25 февраля 2021 г.

Пандемия продолжает выступать многоплановым драйвером для ИТ-рынка. «Пандемия кардинально изменила привычный образ жизни: наше взаимодействие в большей степени перешло в цифровую среду», — говорит Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными организациями Microsoft в России. Однако изменения продолжаются! «Вторая волна» приводит к весьма интересным результатам, которые иногда повторяют эффект от «первой волны», а иногда оказываются новыми и местами даже более интересными.

Коронавирусной эпидемии скоро год. Казалось бы, ее влияние на рынок цифровых товаров и сервисов уже давно стабилизировано. Корпорации внедрили решения для организации удаленной работы, люди накупили новых компьютеров для работы/учебы/развлечений, работавшие в попавших под удар отраслях — туризм, пассажирские перевозки, HoReCa и др. — уже нашли себе новые места занятости, спад доходов успешно перераспределен и т. д. Но все не так просто.

Локдаун все еще «драйверит»

Lenovo при поддержке партнера Talmer выиграла тендер на обновление парка компьютерного оборудования в HeadHunter, последняя смогла обеспечить непрерывность бизнес-процессов в условиях «удаленки» и децентрализации, закупив ноутбуки Lenovo с док-станциями. Эта новость выглядела бы естественной в конце прошлой зимы, но она датирована текущим месяцем! Событие прекрасно показывает, что процессы, вызванные пандемией, не закончили влияние на рынок, в частности переоснащение продолжается, удаленные сотрудники получают для работы современные ноутбуки, закупленные работодателем.

Если мы посмотрим на маркетинг новых продуктов, то акценты на предназначение новинок для SOHO — точнее, не просто для «домашнего офиса», а для работы в режиме «удаленки» — становятся практически «новым черным». Конечно, не для всех новинок данный акцент звучит очень громко, но тренд уже настолько развит, что заслуживает рассмотрения.

Вирус стимулирует грандов

Microsoft представляет очередное обновление Windows 10, но рассказывая о нем, Джон Кейбл, вице-президент по управлению программными продуктами, делает уже известный нам акцент на «улучшении производительности обновления службы групповой политики (GPSVC) Windows Management Instrumentation (WMI) для поддержки сценариев удаленной работы».

Есть у рэдмондской корпорации и более выразительные активности, катализатором которых также является пандемия. Microsoft представила Viva, которую позиционирует как первую платформу для профессионального развития и поддержания благоприятного эмоционального состояния сотрудников. Решение содержит инструменты для обеспечения вовлеченности и обучения, а также возможности для обмена знаниями в процессе работы. По заявлению представителей корпорации, Viva обеспечит пользователям совершенно новый опыт — в том числе, благодаря интеграции с Microsoft 365 и с Teams — а также послужит развитию корпоративных культур компаний, значительная часть сотрудников которых были и остаются на «удаленке».

НР на CES’2021 (!) представила сервис HP Smart Support, позволяющий алгоритмам и специалистам службы поддержки HP получать доступ к данным пользовательских устройств за счет технологий, построенных на «облачной» телеметрии. По заявлению представителей компании, это позволит повысить качество обслуживания клиентов и при этом должно сократить длительность пользовательских запросов в службу поддержки НР.

Кроме того, НР все на той же CES — напомним, выставка позиционирована как пользовательская! — объявил о выводе на рынок нового портфеля услуг, сервисы которого основаны на глубоком анализе. Были представлены Active Care для профилактической поддержки и обслуживания устройств, HP Proactive Insights для интеллектуального мониторинга всего парка оборудования и HP Proactive Endpoint Management для управления конечными точками на базе различных операционных систем. Инструменты для глубокого анализа услуги получают от платформы HP TechPulse, которая активно использует на механизмы AI. Перечисленные сервисы, как отметили в компании, особенно актуальны сейчас, когда половина офисных пользователей работает «на удаленке», как сообщили представители НР со ссылкой на исследование «Растущая роль технологий в повышении вовлеченности сотрудников», проведенное Harvard Business Review Pulse Survey.

Интересные акценты звучат и в материалах компаний, специализирующихся на инфраструктуре. Например, Кирти Мелкоут, президент и основатель Aruba, входящей в Hewlett Packard Enterprise, отмечает, что ситуация в бизнесе, сформированная во время пандемии, стимулирует спрос на уникальные возможности интеллектуальных EDGE-сетей, которые «позволяют организациям во всех отраслях экономики обеспечивать полноценную работу удаленных сотрудников, обеспечить им безопасность при возвращении на рабочее место и поддерживать непрерывность бизнес-процессов».

Примеры можно продолжать, но и приведенных достаточно, чтобы увидеть, как пандемия выступает катализатором для выпуска обновлений, разворачивания новых сервисов и интенсифицирует базовые направления, которые являются локомотивами всей ИТ-индустрии! Как видно, влияние куда как значительнее, чем обеспечение кратковременных всплесков в продажах ноутбуков для работы/учебы.

Пандемия и новинки

Новинки все чаще при позиционировании получают прямые или косвенные акценты на особое удобство для удаленной работы. Акценты могут соседствовать с рассказами об эффективности новинок именно для домашних офисов, их предназначением для групповой работы в смешанных командах и т. д. Вот пара примеров.

Компания PFU объявила в России о расширении линейки персональных документ-сканеров ScanSnap на две новые модели — iX1400 и iX1600. Интересные машинки для сканирования всего и вся — включая, например, чеки — полезные для корпоративного применения, так как некоторые данные поступают «в бумажной форме», а для попадания в системы электронного документооборота документы приходится «конвертировать». Компактные устройства работают по нажатию одной кнопки, являются «тонкими клиентами» — могут конвертировать скан в PDF, а могут и распознавать тексты — но интересны именно акцентом в позиционировании.

«При разработке этих моделей мы приняли во внимание, что с каждым разом все больше людей работает удаленно, — напоминает Майк Нельсон, старший вице-президент PFU. — Устройства ScanSnap iX1600 и ScanSnap iX1400 созданы, в том числе, для того, чтобы сделать работу из дома комфортнее».

Creative Tecnology объявил о выпуске HS-720 V2 — новой версии USB-гарнитуры для конференц-звонков. Легкая, комфортная, снабженная микрофоном с «шумодавом», и пультом управления, которым можно включать/отключить микрофон, управлять громкостью и даже отвечать на звонки «в одно касание».

В тренд включаются медиахудожники и коммуникационные агентства: PRT Edelman Affiliate и Антон Бунденко (a.k.a. Futureisnown) выпустили коллекцию AR-масок эмпатии для Zoom и Snapchat, которые по замыслу создателей, раскрывают «аспекты эмоционального интеллекта», получившие особенный статус в период пост-пандемии и трансформации социальных процессов, в том числе рабочих. Например, виртуальная маска Human Empathy, распознает изменения в мимике собеседника с точки зрения благожелательности или безразличия: при нейтральном выражении лица маска закрывает говорящего за глитчем, при улыбке глитч рассеивается.

Коронавирус и тренды завтрашнего дня

Пандемия влияет и на направления, которые будут «локомотивами завтрашнего дня», например, на RPA, AR/VR и т. д. В прошлом году мы писали про робота-дезинфектора, созданного в якутском технопарке, но аналогичные решения созданы, например, в «Сбере». «Специальные технологии контроля», дочернее предприятие «Сбера» ведет работы по модернизации такого робота-дезинфектора, созданного в их Лаборатории робототехники. Первая модель робота уже работала в офисах компании. Также, по заявлению создателей, начались поставки устройства партнерам в регионы и его продвижение на международный рынок, где модель участвует в одном из профильных тендеров. Кроме апгрейда имеющегося решения, в «Сбере» заявили о намерениях создать новое. «Мы намерены в течение текущего года создать совершенно нового робота, который будет оснащен суперсовременным оборудованием, обладающим очень высокими характеристиками», — сказал Станислав Кузнецов, заместитель председателя Правления «Сбербанка».

МТС совместно с Ericsson разворачивает цифровые сервисы на ветряной электростанции Росатома в Ставрополье, среди которых, в частности, система «Удаленный помощник», позволяющая с помощью AR-очков контролировать рабочие процессы, а также осуществлять удаленную демонстрацию объекта в ходе приемо-сдаточных испытаний. При помощи этой системы в декабре 2020 года государственная комиссия, действуя в дистанционном режиме, приняла в эксплуатацию данную ветроэнергетическую установку.

«Уникальность проекта на Кочубеевской ВЭС заключается в комплексном использовании решений, включая сервисы видеоаналитики и дополненной реальности, доказавшие свою востребованность и высокую эффективность на таком сложном и ответственном энергетическом объекте», — отметил Андрей Зименков, коммерческий директор бизнес-рынка МТС. Хотя пока такое использование AR является уникальным, данный прецедент указывает на «легализацию» удаленной работы в таких важных действиях, как прием объектов в эксплуатацию, чему, без сомнения, в определенной степени поспособствовала пандемия.

Пандемия оказала влияние и на уровень «цифровой культуры» населения, свидетельствует Microsoft Digital Civility Index (DCI). По заявлению корпорации, в данном рейтинге РФ занимает предпоследнее место, но падение индекса замедлилось — люди стали лучше следить за «цифровой гигиеной», что предсказуемо приводит к падению эффективности мошеннической деятельности киберперступников.

Что это значит для канала

Изменения, продолжающиеся на рынке, следует принимать во внимание всем игрокам российского канала. Как минимум, в маркетинге стоит делать акценты на устройства под «домашние офисы», работу в распределенных командах и т. д.

Заметим, что вендоры, начавшие делать это еще в прошлом году, показали хорошие результаты. Например, так поступил Zyxel, и продажи компании на российском рынке выросли на 19% по итогам прошлого года, чему немало способствовал соответствующий подход. В ассортименте компании всегда присутствовали недорогие домашние коммутаторы «для самозанятых и людей, работающих из дома», включая мультигигабитные устройства, но по результатам прошлого года эта категория вышла на второе место по объемам продаж, обогнав другие группы устройств в компании! Соответствующие акценты вендор планирует сохранять и в наступившем году.

«Постоянный фокус на технологических новшествах вкупе с самыми лучшими условиями для сектора SMB должны обеспечить нам и нашим партнерам уверенный рост продаж в 2021 году», — уверен Дмитрий Танюхин, руководитель Zyxel Networks в России, СНГ и Украине.

Пример такого маркетингового подхода, эффективность которого продемонстрирована Zyxel, можно рекомендовать и другим вендорам. Это достаточно просто, во всяком случае, проще продвижения решений нового типа, например, упомянутой выше Microsoft Viva, а поэтому может быть реализовано довольно быстро.

Конечно, пандемия стала катализатором для инфраструктурных решений. В частности, мощнейший импульс развития получили «облака» и виртуализация, но эти направления требуют отдельного и пристального рассмотрения, так как влияние их на корпоративный рынок будет удивительно велико.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE