20 августа 2020 г.

Медицина — огромный вертикальный рынок, у которого очень быстро растет digital-направление, по последней моде именуемое MedTech. Это направление с огромной емкостью как «по деньгам», так и «по оборудованию». Более того, принято считать, что MedTech в современных условиях будет расти и изменяться особенно быстро.

Ранее CRN/RE писал о некоторых трендах данного направления, рассматривая их на примере клиники «Медицина», в которой реализованы многие передовые решения. Мы говорили, что вернемся к теме более подробно, и сейчас выполняем обещанное. Как выглядит сегодня MedTech, в чем его отличия в российских условиях, каковы его особенности и стратегические перспективы — на эти и другие вопросы ответили CRN/RE представители крупнейших игроков российского рынка.

Что мы будем рассматривать?

Все, что имеет отношение к каналу и технологиям-драйверам, станет предметом нашего рассмотрения. Посмотрев на ситуацию в MedTech, мы с удивлением обнаружим там привычные тренды и известные драйверы: IoT, BigData, AI, cloud и т. д.

«В MedTech сейчас больше всего востребованы „облака“, „интернет вещей“ и искусственный интеллект». — уверен Влад Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России.

Внутри любого вертикального рынка — и медицинского, в том числе — есть ряд специфических особенностей, которые важны для всего канала. Напомним, что в сложных вопросах — а такие в MedTech встречаются часто по причине специфичности заказчиков и сложности стоящих перед ними задач — требуется синергия усилий и экспертизы разноплановых игроков канала, от вендора до интегратора, а также сопредельных компаний, консалтинговых, страховых, финансовых и т. д. На особенностях мы будем останавливаться более подробно.

При этом не будем рассматривать, например, «биохакинг», направление очень быстро развивающееся и крайне высокотехнологичное, но нишевое. «За бортом» рассмотрения будут проекты, связанные с фитнесом, спортом и ЗОЖ, так как это все же не совсем медицина. Вне зоны нашего внимания окажутся и поставки специализированной медицинской техники — оборудование сегодня тоже digital, направление это крайне денежное, но его каналы поставок лежат в стороне от привычных для реселлеров ИТ.

Почему от MedTech ждут опережающего роста?

Конечно, пандемия коронавируса привлекла внимание к проблемам медицины, в отрасль пошли дополнительные вложения как инвесторов, так и государственных структур. Однако и без «первой волны» успешно и довольно быстро росли вложения в сегмент. Люди в современных сложных условиях (экология, ритм жизни, стрессы и пр.) все больше озабочены своим здоровьем, поэтому хотят получать медпомощь, услуги и сервисы на уровне, который без активного использования digital невозможен в принципе. На эти требования реагирует как государственная, так и коммерческая медицина, соответственно, в сегмент идут вливания как бюджетных средств, так и инвесторских денег.

«В 2018 году мировой рынок медицинских изделий и техники оценивался в более чем 425 млрд долл, а в 2019 году он увеличился на 4,9% и достиг уровня 448,3 млрд. — напоминает Сергей Лаванов, руководитель отдела цифрового здравоохранения компании Philips в России и СНГ. — Согласно оценкам отраслевых экспертов, к 2025 году объем рынка составит более 600 млрд».

Как будет изменяться процент, имеющий отношение к MedTech, сказать сложно, но общая тенденция впечатляет. Опрошенные нами эксперты дали умеренно-оптимистичные оценки текущей ситуации в РФ.

«Ожидаем, что темпы реализации национальной программы по развитию здравоохранения в рамках программы „Цифровизация России“ не будут изменены, а может быть, получат и дополнительный приоритет». — говорит Татьяна Проворова, директор по маркетингу Cyber Power.

«Ускорились разработка и внедрение информационных систем по инструментальной диагностике, вакцинопрофилактике, лабораторным исследованиям, системам контроля эпидемиологической обстановки в регионах». — детализирует Виктор Смирнов, руководитель направления «Цифровые процессы» в компании КРОК.

Есть компании, для которых ситуация с коронавирусом стала мощным драйвером, но таких немного.

«Из-за пандемии объём заказов на рынке программного обеспечения в сфере здравоохранения вырос в несколько раз. Фактически, заказы медицинского сектора стали драйвером, который позволил ряду компаний разработчиков стабилизировать свое положение». — говорит Павел Адылин, исполнительный директор компании Artezio, которая входит в группу ЛАНИТ.

Другие участники рынка демонстрируют более сдержанный оптимизм.

«Значительной динамики в развитии рынка и сегмента „Здравоохранение“ мы не отмечаем. — говорит Денис Леонов, директор по продажам в сегменты гражданского строительства Schneider Electric. — Текущие проекты, как в стадии реализации, так и на стадии проектирования объектов, развиваются в соответствии с декларируемыми планами».

Осторожно и взвешенно подходят к данному вопросу в Cisco. Двух кварталов, пошедших с начала эпидемии, недостаточно для понимания ее влияния на глубокие тренды, уверен Дмитрий Лещинский, руководитель департамента по работе с коммерческими заказчиками Cisco.

Разница в рынках

Эксперты отмечают разницу в региональных рынках MedTech.

«Статистика показывает, что США, к примеру, инвестирует в строительство новых больниц столько, сколько остальные страны вместе взятые». — напоминает Денис Леонов.

Более того, американский MedTech демонстрирует лучшую динамику, уверен Павел Адылин. Разница существует как количественная, так и в подходах.

«Страны ЕС дальше других подвинулись в разработке необходимой нормативной базы, а специалисты из КНР — в практическом использовании некоторых элементов телемедицины», — отмечает Влад Шершульский.

Российский сегмент отличается от мировых относительно небольшими объемами инвестиций и высокой степенью огосударствления. Основные объемы поставок в сегменте MedTech по-прежнему идут в рамках единого цифрового контура здравоохранения — масштабного проекта стратегической государственной инициативы, говорит Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России.

Дефицит средств приводит к тому, что, как отмечает г-н Леонов, большинство объектов строятся с применением самого низкобюджетного оборудования в ущерб качеству и комфорту.

Однако в сложившейся ситуации для российского рынка есть некоторые плюсы. В частности, крупные вендоры, накопив экспириенс на глобальных сегментах MedTech, приносят на российский как устройства и технологии, так и проверенные структурные подходы.

Татьяна Проворова отмечает, что Cyber Power давно выделила данное направление бизнеса в отдельное направление, а теперь и все наработки международного опыта использует в своих российских проектах.

«Архитектура EcoStruxure Healthcare предусматривает трёхуровневое управление инженерными системами объектов здравоохранения и является базовым решением для обеспечения оптимальности функционирования любого медицинского учреждения. — говорит г-н Леонов. — Для обеспечения корректности и технической экспертизы решений Schneider Electric обеспечивает консалтинг при проектировании объектов, оценку технических решений компаний-подрядчиков при строительстве и сервисное сопровождение введенных в эксплуатацию объектов».

Наличие у компании Cisco портфеля решений с референсным валидированным дизайном для учреждений здравоохранения подтвердил г-н Лещинский.

Двойной спектр оборудования и канал

У медицинских структур внутри единых проблем по компьютеризации есть две группы разных задач. Для одной достаточно универсальных компонент, присутствующих в канале. Например, если создавать «умное здание», то практически одинаковы требования для лобби поликлиник и залов ожидания на вокзалах, или, предположим, помещений аптек и торговых залов универсамов, соответственно, компоненты будут одни и те же. Другая — специфичная, требования к задачам в которой определены запросами нишевых заказчиков из медицинской сферы. Очевидно, что для решений, предназначенных операционным, больничным палатам, перевязочным и другим локациям, понадобится ряд устройств, не находящих применения за пределами медицинских задач.

Спектр девайсов, ориентированных именно на медицинское применение, весьма велик. Это будут, прежде всего, огромные и дорогие специализированные девайсы для КТ, МРТ, УЗИ и прочей диагностики. Поставками и установками такого оборудования обычно занимаются специализированные компании. Но есть и большое количество других устройств, для инсталляции которых бригаду наладчиков не присылают, а устанавливать их придется интеграторам. Это могут быть, например, специализированные IoT-элементы: шкафы для хранения препаратов, «умные прикроватные коврики», способные распознать как подъем больного с кровати, так и его падение с нее, решения для дезинфекции, «тревожные кнопки» для вызова персонала и т. д. Такое оборудование в традиционном канале обычно не представлено.

Отсутствие нужного специализированного оборудования в ИТ-канале, конечно, может создать некоторые проблемы, но они будут минимальные. Приобретать его придется, может быть, несколько непривычным способом, а не через «единое окно», к которому привыкли партнеры современных дистрибьюторов, и даже — иногда — самостоятельно растаможивать, но это максимально возможные проблемы. В остальном же упомянутое медицинское оборудование — промышленным способом изготовленные smart-устройства с известными интерфейсами (по большей части стандартными, хотя есть и исключения), фирменным программным интерфейсом и прошивками, которые регулярно обновляют производители, гарантийной и сервисной поддержкой, а также с прочими атрибутами современных компонент.

Продолжение следует

Медицинская инфраструктура отличается специфическими требованиями. Например, радикально повышенными требованиями к надежности, которые актуальны для операционных и палат интенсивной терапии. Но эти требования очевидны, как и технические решения для них. Однако, у заказчиков из области медицины есть ряд других предпочтений, значимых для канала, о чем мы поговорим в следующей части статьи.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE