2 ноября 2020 г.

Какие промежуточные итоги в американо-китайской торговой войне, которую развязал 45-й президент США? Весьма странные: санкциями удалось создать некоторые проблемы для Huawei, но существенно бОльшие — для его партнеров и поставщиков, а также достигнут переполох на глобальном рынке ИТ. Удалось ли достичь целей торговой войны? Сложно сказать, так как пока все еще не совсем понятно, ради чего все это затевали. Если применить к ситуации правило «результат равно намерение», то целью торговой войны было выдавливание сетевого оборудования Huawei с североамериканского рынка и ряда «смежных» регионов. Есть и другие результаты, но для Huawei они оказались по большей части хороши, а для другой стороны противостояния выглядят довольно странно.

Рынок «тяжелого телекома»: потери сторон весьма серьезны

Где-то выдавливание Huawei прошло успешно, где-то хуже, а где-то совсем не получилось. С североамериканским сегментом этого рынка все просто — для Huawei он закрыт, некоторые другие страны также подключились к бойкоту оборудования китайского вендора. В декабре прошлого года Норвегия отказалась от оборудования Huawei для разворачивания 5G-сетей, отдав предпочтение Ericsson. Летом Великобритания запретила Huawei участвовать в разворачивании 5G-сетей на Альбионе до 2027 года. Долгое время на этом фронте торговой войны было все относительно тихо, но осень принесла сразу несколько сюрпризов. Итальянское правительство блокировало подписание соглашения между Huawei и телекоммуникационной группой Fastweb на поставку оборудования для ее базовой сети 5G. Швеция запретила Huawei и ZTE участвовать в проектах развертывания сетей пятого поколения. Однако масштабы бойкота за пределами североамериканского рынка, по счастью, совсем невелики.

Для Huawei это означает огромную упущенную прибыль. Для соответствующих локальных рынков ситуация тоже не несет ничего хорошего: принудительная блокировка одного из самых сильных игроков ведет к снижению конкуренции, что создает ряд проблем как финансовых, так и со сроками внедрения. Британцы признают, что блокировка для Huawei на их рынке приведет к тому, что запуск 5G-сетей будет отложен на 2-3 года и обойдется в дополнительные 2 млрд фунтов стерлингов. Для рынков Италии, Швеции и Норвегии потери от запрета, как легко предположить, будут сравнимы, а о масштабах проблем от блокировки Huawei для рынка США можно только догадываться. Оправданы ли такие огромные непроизводительные потери снижением рисков для национальной безопасности — а именно этими рисками объясняли необходимость бойкота — вопрос остается открытым.

На фоне этих баталий и соответствующих потерь происходящее на рынке смартфонов выглядит куда менее масштабным, хотя и там убытки огромны. Однако там происходит много интересного и, что важно, происходящее имеет отношение к российскому рынку, в отличие от «фронтов „пятого поколения“».

Смартфоны: спад есть, но дальше будет лучше

Глобальные продажи смартфонов Huawei от санкций, достигших пика, просели почти на четверть (-23%) по итогам третьего квартала текущего года в сравнении со вторым, по данным Canalys. Конечно, это мощный удар, особенно на фоне общего роста сегмента (+22%). Huawei за квартал реализовал 51,7 млн шт., а мог бы почти вдвое больше, если бы продажи росли вместе с рынком. Убытки и упущенная прибыль вендора составили в этом квартале порядка 1,5 млрд долл., если принять среднюю цену смартфона в 300 долл. Однако Huawei на глобальном рынке смартфонов остается «китайцем номер один».

Интересна ситуация в сегменте смартфонов с поддержкой 5G, где Huawei тоже выглядит неплохо. Этот сегмент находится в стадии формирования, поэтому сравнение квартал-к-кварталу делать не стоит, но по итогам полугодия в пятерке лидеров направления, согласно данным Strategy Analiytics, первые 3 места за Samsung (Galaxy S20+ 5G, S20 Ultra 5G и S20 5G), а четвертое и пятое занимают модели Huawei (P40 Pro 5G и Huawei Mate 30 5G).

На российском рынке Huawei продолжает удерживать лидирующие позиции, занимая 30% рынка в натуральном выражении, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо» за 9 месяцев 2020 года. Важно, что выразительные успехи демонстрируют смартфоны Huawei/Honor с HMS вместо сервисов Google, такие модели уже заняли 10% российского рынка. О популярности смартфонов с HMS косвенно указывает количество загрузок оттуда приложения «Сбербанка», поддерживающего SberPay, собственную систему бесконтактных NFC платежей: за первые же 11 дней приложение из AppGallery установили более 3,2 млн россиян. А новые приложения для российского рынка продолжают появляться в AppGallery.

Huawei Mobile Services: развитие продолжается

Несмотря на значительные финансовые проблемы из-за блокировки крупных рынков тяжелого сетевого оборудования, Huawei активно развивает экосистемы продуктов для массового пользователя, в которой смартфоны являются важной частью, но только одной из составляющих. «Huawei Consumer Business Group стремится к построению интегрированной интеллектуальной экосистемы», — подчеркнул Шао Янг, руководитель отдела стратегического развития Huawei CBG.

Основной фокус на массовом рынке — на развитие Huawei Mobile Services (HMS). Сервис демонстрирует свою состоятельность: как широту и полноту предложений для массового пользователя. По собственным данным компании за первое полугодие, 1,8 млн разработчиков интегрировали 96 тыс. приложений с HMS, а общее количество загрузок приложений пользователями превысило четверть триллиона, достигнув 261 млрд.

«Несмотря на трудности, AppGallery и экосистема мобильных сервисов Huawei сильно продвинулись в этом году благодаря нашим глобальным партнерам, — сказал Ван Яньминь, президент по глобальному партнерству и экологическому развитию Huawei Consumer Business Group. — Создав одну из трех ведущих платформ распространения приложений в мире, мы продолжим инвестировать в экосистему».

Вендор объявил об инвестициях объемом 1 млрд долл. в собственную программу Shining-Star, нацеленную на успешное сотрудничество с новыми разработчиками в рамках экосистемы HMS. Компания также продемонстрировала готовность налаживать контакты не только с разработчиками, но и с локальными игроками рынка, причем работа по развитию HMS продолжается, в том числе, и в России.

Быстрый рост количество приложений в AppGallery характерен и для локального российского рынка, как с удовлетворением отметил Михаил Комков, вице-президент экосистемы компании Huawei в регионе Евразия. Осенью появились знаковые новинки. Например, в начале октября приложение Uber Russia интегрировано в HMS. Заметим, что в нем есть не только функции заказа такси с выбором категорий и оценки поездки/водителя, но и отслеживание геолокации, оплата поездки с помощью наличных или банковской карты. Выход Uber Russia — интересный прецедент интеграции с локальными ГИС и с платежными системами, который показывает, что массовому пользователю можно смело приобретать «google-free» смартфоны Huawei/Honor, не опасаясь остаться без привычных базовых сервисов, лежащих в основе многих популярных приложений. В один день с объявлением выхода Uber Russia в маркетплейсе было анонсирвоано появление там Avito, который тоже является популярным ресурсом на российском рынке. Также появилась обновленная версия «Навител Навигатор», главными изменениями в которой стали полностью переработанный интерфейс приложения, функция голосового поиска, активные голосовые подсказки по маршруту, которые работают даже при свернутом экране приложения, более удобный поиск по категориям POI и т. д. Список актуальных приложений можно продолжать.

«Мы уверены, что, продолжая сотрудничество с партнерами, сможем помочь им расти и достигать бизнес-целей, особенно локальным популярным сервисам, которые стремятся выйти на глобальный рынок», — отметил г-н Яньминь. В качестве примера приведен российский «МойОфис Документы», который осенью появился в AppGallery. Напомним, что этот приложение, включающее средства работы с документами и таблицами, а также файл-менеджер, позволяющие существенно увеличить продуктивность пользователей мобильных устройств, доступно как только в РФ, так и в других регионах мира. В «Top five» по загрузкам продукта входят также Казахстан, Украина, Беларусь и Италия, а всего он доступен в 144 странах.

Экосистемы: большие планы

Huawei с бешеной активностью развивает экосистемы: большие и маленькие, программно-аппаратные и чисто софтовые. Почти все крупные вендоры практикуют экосистемные подходы в той или иной форме, но активность Huawei в этом направлении явно выделяется. Логично предположить, что одной из причин такой стратегии компании — а акцент носит явно характер стратегии — в проблемах от санкций, которые заставили задуматься о долгосрочном планировании и масштабных проектах системного характера.

Вот несколько примеров. Осенью в экосистеме мобильных решений Huawei появились FreeBuds Pro, первые беспроводные наушники с интеллектуальной динамической системой шумоподавления до 40 дБ, которая имеет 3 режима, оптимизированных для различных условий, а также Watch GT 2 Pro — часы с поддержкой bluetooth-вызовов и усовершенствованными функциями мониторинга (сердечного ритма, сна, уровня кислорода в крови), а также уровня стресса и физической активности (100 режимов тренировок и 10 предустановленных вариантов для бега). Есть в экосистеме новый MateBook X ультралегкий ноутбук весом в 1 кг и рядом интеллектуальных функций, в том числе, Huawei Share и «Мультискрин». Выпущены планшеты, «умные весы» и другие гаджеты.

Однако у вендора есть и более масштабные планы, он проводит последовательную политику по диверсификации высокотехнологичных решений на глобальном рынке. Например, Huawei и «Новые облачные технологии» объявили о технологическом партнерстве, которое простирается дальше, чем упомянутый выше выход мобильных версий для HMS. Российский разработчик примет участие в создании экосистемы программно-аппаратных комплексов Ascend и Kunpeng, а также начнет адаптацию продуктов «МойОфис» для серверных и настольных платформ на базе процессоров китайского вендора.

«Huawei планирует инвестировать 100 млн долларов в развитие экосистемы процессоров Ascend и Kunpeng в России в следующие 5 лет», — заявил Лю Юй, директор департамента интеллектуальных вычислительных систем Huawei в России.

Стратегическое партнерство заключено с компанией VisionLabs, входящей в экосистему «Сбера» — стороны договорились о создании совместных решений с использованием продуктов на основе компьютерного зрения и AI-ускорителей Huawei Atlas.

Примеров множество. Кроме известных, например, связанных с продвижением Huawei Pay или с развитием Harmony OS, есть и множество малоизвестных на российских просторах. Интересна, например, платформа Huawei City Service, созданная для комплексного предоставления государственных услуг, сейчас уже внедренная в шести регионах КНР, где на ее базе предоставляют три десятка часто используемых государственных сервисов, включая платежи, медицинские и иммиграционные услуги и многое другое. Есть решение для туристического сервиса, например, возможность хранить в устройствах Huawei электронные идентификаторы, пропуска, ключи от автомобиля и отеля, автоматически извлекая нужные с помощью AI Pass при приближении к терминалу. Это решение также предоставляет рекомендации маршрутов, обновления в режиме реального времени для популярных локаций, а также навигацию с дополненной реальностью и т. д.

Что дальше?

Судя по всему, пик санкций против Huawei пройден. Дональд Трамп еще действующий президент, а смягчение санкций уже началось. Министерство торговли США подтвердило, что разрешение на поставку комплектующих для Huawei американские компании могут получить, как сообщает Financial Times, если докажут, что поставляемые чипы не будут использованы в 5G-оборудовании китайского вендора. Чуть ранее власти США разрешили Samsung Display поставлять Huawei экранные панели (почему-то без драйверов дисплеев, но написание служебного софта не является значимой проблемой). Sony и Omnivision снова могут поставлять датчики изображения для Huawei. Ранее разрешения на поставку чипов получили AMD и Intel.

Однако развитие новых стратегий Huawei — собственных разработок, экосистем вокруг них, новых тесных связей с локальными компаниями и т. д. — уже не остановить. На глобальном ИТ-рынке появился игрок нового типа, что является «побочным результатом» санкционной войны. Рынок же в результате санкций ослаблен, так как понес многомиллиардные убытки и получил разрушенные логистические цепочки, вынужденно свернутые технологические партнерства. Таков промежуточный итог американо-китайской торговой войны, которая — если повезет — начнет быстро заканчиваться уже с завтрашнего дня.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE