5 марта 2021 г.

В преддверии гендерных праздников разработчик CRM для бизнеса «Мегаплан» решил провести опрос среди сотрудников и руководителей российских компаний сегмента МСБ. 57,1% сотрудников из 1560 компаний считают, что половая принадлежность работника влияет на его карьерные успехи. Из них 16,2% уверены в том, что мужчинам проще двигаться вверх по карьерной лестнице, 5% ответили, что, напротив, женщинам проще, а 35,9% считают, что гендерная принадлежность сотрудника коррелирует с успехами на работе, но в отдельных случаях. По мнению 42,9% опрошенных, пол никак не влияет на карьерные достижения. Сергей Козлов, генеральный директор «Мегаплан», полагает, что опрос продемонстрировал: «Гендерное неравенство присутствует во взглядах российских сотрудников даже в наше относительно толерантное время».

Впрочем, однозначно говорить о том, что такой подход — «это плохо», не стоит. Равноправие не равно гендерному равенству, а многие женщины (да и мужчины тоже), напротив, уверены: в «женской сущности» кроется серьезное конкурентное преимущество. Сегодня все чаще стали говорить о том, что не всегда и не во всех случаях работают традиционные модели руководства, основанные на строгом вертикальном подчинении. Порой от начальника требуются не столько навыки воина и отца-командира, сколько учителя, «эффективного управленца», который организует процессы так, что сотрудники достигают своих целей и решают задачи без жесткого контроля и давления сверху. А для этого требуются скорее исконно женские качества и умения: помогать, направлять, развивать, поддерживать и вдохновлять.

Маркетинг (по крайней мере, на ИТ-рынке) всегда был полем, на котором женщины играли с особенным успехом. Достаточно посмотреть на топ-100 российских директоров по маркетингу, чтобы в этом убедиться. Мы решили попросить женщин-маркетологов поделиться своим видением ситуации, высказать мнение по поводу того, существует ли «женский» подход к маркетингу, возможно, более интуитивный, в большей степени ориентированный на человеческие взаимоотношения, эстетику, более «мягкий» в продвижении своей линии.

Светлана Андреева, менеджер по маркетингу Tripp Lite в странах Центральной и Восточной Европы, России и СНГ, Ближнего Востока:

У маркетинга, безусловно, женское лицо. На мой взгляд, это объясняется целым комплексом причин, связанных как со спецификой маркетинга, так и особенностями женской психологии. Я думаю, вы со мной согласитесь, что наиболее востребованными навыками для работы в маркетинге и PR являются коммуникабельность, умение налаживать контакты, а также аналитический и творческий подход в решении задач. Кроме того, большое значение имеет способность менеджера работать в условиях многозадачности и быстрых изменений. Именно эти качества присущи женской натуре. Очень часто понятие «коллектив» у женщин ассоциируется с понятием «семья», и руководитель-женщина проявляет больше ответственности, терпения и понимания по отношению к своим подчиненным. Современный маркетинг — это комплексный инструмент для развития бизнеса, где применяются новейшие технологии и методы. Маркетинг в ИТ на протяжении многих лет является крайне привлекательным направлением для женщин благодаря своей актуальности и перспективности.

Юлия Блау, начальник отдела маркетинга компании Treolan:

Мой опыт показывает, что женщины-руководители чаще обучают, направляют подчиненных и занимаются их развитием, чем мужчины. Они прирожденные искатели кадров, охотнее дают обратную связь сотрудникам и помогают им расти. Сюда же входит и готовность нанять на работу сотрудника, который тебя превосходит.

В ходе истории женщинам всегда говорили, что они слишком добры и заботливы, чтобы руководить людьми. Сейчас же от руководителя требуется быть на эмоциональной связи с подопечными. Ведь люди по своей природе нуждаются в признании, в том, чтобы их ценили и сопереживали. И многому здесь можно научиться, наблюдая за женщинами. Я думаю, женщинам легче признавать свои ошибки, учиться на своем же опыте и учитывать взгляды других. Они лучше осознают, как их воспринимают другие, и не хуже мужчин способны мыслить стратегически и видеть будущие результаты. Руководителям, которые более критически относятся к себе, проще подготовиться к важным событиям, а это повышает компетентность команды. Женщины обладают природным даром интуиции, поэтому им легче создавать «команды мечты», где каждый сотрудник, с одной стороны, уникален, а с другой стороны, отлично дополняет своих коллег, и, как результат, команда достигает новых вершин.

Ольга Гоз, директор по маркетингу Axoft: С моей точки зрения, современный руководитель маркетинга — это практически сверхчеловек, обладающий, с одной стороны, всеми теми качествами, которыми традиционно сильны мужчины: блестящими аналитическими способностями, ясным взглядом на бизнес, умеющий оперировать показателями и выстраивать бизнес-процессы. С другой — способный эмоцию сделать главным инструментом маркетинга, подчинив ее своим основным задачам, что в большей степени характерно для женщин. Этот подход, конечно, можно считать близким к диагнозу. Но разве не по-хорошему сумасшедшие люди меняют этот мир к лучшему :)?

Регина Горбачева, глава отдела маркетинга НР, Восточная Европа и Россия:

Ошибочно полагать, что в маркетинге есть место интуиции. Маркетинг в эпоху цифровых технологий — это ежедневная работа с огромным массивом данных, аналитика и исследования предпочтений пользователей.

Безусловно, в нашей профессии есть место для прекрасного, вроде креативных рекламных материалов. Но каждый шаг на пути к реализации творческой составляющей маркетолога — это результат огромной подготовительной работы. Многие обыватели заблуждаются, считая, что маркетологи в большей степени женщины, поскольку эта профессия созидательная и красивая. Я с уверенностью могу сказать, что гендерные предрассудки должны кануть в прошлое — в нашей профессии место тем (и неважно, женщинам или мужчинам), кто умеет улавливать сигналы потребителей, легко вычленяет главное из больших массивов данных и понимает, как работают диджитал-инструменты.

Что касается стиля управления командой, то здесь, скорее, имеет значение среда, в которой ты привык работать. Корпоративная культура в HP основана на принципе взаимоуважения и взаимовыручки, у нас отсутствует иерархичный подход и жесткие вертикали в подчинении. Мультикультуральные команды распределены по разным странам, любой руководитель должен понимать, что в его коллективе есть сотрудники с иным мировосприятием, жизненными установками и принципами. И еще у нас у всех есть право на ошибку. Ошибаться — это нормально, главное — делать выводы из ошибок, совершенствоваться и идти вперед. Возможно, именно в этом успех HP — за счет разнообразия мнений и идей мы создаем прорывные технологии, которые улучшают то, как этот мир работает и живет.

Ирина Иванова, руководитель маркетинговых проектов, «Марвел-Дистрибуция»:

На мой взгляд, в маркетинге ценятся совсем иные вещи, чем в других сферах. Например, административные навыки руководителя здесь не играют значительной роли, зато намного важнее умение чему-то научить.

Маркетинг — это вообще про нестандартные подходы, тренды и новые образы. Поэтому выстраивать вертикали довольно часто просто бессмысленно, нужно собирать вокруг себя команду. Эффективнее быть не столько руководителем, сколько партнером, только более опытным и смелым, умеющим применять разные инструменты и использовать разные каналы. Это мотивирует остальных расти над собой и двигаться вперед.

Такое паритетное отношение, когда внутри команды все делятся идеями и знаниями, ищут новые возможности, созидают, а не сравнивают свои результаты, скорее присуще женщинам. Подавляющее большинство моих коллег — девушки, но я не вижу в этом никакой проблемы. Пусть у маркетинга будет женское лицо, если это помогает выбирать правильные цели и приносит бизнесу отличные результаты.

Наталья Клиндух, директор по маркетингу OCS Distribution:

Я думаю, наиболее актуальный подход к маркетингу — не гендерный, а «gender fluid» — переменчивый в отношении гендера. В корпоративной среде любой процесс — это бизнес-процесс, его успешность основывается на использовании уместных стратегий, на здравом смысле, на логике, на умении видеть причинно-следственные связи, анализировать происходящее. Все это свойственно человеку любого гендера — это вопрос интеллекта и опыта, не гендерной идентичности. Маркетинг — это органичная часть любого бизнеса. Он всегда существует в рамках корпоративной стратегии, выбранной для решения конкретных задач на конкретных рынках. На каком-то рынке от вас требуется мягкость и осторожность (женский гендерный архетип), на каком-то — риск и агрессия (мужской гендерный архетип).

Видите, что происходит? И то, и то требуется от одного человека вне зависимости от его гендера или пола — гендерная флюидность становится тем требованием, которое все активнее предъявляет к профессионалу рынок. В современном мире наиболее эффективна именно ваша готовность играть разные роли и в выборе линии поведения руководствоваться внешней необходимостью (целевой аудиторией, конкурентной средой, психотипом клиента), а не вашей внутренней (гендерной идентичностью). Бизнес делают умные, талантливые, открытые и, что немаловажно, отважные и смелые люди, и, если они хорошие профессионалы, то делают его одинаково хорошо — вне зависимости от гендера.

Екатерина Петренко, директор по маркетингу diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ):

Я не считаю, что есть типично женский или типично мужской подход к маркетингу. Хотя есть черты характера, которые позволяют с некоторыми задачами лучше справляться женщинам, нежели мужчинам, и наоборот. Например, эмоциональность, присущая в большей степени женщинам, в маркетинге крайне важна. Маркетинг построен на чувствах, стиле и эмоциональном восприятии продукта или услуги. Во всем этом, на мой взгляд, сильнее женщины. Кроме того, у женщин природой заложено более глубокое чувство ответственности — они никогда не бросят дело на самотек, постараются сделать все идеально, проработать до малейшей детали. Мужчинам же присуще мыслить «глобально», не обращая внимания на мелочи.

Тем не менее, если говорить про цифры и аналитику, то тут традиционно сильней мужчины — им проще даются точные науки. Поэтому с развитием такого направления как digital-маркетинг в нашей сфере стало появляться больше мужчин. Что касается стиля управления, то тут я бы тоже не разделяла по гендерному признаку: и у женщин иногда встречается жесткий прагматичный подход, и мужчины бывают очень мягкими руководителями. Я думаю, это зависит не от пола, а от характера человека. В любом случае, важен ведь не пол и не стиль руководства, а команда, классные результаты и любовь к работе!

Татьяна Проворова, директор по маркетингу Российского представительства компании CyberPower:

Маркетинг быстрее всего реагирует на изменения нашей жизни, наших вкусов, смену источников информации. Это приводит к появлению новых инструментов, ставит новые задачи, заставляет не просто крутить головой на 360 градусов, а анализировать, прогнозировать эффективность, находить новые приемы и новые метрики. Для меня маркетинг всегда состоял на большую половину из аналитики (изучение конкурентов, технологий, поиск возможностей для роста компании и много подобных данных и цифр). Традиционно анализ — сильная сторона «мужского начала», многозадачность — сильная сторона женщины. Сегодня эти качества одинаково важны и хорошо, если они присутствуют вместе. Так, соционика — псевдонаучная концепция утверждает, что в каждом из нас живут оба начала, и они могут быть по-разному замешаны.

Мое мнение, что для специалиста не бывает женского и мужского подхода к маркетингу. Ты стал признанным специалистом в той или иной области? Значит, ты уже имеешь нужную смесь мужского и женского начала для этой работы. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов, что в 80% случаев принимает решение о покупке именно женщина, выстраивать коммуникацию с потребителем стоит с учетом этих знаний, а сама женщина с этой ролью справляется лучше. До недавнего времени весь диджитал полностью находился в руках мужчин, мы не сильно претендовали на эту роль и сейчас не спешим.

Вот в подходе к руководству соглашусь, что мужчины чаще более прямолинейны, более четко выдерживают иерархию и не придают значения атмосфере в коллективе. Женщина-руководитель стремится выстроить коммуникацию в коллективе и наставничество. Тут разница в подходах обычно более заметна.

Елена Чернякова, начальник отдела маркетинга и рекламы компании NETLAB:

Я не согласна, в принципе, с модой на отрицание гендера. Он был, есть и будет, хотим мы этого или нет. Это природа задумала великое, сочетая противоположные качества — инь и янь. Женщины могут быть принципиальными, решительными и сильными (мы же все помним выражение «сильная женщина», в какой-то момент оно стало нарицательным и синонимом чуть ли не одинокой женщины, хотя это в жизни далеко не так :)).

Но все равно, женщина — принимающее начало, прежде всего, ориентированная на людей, на понимание. Понять и простить — это про женщин. Может, это мои личные проекции и мое личное понимание женщин-руководителей, но вокруг меня (и я сама, надеюсь), именно такие женщины — да, решительные, да, смелые, но принимающие, добрые и душеные люди. Для мужчин бизнес — это всего лишь бизнес, для женщин все вокруг наполнено эмоциями. Даже реагируют руководители женщины и мужчины на все по-разному. По моему мнению, нашу эмоциональность можно обратить в преимущество, особенно в профессиях с творческой составляющей. Так что давайте мы будем собой, не превращаясь в железных леди! C 8 марта, дорогие коллеги-девочки!

Источник: Наталья Басина, crn.ru