20 апреля 2022 г.

Экономика страны готовится к сложным временам, что находит проявление в ряде трендов. Например, серьезную подготовку игроков рынка к новой реальности можно наблюдать по динамике предпочтений, связанных с офисной недвижимостью и организации сотрудников в «присутственных местах». Тут курс на экономию может привести к некоторой структурной и организационной «контрреволюции», к откату от трендовых направлений, которые были восходящими на протяжении последних кварталов. Можно ли происходящее считать одной из проекций импортозамещения, которая проявляется в отказе от «клубных офисов» и в возврате к традиционным форматам офисной реальности?

Офисы: «в тесноте, да не в обиде»?

Доступных офисных пространств в столице стало больше. Уход ряда глобальных компаний с российского рынка — Сергей Собянин, мэр Москвы, говорит о 200 тыс. сотрудников, попавших под сокращения — привел к появлению на рынке значительного количества внезапно освобожденных прекрасных офисных площадей. Означает ли это, что офисы оставшихся столичных компаний станут просторней? Увы, нет — ситуация строго обратная.

В условиях финансовой нестабильности компании стремятся оптимизировать арендуемые площади офисов, снижая так называемый «коридорный коэффициент» и увеличивая количество сотрудников, которые могут разместиться на имеющейся площади, отмечает Николай Миловидов, руководитель архитектурного бюро UNKCI. Проанализировав запросы от потенциальных заказчиков за март-апрель, специалисты UNKCI отмечают тенденцию — выраженную в 50% обращений — к увеличению количества рабочих мест в офисах. Возможно, компании предполагают, что трендом станет отказу от удаленных и гибридных форматов работы.

Этот аспект важен для ИТ: растущая плотность пользователей в офисах настоятельно потребует перехода на Wi-Fi 6, так как старые форматы беспроводных сетей вряд ли будут способны обеспечить качественным доступом «уплотненных» сотрудников. Заметим, что приходить работники будут в ряде случаев со своими рабочими ноутбуками (напомним про развитие концепций BYOD и CYOD), а также с большим количество персональных цифровых устройств (смартфонов, планшетов, смарт-часов и т. д.) — и всему этому парку устройств нужен стабильный беспроводной доступ!

«Клубность» уходит в прошлое?

В условиях увеличения плотности сотрудников и снижения «коридорного коэффициента» сложно ожидать в новых офисах наличия большого количества лаунж-зон, «релакс-зон», пространств для мастер-классов и прочих «буржуазных излишеств». Соответствующие квадратные метры будут отданы под рабочие места.

Вряд ли это порадует офисных работников, которые за последние 2-3 года начали привыкать к тому, что можно практиковать концепцию «третьего места» не покидая офиса. Вполне возможно, производительность труда в обновленных-состаренных условиях у офисных работников начнет снижаться. Нужен простейший анализ, который, во-первых, выявил бы тренды в динамике производительности «белых воротничков», во-вторых, позволил бы соотнести выгоду от экономии офисных площадей с потенциальными потерями от производительности.

Необходимо применение ИТ-решений, которые позволят проанализировать эффективность работы сотрудников, причем в динамике. Это могут быть специализированные программы, прежде всего, ЕРМ-системы. Разумеется, данные, полученные от решений класса Enterprise Performance Management (EPM), нуждаются в тщательном анализе, который позволит понять, с какими именно факторами связано изменение продуктивности и какие из них связаны — или могут быть связаны — с изменениями в офисных пространствах.

Делать выводы из результатов «телеметрии» сотрудников, собираемой EPM, и на этой основе принимать управленческие решения, можно только после тщательного анализа с применением экспертизы руководителей всех уровней, специалистов по управлению персоналом и организационному развитию, отмечала Галина Рябова, директор Центра продуктов Solar Dozor компании «Ростелеком-Солар», на презентации профильного продукта Solar addVisor. Кроме того, данные, полученные автоматикой, нужно обогатить информацией из других источников, например, полученных в ходе опроса сотрудников.

Анализ эффективности — вопрос комплексный

Анализ эффективности экономии при изменении офисных площадей оказывается подмножеством более масштабных задач, которые много шире, чем вопросы организации офиса. Следует помнить, что эффективность сотрудников и компании в целом зависит от ряда факторов, не только от уровня комфорта в обновленном офисе.

Решения для анализа эффективности сейчас востребованы, их активно создают разные компании. Например, недавно департамент корпоративных информационных систем ALP Group, который специализируется на разработке ИТ-решений для управления крупными коммерческими и государственными организациями, предложил авторскую технологию ALP Process Mining, созданную для интеллектуального управления бизнес-процессами. Решения, аналогичные предложенным ALP Group, особо актуальны в динамично меняющихся условиях современной экономики.

Для анализа эффективности потребуются и технологии, и, возможно, помощь внешних консалтеров. Основная задача технологий и компаний, которые умеют их внедрять, — кардинально менять способы ведения бизнеса, отмечает Айрат Мустафин, генеральный директор Liberum Navitas. В любом случае, компаниям потребуется гибкость, причем во всем — от организации бизнес-процессов до планирования офисов. В современных условиях гибкость является залогом выживания компаний.

Тренд на гибкость — сохранен!

Российские компании прекрасно понимают важность гибкости, что хорошо видно даже по обращениям в архитектурные бюро. «Flex-офис уже сейчас можно с полным основанием назвать главным форматом, который рассматривают компании при обустройстве нового рабочего пространства, — отмечает г-н Миловидов. — Думаю, в ближайшее время мы увидим переход на „гибкие рельсы“ уже существующих офисов. Тем более что с каждым кризисом рынок получает подтверждение эффективности такого подхода».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News