10 июня 2022 г.

82% россиян сталкивались с телефонными мошенниками, и только треть (33,9%) из них сумели сразу распознать злоумышленников. Согласно результатам исследования* аналитического агентства А2:Research, мошенников чаще всего выдают «устаревшие» или сомнительные схемы — абсолютное большинство (62%) сталкивались с подставными «сотрудниками банка», а четверть (24%) россиян не верят звонкам от популярных голосовых помощников.

Большинство россиян (64%) признаются, что не могут сразу распознать телефонного мошенника, но выделяют признаки подозрительных звонков. Просьба незнакомого собеседника передать личные данные — главный признак мошенника для почти четверти россиян (24%). Каждый пятый опрошенный (18%) считает, что злоумышленников выдает навязчивое поведение и грубость по отношению к собеседнику.

Чаще всего мошенники под разными предлогами просят перевести большую сумму денег на счет злоумышленников, с этим видом обмана знакомы 62% россиян. Каждому пятому респонденту (21%) предлагали принять участие в акции, а 18% «сотрудники полиции» просили помочь расследованию. Каждому двенадцатому россиянину злоумышленники звонили с целью предупредить о возможных звонках мошенников.

По мнению россиян, жертвами мошенников чаще всего становятся женщины (76%) пенсионного (45%) и предпенсионного возраста (22%). Среди самих опрошенных чаще всего передавали свои личные данные и деньги мужчины (56%) в возрасте от 36 до 45 лет (39%). Однако в правоохранительные органы обращалась только половина пострадавших. Только в одном из пяти случаев мошенников удалось привлечь к ответственности, а вернуть деньги смогли всего 14% пострадавших.

Чтобы защититься от мошенников, каждый третий россиянин самостоятельно перезванивает банкам для подтверждения подлинности информации. 28% опрошенных сразу добавляют телефоны мошенников в «черный список», а четверть россиян (23%) используют для этого специальные приложения для определения номеров.

16% респондентов признались, что из-за страха мошенников перестали отвечать на звонки с незнакомых номеров. А каждый десятый россиянин любит говорить с мошенником, пока тот сам себя не выдаст. По данным отдела безопасности Яндекса, люди в 2 раза чаще отвечают на звонки, которые маркируются как мошеннические, нежели чем на «немые» вызовы.

Результаты опроса прокомментировал Руководитель отдела безопасности Яндекса, Антон Карпов: «Со временем телефонные мошенники становятся более изобретательными и придумывают новые способы обмана людей. На смену звонкам из „службы безопасности банка“ пришли вызовы от имени популярных голосовых ассистентов, которым пользователи привыкли доверять. Злоумышленники заранее записывают аудио с узнаваемым голосом и предлагают пользователям разные способы быстрого заработка или запрашивают персональные данные. Голосовой помощник Яндекса — Алиса — никогда никому не звонит, поэтому пользователям нужно быть бдительными и в первую очередь ориентироваться на подсказки определителя номера на экране смартфона. Мы постоянно развиваем определитель номера в приложении Яндекс — каждый месяц он фильтрует более 100 млн мошеннических и рекламных вызовов. Наша аналитика показывает, что пользователи не прочь поговорить со злоумышленниками лично — люди в 2 раза чаще отвечают на звонки, которые маркируются как мошеннические, нежели чем на „немые“ вызовы».

*В опросе приняли участие более 1 200 человек из разных регионов России.

Источник: Пресс-служба компании Яндекс