо уменьшив контролируемый платформой Google. Во-вторых, напомним о планах Huawei продвигать свою экосистему, вовлекая в ее орбиту другие компании, поэтому, вполне возможно, уже в тактическом будущем мы увидим другие телевизоры, построенные на Harmony OS.

Настороженные событиями американо-китайской торговой войны компании прорабатывают альтернативы платформе Google, например, Sony еще прошлым летом представила smart-ТВ на собственной платформе VEWD, построенной на Linux, который существует в виде товара, причем такой телевизор даже представлен на российском рынке. Аналогичным путем — поставляя телевизоры не только на платформе Android — идут и другие производители, например, Hisense. Наконец, нельзя забывать о других платформах для «умных телевизоров» — Amazon Fire TV, Roku TV, SmartCast, My Home Screen и др. — которые тоже претендуют на свое место под солнцем. Развитие событий обещает быть жарким и интересным.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE