22 апреля 2020 г.

Вендоры устройств печати сталкивались с трудностями и раньше, но пандемия COVID-19 изменила рынок кардинально. Это и резкое сокращение офисной печати из-за всеобщего перехода к работе из дома, и отказ Xerox от попытки поглощения HP Inc. Но возможности продаж оборудования и услуг, судя по всему, остаются, и немалые.

«Большинство офисов сейчас закрыты. Большой парк устройств печати простаивает без дела, — говорит Кийт Кмец (Keith Kmetz), вице-президент программы, Imaging, Printing & Document Solutions, IDC. — Так что мы, вероятно, не увидим сейчас рост новых закупок или замен оборудования, даже если компаниям пришло время задуматься о своем оснащении».

Никто не может сказать, сколько продлится этот спад и как выйдет из него отрасль, но кризис создает и новые возможности для вендоров и канала. Массовый переход к работе из дома рождает потребность в домашней печати, а когда экономика вновь оживет, вендоры начнут наращивать продажи оборудования и расходных материалов, опираясь на новые бизнес-модели и инновации, такие как перезаправка тонера и загружаемые приложения.

В рамках своей традиционной «Недели принтеров» CRN/США рассматривает десять трендов, которые можно наблюдать на рынке в этом году.

Неясные перспективы офисной печати

Офисная печать в Северной Америке сошла на нет, поскольку компании отправили сотрудников работать из дома. Как бы ни развивалась ситуация, среднемесячный объем печати в 2020 году снизится, поскольку «это оборудование в офисах не используется, — говорит Кмец. — А дома никто не будет печатать столько же, сколько в офисе».

Сроки возврата сотрудников в офис неизвестны, и всей отрасли, видимо, нужно готовиться к тому, что эти изменения в объеме офисной печати затянутся надолго. Переход к работе из дома, возможно, побудит многих просто считывать информацию с экрана вместо вывода на печать, как раньше, говорит Кмец.

«Я задаюсь вопросом: произойдет ли в итоге кардинальный сдвиг в этой области — переход к использованию возможностей технологии вместо вывода всего этого на печать по старинке? — говорит Кмец. — Этот период карантина, который мы сейчас переживаем, возможно, научит нас — научит компании, научит сотрудников, — что можно работать по-новому, и сейчас всё к этому подталкивает».

Бум домашней печати?

Переход к работе из дома уже сократил объем офисной печати, но будет расти объем документов, печатаемых на домашнем принтере, говорит главный управляющий HP Inc. Энрике Лорес. В недавнем интервью CRN он сказал, что переход сотрудников к домашней печати это «большой попутный ветер» для компании. При этом Лорес ожидает, что интерес к работе на дому не окажется временным, так как многие компании могли убедиться, что сотрудники вполне способны продуктивно работать на удалёнке. «Это открывает нам большие возможности и на ПК-рынке, и на рынке печати, так как будет продолжаться работа из дома», — сказал Лорес.

С учетом этого HP в марте представила новую серию принтеров Neverstop Laser, предназначенных для домашнего офиса. Благодаря использованию нового способа перезаправки проще решается вопрос пополнения тонера. «Бизнес-пользователи стали больше работать из дома, и им нужна технология, простая в использовании и не создающая перерывов в работе», — пояснил президент принтерного бизнеса HP Туан Тран (Tuan Tran), представляя новую линейку.

Падение спроса на принтеры

Продажи оборудования для офисной печати, очевидно, сократятся в этом году из-за перехода к удаленной работе, но рынок и так уже был на спаде. Согласно данным IDC, мировой объем поставок принтеров и МФУ в 2019 году снизился до 94,5 млн шт., на 4,6% по сравнению с предыдущим годом (99,1 млн шт.). В США спад был еще заметнее: объем продаж снизился на 6,3% до 17,9 млн шт. против 19,1 млн шт. в 2018 году.

Назревшая консолидация отрасли

Продолжающийся спад на рынке печати подводит к мысли о консолидации. В ноябре — спустя три года после покупки принтерного бизнеса Samsung — HP Inc. столкнулась с враждебным предложением о поглощении со стороны Xerox. Главный управляющий Xerox Джон Висентин заявил тогда, что «отрасль печати давно созрела для консолидации и тот, кто будет действовать первым, получит большое преимущество». Правление HP сразу отвергло эту сделку, и после многих безуспешных попыток Xerox в конце марта всё же отказалась от своего намерения, сославшись на пандемию COVID-19 и вызванную ею «макроэкономическую неопределенность и хаос на рынке».

Но, когда экономика нормализуется, разговоры о консолидации в отрасли печати, скорее всего, возобновятся. HP или та же Xerox могут сделать такое предложение друг другу или какому-то другому игроку ввиду ухудшившихся отношений между двумя компаниями. В марте The Financial Times процитировала слова Лореса, что «есть и другие потенциальные сделки слияния или покупки, которые мы постоянно анализируем». Xerox также может поискать другой объект покупки, чтобы поддержать свой просевший бизнес. «Им (Xerox) нужно рассмотреть план Б, если они уже это не сделали», — говорит Кмец.

Смена бизнес-модели

Продажа расходных материалов давно была важным источником прибыли для вендоров устройств печати, но растущая конкуренция сторонних поставщиков указывает на необходимость смены сложившейся бизнес-модели. Падение выручки от расходных материалов в минувшем году подтолкнуло HP Inc. к решению отменить скидки на модели принтеров, которые позволяют использовать картриджи других поставщиков. Клиенты по-прежнему смогут покупать такие принтеры, но уже за другую цену. При этом компания продолжит продавать со скидкой модели, которые могут использовать только фирменные картриджи HP.

Это изменение бизнес-модели может подтолкнуть и других игроков сделать то же самое. Аналитик Bernstein Research Тони Сакконаги (Toni Sacconaghi) пишет в записке для инвесторов: «Мы аплодируем HP за признание трудностей в ее принтерном бизнесе и принятие решительных мер». Но «изменение бизнес-модели еще не гарантирует успех и сопряжено с риском», включая риск того, что «конкуренты не пойдут следом, оставив HP игроком со сравнительно высокими ценами», добавил он.

Прицел на СМБ

Крупные игроки отрасли агрессивно стремятся на рынок мелкого и среднего бизнеса. Компания Lexmark решительно «делает ставку на канал», говорит Сэмми Кинло (Sammy Kinlaw), вице-президент глобального канала продаж. Ее новое МФУ MC3224adwe предназначено для мелких фирм, имея скорость цветной печати до 24 стр./мин, а также возможности беспроводной печати и сканирования.

HP продвигает концепцию перезаправляемых лазерных принтеров для СМБ в своей новой линейке Neverstop Laser. При израсходовании тонера пользователи могут сами легко восполнить запас, купив специальный комплект.

Brother в своей новой модели MFC-J5945DW также облегчила обслуживание для пользователей. Запаса чернил в картридже хватает почти на год, и такой картридж легко вставить самостоятельно.

Выход за рамки управления печатью

Продолжается рост услуг управления печатью в сегменте СМБ, и поставщики берут на себя другие родственные задачи. «Продолжается продвижение в нижний сегмент, мелкого и среднего бизнеса. Но мы наблюдаем также расширение предоставляемых здесь услуг. На мой взгляд, управление печатью, когда нет ничего другого, становится чем-то анахроничным, — говорит Кмец. — То, что мы сейчас наблюдаем, это управление всеми технологиями, которые связаны с документами и деловой информацией. Так что, будь это вендор или дилер, это не просто управление печатью, а управление документами, управление сетью и безопасностью. Тут полный спектр предложений, которые предоставляют традиционные вендоры рынка печати, чтобы помочь партнерам в канале расширить свой бизнес у их клиентов».

Сами услуги управления печатью продолжают оставаться хорошей возможностью, но «если вы можете также взять на себя управление их вычислительной средой, средствами безопасности, всей их ИТ-инфраструктурой, то у вас есть теперь хорошая возможность строить и наращивать свой доход у каждого такого клиента», говорит Кмец.

Дополнительные приложения

Приложения, дополняющие функции устройств печати, становятся всё более важным фактором спроса. Xerox была первой в создании полезных приложений для своих МФУ. Ее платформа ConnectKey позволяет превратить МФУ в умного помощника на рабочем месте, который дает доступ к приложениям Concur, Salesforce и NetSuite, помогая упростить и совершенствовать существующие бизнес-процессы.

HP, в свою очередь, недавно представила платформу Workpath для своих принтеров, насчитывающую более 50 приложений и сервисов, которые помогут компаниям оптимизировать основные рабочие процессы. Это открытая платформа, и разработчики могут создавать свои нативные приложения, используя Android Studio.

3D-печать

HP уже вышла на рынок 3D-печати, предложив уникальные устройства для создания готовых изделий и пробных образцов, и Xerox также последовала ее примеру, заявив, что ее новая технология объединяет «3D-печать жидким металлом» с программой САПР, использующей искусственный интеллект, что позволит развивать производство изделий «по требованию» (ту же цель ставит перед собой и HP). «Опираясь на десятилетия опыта в печати и материаловедении, Xerox вынашивает новые технологии 3D-печати и начнет выводить их на рынок в 2020 году», — говорится на веб-сайте компании об этой инициативе.

Тем временем HP, создавшая 3D-принтер Multi Jet Fusion, уже сотрудничает с партнерами в производстве элементов устройств медицинского назначения, столь необходимых сейчас для борьбы с пандемией. Нынешний кризис «показывает реальную ценность 3D-печати, — подчеркнул Лорес в интервью CRN. — Она намного сокращает путь от проектирования до производства готового изделия по сравнению с традиционным подходом. И позволяет развернуть производство на местах, что крайне важно в данный момент. Всё это показывает истинный потенциал 3D-печати в преобразовании производственной отрасли».

Печать всё так же востребована

Нынешний кризис и переход к работе из дома «рисуют не самый звездный сценарий» для отрасли печати, заметил Кмец. Когда всё это закончится и ситуация постепенно вернется к норме, сегмент бизнес-печати расцветет с новой силой, уверен он. Для многих организаций печать остается «критически важной» составляющей, говорит Кмец. «Когда мы вернемся к нормальной жизни, преимущества печати опять будут востребованы. Привлечь внимание заказчика или партнера — это намного успешнее можно сделать, когда информация представлена на бумаге, а не в электронном виде. Я знаю многих из мира бизнеса, кто говорил мне не раз, что напечатанный лист бумаги это живой призыв к действию. Вот он лежит передо мной, требуя что-то сделать. Я получаю тонны электронной почты и не могу даже справиться со всем этим потоком информации в электронном виде. Так что, я уверен, печать будет жить».

По материалам crn.com.

© 2020. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Кайл Олспак, CRN/США