Новые локдауны делают актуальной тематику удаленной работы и распределенных офисов, которые стали привычными практически для всех российских корпоративных структур. Большинство российских организаций успешно управляют удаленными сотрудниками. Лишь каждая пятая организация, опрошенная «Ростелекомом», отметила снижение производительности работников, переведенных на «удаленку». Как видно, сложности всего у 20% российских компаний, а для 80% работа с удаленными сотрудниками не вызвала проблем. Это показывает, что в большинстве бизнесов успешно решены как технические задачи, связанные с переходом на удаленку, так и организационные, однако новые условия требуют новых решений и, соответственно, ИТ-поддержки.

Гибридная работа стала нормой

Организации успешно сочетают разные форматы работы, причем даже за пределами локдаунов, между волнами эпидемии. Большинство занятых предпочитают работу в гибридном формате, сочетая «присутственные дни» с работой на «удаленке». Например, в OCS гибридный формат занятости практикуют 60% сотрудников, как отметил Максим Сорокин, председатель директоров OCS Distribution, выступая на форуме «IT Ось 2021».

Конечно, не всех работников можно перевести на удаленную работу, даже если они офисные. «Сложно представить себе удаленную работу для кладовщика», — говорит г-н Сорокин. В ситуации OCS в режиме «постоянно в офисе» работают 20% сотрудников, почти столько же — 15% — на «удаленке» почти всегда. Большинство — 65% — в офисе проводят 2-3 дня в неделю, остальное время выполняя служебные обязанности «на дистанции».

Более 72% россиян хотели бы работать удаленно, хотя в настоящее время такой формат практикуют 12%, а 16% не рассматривают для себя такую возможность, как сообщает РБК со ссылкой на исследование «Работа.ру». Опрошенные показали, что такой формат позволит им самостоятельно распоряжаться своим временем, сэкономит время на дорогу, а также снизит расходы на транспорт и питание.

Проблемы и возможности

Разумеется, управление сотрудниками в режимах «удаленки» и гибридной занятости представляет собой непростую задачу менеджмента, однако вполне решаемую. Заметим, что не все ее решают, как показывает практика — значительная часть российских компаний (30%!) пока никак не оценивала производительность персонала, работающего «на дому», как показывает опрос «Ростелекома». Это справедливо для разных вертикальных рынков, так как в ходе исследования были опрошены компании из 14 направлений деятельности: от бюджетных организаций и предсказуемого ИТ/телеком до производственных, финансовых, строительных, медицинских и других компаний.

В опросе не были выявлены причины такого подхода, но вряд ли данный факт указывает на высокую степень организации процессов — в данном случае, как видно, KPI у сотрудников отсутствует, иначе компании могли бы оценить происходящее количественно. Однако данный факт указывает на готовность сотрудников вполне качественно — или, как минимум, удовлетворительно — работать на удаленке даже без жестких форм современного контроля! Если бы качество работы «удаленщиков» не устраивало компании, работодатели поняли это даже «на глаз», без анализа количественных показателей KPI, и людей бы вернули в офис.

Для большинства бизнес-процессов, в которых задействованы «белые воротнички», совершенно индифферентно наличие работников именно в офисе, чем компаниям стоит воспользоваться. Преимущество удаленной работы не только в возможности экономии на офисах, которые остаются достаточно дорогими, но и в возможностях легко и просто привлекать рабочую силу из регионов. В условиях, когда специалисты в дефиците, это очень важно!

На сегодня экономике страны не хватает 12% рабочих рук, как отметила Алена Владимирская, основатель и руководитель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской», выступая на форуме «IT Ось 2021». В сегменте «белых воротничков» все лучше, чем в целом по экономике, но и тут дефицит составляет от 6 до 8%, в зависимости от отрасли. Для ИТ-компаний г-жа Владимирская прогнозирует рост дефицита кадров, который может достигнуть и 50%! В таких условиях практика удаленной работы дает крайне актуальную возможность привлекать сотрудников из других регионов, причем без необходимости людям перебираться «в столицы», а позволяя трудиться в привычном окружении.

Что будет происходить внутри компаний

Ситуация с гибридной занятостью создает целый ряд рисков для компаний, но они могут быть нивелированы при правильном подходе к организации бизнес-процессов и ряда смежных служебных вопросов. Важным «побочным эффектом» от этого будет повышение эффективности всей компании, прозрачности и устойчивости операционной деятельности.

Внедрение системы KPI актуально для контроля и оптимизации управления как отделами, так и отдельными сотрудниками, причем не важно, работающими в офисе, удаленно или в гибридном формате. Но сегодня в большинстве случаев KPI не может «висеть в воздухе», а должен в качестве основы использовать объективные данные о бизнес-процессах, происходящих в компании. Очевидные требования нового времени повлекут за собой ряд изменений как с подходами в управлении, так и с их цифровизацией, а также, разумеется, с ИТ-обеспечением этих процессов.

Значительная часть работы в «офисных» бизнес-процессах будет, наконец, автоматизирована. «Простые действия автоматизируют на сто процентов!» — уверена Татьяна Сорокина, генеральный директор IBM в России. На необходимости широкой автоматизации в современных условиях делает акцент Али Брундуков, руководитель направления сервисных продаж Cisco в России и СНГ, выступавший на форуме «IT Ось 2021». Чем больше автоматизации, чем меньше человек участвует в повседневной деятельности компании — тем выше операционная устойчивость, говорит Роман Шмаков, вице-президент подразделения Secure Power компании Schneider Electriс в России и странах СНГ, напоминая, что самый большой фактор риска для сложных систем — люди.

Заметим, что автоматизация потребует предварительной формализации и оптимизации бизнес-процессов. В ряде случаев предприятия придут к необходимости внедрения систем управления бизнес-процессами. Это также приведет к повышению эффективности, а также к дальнейшему развитию бизнес-процессов внутри компании, открывая для этого разнообразные возможности — от минимизации потерь информации при взаимодействии между отделами до создания «цифровых двойников» предприятия для экспериментов и моделирования направлений дальнейшего совершенствования.

Как это повлияет на развитие ИТ

Разумеется, все перечисленные выше направления развития потребуют мощной ИТ-поддержки, участия бизнес-консультантов, специалистов по внедрению программно-аппаратных решений и системных интеграторов. Повышение значения ИТ в повседневной деятельности компаний поднимет требования к решениям, способным обеспечить непрерывность бизнес-процессов — от обеспечения бесперебойного питания электричеством до дублирования-резервирования вычислительных мощностей, от обеспечения ИБ до создания резервных копий, от проведения киберучений до развития сетевой инфраструктуры.

Говоря о влиянии удаленной работы на развитие инфраструктуры, обычно делают акценты на обеспечении производительными решениями удаленных рабочих мест, развитии BYOD/CYOD, совершенствовании решений для обеспечения безопасности, защите каналов связи и буме виртуализации. Все перечисленное, конечно, будет, хотя оно необходимо, но недостаточно — нужны также изменения в плане пользовательских устройств и инфраструктурных решений.

Периферия для «удаленки», софт и другие решения

Возрастает актуальность как дополнительной периферии для обеспечения удаленного взаимодействия — наушников, микрофонов, гарнитур, видеокамер — так и специализированных тонких клиентов, способных обеспечивать эти процессы. Системы ВКС, требования к качеству которых возрастают, становятся настолько требовательны к ресурсам, что зачастую приходится выделять для них отдельный специализированный компьютер, снижая нагрузку на основной ПК пользователя.

Например, Cisco представила терминалы Webex Desk Mini, которые и являются такими «тонкими клиентами», получив интерактивный дисплей 15,6 дюйма с разрешением 1080p, HD-камеру с углом обзора 64°, полнодиапазонную акустику и микрофонный массив с подавлением фонового шума. Приятно, что такие системы могут быть использованы как для работы в Webex, так и с другими системами видеоконференцсвязи — при подключении Desk Mini к ПК, последний видит их как smart-периферию, обладающую встроенными возможностями для оптимизации аудио и видео в процессе переговоров.

Аналогичные решения создают и для переговорных. Большинство совещаний и переговоров уже требуют участия удаленных сотрудников, а в будущем количество таких гибридных собраний может достигать 98%, сказал Максим Репин, руководитель подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России. Однако только 6,5% переговорных комнат и учебных классов во всем мире оборудованы специализированным оборудованием для ВКС, позволяющим полноценно проводить такие встречи.

Оборудование для переговорных предлагают разные вендоры: Cisco, Huawei, Logitech, Jabra, Poly и другие. Пример: лаконичный и функциональный Logitech Rail Bar, который напоминает саундбар для телевизора, только получивший посередине корпуса большой «глаз» UltraHD-видеокамеры. Это периферийное устройство компьютера для переговорной, снабженное smart-функциями для оптимизации аудио и видео: отсечение фоновых шумов, фокусировка на выступающем как оптики, так и направленности системы микрофонов, автоматическое панорамирование масштабирование и т. д. Установка максимально простая: Logitech Rail Bar для подключения использует USB.

Специализированные решения, актуальные в условиях гибридной работы, не сводятся к ВКС. Например, актуальны системы класса EPM (Employee Productivity Monitoring — «мониторинг продуктивности персонала»), которые анализируют «цифровой след» рабочей активности сотрудников, позволяя принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности труда. EPM-система позволяет понять, насколько хорошо соответствует поставленным задачам численность персонала и кадровая структура, насколько правильно организованы бизнес-процессы, есть ли перегруженность работой или, наоборот, недозагруженность в подразделениях, как отметила Галина Рябова, директор центра продуктов Dozor компании «Ростелеком-Солар», на презентации addVisor, первого российского продукта такого класса. Полученные данные будут актуальны как для менеджмента компании, отметила г-жа Рябова, позволяя определить направления для устранения организационных барьеров, так и для самих сотрудников — анализ отклонений и аспектов рабочего поведения позволяет сделать практические выводы для повышения продуктивности на рабочем месте.

Вместо заключения

Кризис, вызванный пандемией, ускорил «цифровую трансформацию», заставляя корпоративных клиентов пересмотреть форматы коммуникаций, отметила Наталья Панфилова, региональный директор Alcatel-Lucent Enterprise в России и СНГ, заострив внимание на изменении условий работы и ведения бизнеса во всех сферах деятельности. Корпоративные заказчики рассматривают в качестве ключевых факторов развития бизнеса надежность и безопасность инфраструктуры, ориентированность на человека, «цифровое рабочее место», обеспечивающее доступ к приложениям из любой локации.

В таких условиях быстро идет развитие виртуализации и «тонких клиентов», как отметил Константин Исаакян, директор департамента по работе с партнерами Dell Technologies в России, в выступлении на форуме «IT Ось-2021». Возможности современных «тонких клиентов», как отметил г-н Исаакян, достаточны для решения на их основе даже задач инженерного проектирования, предъявляющих особые требования к вычислительным мощностям. Однако про вопросы, связанные с виртуализацией, мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости