Начало тут

Возможно, дефицита и не случится, хотя «параллельный импорт» и будет испытывать проблемы с поставками моделей ключевых ушедших вендоров: товаров известных марок может и не понадобиться настолько много. Подорожание продукции, поставляемой по «параллельному импорту», в сочетании со снижением покупной способности населения снижает востребованность привычных моделей.

Рынок будет переформатирован

Напомним, что значительное подорожание при поставках по схеме «параллельного импорта» — на 20-40% для массовых товаров, а на топовые модели и до 50% — предсказывали еще весной. Очевидно, что это приводит к сокращению интереса к моделям привычных брендов (в сегменте смартфонов — прежде всего, Apple и Samsung, в сегменте ноутбуков — НР, Dell и др.) и, как следствие, к мощному переформатированию локального российского рынка сообразно складывающейся экономической ситуации. Со второго квартала 2022 года «М.Видео-Эльдорадо» отмечает снижение средней цены смартфонов на российском рынке. По итогам первого полугодия на модели в ценовой категории «до 25 тыс. руб.» пришлось порядка 73% российского рынка смартфонов в натуральном выражении, как отметили аналитики группы компаний, причем доля недорогих девайсов активно растет.

Ситуация открывает дорогу на российский рынок товарам, более доступным по ценам. Это оказываются оставшиеся в официальном канале модели немногих грандов, а также предложения от производителей «второго эшелона» (а может, и «третьего»), но также поставляемые без «параллельности». Такие процессы мы уже наблюдаем. Например, на российском рынке смартфонов с начала года объемы поставок Apple и Samsung сократились почти на 90%, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные МТС. В результате первое место в натуральном выражении уже занимает Xiaomi+Poco (42%), на втором месте realme (17%), на третьем месте еще держится Samsung (8,5%). Интересно, что четвертое место занял бренд Tecnо (7,5%), потеснивший Apple (!) на пятую позицию (7%). При такой ситуации параллельный импорт вполне может обеспечить оставшийся спрос на товары американского и корейского вендоров, продажи которых быстро падают!

«Дорогу новичкам!?»

Россияне благосклонно относятся к появлению неизвестных брендов. Подавляющее большинство — 86% — подтвердили готовность приобретать электронную продукцию под новыми или малоизвестными брендами, по данным опроса «М.Видео-Эльдорадо». Заметим, что для большинства россиян другие варианты уже крайне проблематичны по чисто экономическим причинам. При выборе техники российские потребители наибольшее внимание уделяют цене (80% опрошенных, были доступны более одного варианта ответа). На втором месте с существенным отрывом идут технические характеристикам (65%), бренд только на третьем месте, но про него вспомнил лишь каждый третий (33%).

На российском рынке появляются новые вендоры смартфонов, правда, некрупные. Например, «М.Видео-Эльдорадо» объявила о выводе на российский рынок бренда Wiko, позиционированного как «французско-китайский». Первой доступной моделью новой марки стал Wiko Т3 в ценовом сегменте 10-15 тыс. руб. — явно не конкурент для iPhone и Galaxy! — а осенью обещают еще 3 модели смартфонов, а также наушники и аксессуары.

Конкурентом продажам через традиционный канал является, скорее, не «параллельный импорт», а вторичный рынок. Российские потребители стали активнее интересоваться покупками товаров на «вторичке», на их интерес откликнулись крупные игроки рынка и получили положительный результат. Например, за первые 3 месяца действия программы продажи восстановленных смартфонов в «МегаФоне» план оказался превышен вдвое! Суммарный трафик на сайтах 14 популярных классифайдов и ресейл-платформ вырос в этом году на 33% по сравнению с январем-июлем 2021, по данным аналитики «МегаФона». Конечно, такой ресейл является глобальным трендом, обусловленным разумным потреблением в разных формах, но рост российского трафика стал особо заметен начиная со второго квартала.

Что дальше

Мы наблюдаем победу традиционного канала над «параллельным импортом» в B2C, которая со временем, скорее всего, станет все более уверенной и выразительной. Канал отработан в ходе десятков лет, в его совершенствовании и развитии принимали участие компании разных профилей деятельности — в том числе, и ныне ушедшие с российского рынка вендоры — поэтому он является оптимальным со стороны экономики благодаря отточенности форматов и логистики, а также минимизации рисков. Процессы, аналогичные рассмотренным для рынка смартфонов, идут и в других сегментах бытовой электроники. Интересным отличием там является появление новых брендов не только из Китая, но и из других стран, например, из Турции.

За пределами В2С

В нашем обзоре речь шла о потребительских товарах, но в списке товаров для «параллельного импорта» присутствуют и товары для ИТ-инфраструктуры. Ситуация с такой продукцией для госсектора и для корпоративных заказчиков более мрачная и тревожная.

Например, серверы HP, Dell и других грандов никак не заменят «новые или малоизвестные бренды», причем ни в плане вычислительной мощности, ни по функциональности и управляемости, ни по надежности. Однако игроки рынка ищут новые варианты поставок, которые могут обеспечить поддержание «на плаву» инфраструктурных решений и минимальное развитие ИТ-ландшафта, причем некоторые работоспособные решения уже найдены.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости