20 мая 2021 г.

Михаил Соломонов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании Haulmont

Как все начиналось

Британская служба такси Addison Lee — первый клиент Haulmont. В 2008 году, когда началось сотрудничество, Addison Lee уже была лидером в премиум-сегменте. У нее было около 1000 машин и контракты с 70% из Топ-100 компаний с наибольшей капитализацией по данным Британской фондовой биржи.

Тогда перед Addison Lee стояло несколько насущных вопросов, которые планировалось решить за счет цифровизации. Например, компании было сложно справиться с нагрузками в пиковые часы. Addison Lee в рамках долгосрочных контрактов обслуживает крупные банки и конгломераты: Barclays, Credit Suisse, Goldman Sachs и так далее. Рабочий день у них заканчивается примерно в одно время, офисы расположены примерно в одном месте — в лондонском Сити. Согласно контрактам, клиенты не должны ждать машину дольше пяти минут. При этом нерентабельно держать в Сити большое количество машин, ожидающих вызова. Еще одной проблемой был холостой пробег — расстояние, которое такси проезжает без пассажира. Кроме того, Addison Lee планировала расти не только за счет приобретения других компаний, но и за счет развития технологий: мобильных приложений для заказа такси, сервисов для корпоративных клиентов и так далее.

Владельцы Addison Lee хотели найти не просто разработчика информационных систем, а технологического партнера — и у них получилось это сделать. Вместе с Haulmont служба такси прошла настоящую цифровую трансформацию.

Первый этап и первые результаты

Команда Haulmont разработала систему по управлению бизнесом Addison Lee.

Она охватывает все аспекты: заказ такси, назначение машины, построение маршрута, оплату поездки, подготовку отчетности и так далее. В систему входит гибкий сервис для заказа такси, который можно быстро переконфигурировать, если понадобится. Крупнейшие клиенты пользуются отдельными сервисами с кастомизированным дизайном и технологией единого входа для всех сотрудников организации. Управление автопарком оптимизирует модуль AutoAllocator, который распределяет заказы при помощи сложных алгоритмов на основе множества параметров. Именно он помогает справиться с нагрузкой в часы пик, обеспечить высокий уровень сервиса и сократить издержки. В конце рабочего дня система стягивает машины к Сити — назначает водителям по всему городу заказы в этом направлении. Также Addison Lee удалось уменьшить холостой пробег. Это происходит, например, за счет того, что последний за смену заказ водитель получает в направлении своего дома. Кроме того, система помогает собирать данные по работе компании, готовить отчеты и принимать решения, например, по ценообразованию.

Цифровая трансформация принесла заметные результаты. С 2008 по 2019 год оборот Addison Lee вырос с 20 до 530 млн фунтов стерлингов. Выросли зарплаты водителей и удовлетворенность клиентов, при этом количество сотрудников бэк-офиса осталось прежним. Холостой пробег сократился на 20%.

Гонка с Uber

В 2012 году в Лондоне запустился Uber, который решил работать по лицензии того же типа, что и Addison Lee — private hire. Машины таких компаний обязательно вызывать заранее, в отличие от так называемых hackney carriage или black cabs, которые можно останавливать прямо на улице (особенности местного законодательства).

Еще до выхода Uber на рынок заказать машину Addison Lee можно было через мобильное приложение. Однако появление агрегатора стимулировало гонку технологий. Команда Haulmont регулярно выпускала новые версии мобильного приложения Addison Lee и добавляла новые функции. Благодаря этому сегодня Addison Lee не уступает агрегатору в области технологий и при этом может предложить сервис более высокого класса. Все водители компании проходят тщательную проверку и обучение. Автопарк Addison Lee состоит из представительских машин и Mercedes S-класса для крупнейших клиентов. В результате компания способна конкурировать с Uber в сегменте B2C и выигрывает в сегменте B2B, который более рентабелен за счет более высоких цен.

Расширение бизнеса

Параллельно с развитием технологий и укреплением позиций в Лондоне Addison Lee масштабировала бизнес. Компания приобретала службы такси в различных странах или заключала с ними партнерские соглашения. Система Addison Lee интегрировалась с системами партнерских компаний (Gett, Autocab, Dialacab, Cordic). Клиент может через приложение Addison Lee вызвать машину в городе, где у компании нет своего автопарка, и заказ выполнит один из партнеров. Таким образом вокруг Addison Lee сформировалась глобальная сеть, охватывающая свыше 600 городов в 90 странах.

Кроме такси Addison Lee открывает и другие направления бизнеса. В 2016 году Addison Lee купила компанию Tristar, которая сотрудничает с турфирмой Saga Cruises и выполняет трансферы пассажиров элитных круизных лайнеров. Перед каждым рейсом около 1000 пассажиров со всей Великобритании нужно вовремя доставить на борт, а после путешествия — отвезти домой. В зависимости от категории билета это может быть либо индивидуальный трансфер, либо поездка на одной машине вместе с другими клиентами Saga. Раньше для планирования поездок использовалось сразу несколько систем — это, конечно, было медленно и неудобно. Команда Haulmont создала единое решение и интегрировала его в общую ИТ-инфраструктуру Addison Lee.

Новое приложение планирует поездки с учетом адресов клиентов, дат начала туров, информации о доступных водителях и машинах. При этом учитывается множество различных нюансов: время отдыха водителей, максимально допустимая длительность поездки, допустимые отклонения для сбора пассажиров по пути следования и т. д. Система планирует 16 тыс. трансферов в месяц, причем 90% из них — вообще без участия пользователей. Раньше процесс планирования занимал свыше двух часов, сегодня — примерно 30 секунд. Автоматизация помогла Tristar добиться заметной экономии времени и ресурсов. Плюс к этому, повысилась эффективность автопарка компании, а клиентам гарантирован высокий уровень сервиса.

Новые вызовы

Для всего мира 2020 год, пандемия и коронавирус стали испытанием. Addison Lee не исключение. Количество поездок просело у всех служб такси, но во время локдауна компания активнее развивала курьерскую доставку, поэтому команда Haulmont занималась разработкой необходимых для этого модулей.

Еще одной задачей 2020 года стало обновление мобильных приложений Addison Lee. Запущено новое приложение для водителей, которым заказчик очень доволен, на очереди — приложение для заказа такси под iOS и Android.

Подведем итоги 13 лет цифровой трансформации Addison Lee. Автопарк компании в Лондоне увеличился с 1000 до 5000 машин, которые выполняют 37 тыс. поездок в день, причем 98% заказов распределяются автоматически (водитель не имеет права принимать решение о заказе, 2% случаев распределяет оператор). Addison Lee стала технологическим лидером, успешно конкурирует с агрегаторами такси и захватывает новые рынки по всему миру. Разработанная Haulmont система получила две премии National Business Awards в номинации «Инновации», а также помогла Addison Lee выиграть множество наград в области бизнеса и экологии.

Сегодня Haulmont продолжает выступать технологическим партнером Addison Lee, которая фокусируется на расширении бизнеса по всему миру, развитии сервисов для корпоративного заказа такси и направлении беспилотных автомобилей.

Компания Haulmont — победитель конкурса Magic People, организованного компанией Axoft, в номинации «ИT-проект „Цифровая трансформация“» (категория «Интеграция»). novostiitkanala.ru — информационный партнер Magic People IT Channel Awards.

Источник: Михаил Соломонов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании Haulmont