26 сентября 2022 г.

Рис. 1. Три волны инвестиций в сбор и анализ нормативно-правовой информации. Источник: Gartner

Gartner указал четыре подхода к отслеживанию нормативно-правовой информации для отделов юридического сопровождения и комплаенса.

У руководителей юротделов и комплаенс-контроля есть четыре пути справиться с беспрецедентным темпом изменений в нормативных требованиях, говорит Gartner. Эти изменения обусловлены усилением надзора со стороны регулирующих органов, растущей геополитической напряженностью и продолжающейся пандемией COVID-19.

«Головокружительный темп происходящих сейчас изменений в нормативной базе угрожает перегрузкой отделов юридического сопровождения и комплаенса, — пишет в пресс-релизе Ник Шворек (Nick Sworek), директор по консалтингу практики Legal, Risk & Compliance в Gartner. — Поскольку главные драйверы этих изменений сохраняются, руководителям юротделов и комплаенса нужно найти путь всегда быть в курсе тех требований, которые будут касаться их организации».

Gartner наблюдает три отчетливые волны инвестиций в отслеживание нормативных актов, появившиеся в последние годы (см. рис. 1).

Рис. 1. Три волны инвестиций в сбор и анализ нормативно-правовой информации

Y = Инвестиции; X = Стрела времени

Юридические фирмы / Штатный персонал / RegIntel

(слева направо)

Инвестиции в юрфирмы, вызванные пандемией

  • Юридические фирмы берут на себя возросший спрос со стороны организаций, помогая справиться с изменчивостью нормативно-правовой базы в условиях пандемии.

Инвестиции, дополненные человеческим капиталом

  • Организации начинают искать менее затратную стратегию изучения нормативно-правовой базы.
  • Штатному персоналу поручено обрабатывать больше нормативно-правовой информации с использованием простейших инструментов RegTech (напр., новостных лент).

Сбор и анализ нормативно-правовой информации с помощью ИТ

  • Темпы нормативных изменений не замедлились, и организации начали инвестировать в более долгосрочную стратегию.
  • Организации увеличивают инвестиции в передовые инструменты RegTech, чтобы облегчить бремя штатного персонала.

«В начале пандемии руководители юротделов и комплаенс-контроля обратились к юридическим фирмам, чтобы быстро решить вопрос изменчивости нормативных актов в тот период, — пишет Шворек. — В 2021 году, когда темп изменений явно не замедлился, они начали рассматривать менее затратные внутренние возможности отслеживания. В текущем году, по мере того как отделы юридического сопровождения и комплаенса обретают свою „новую нормальность“, они рассматривают инвестиции в ИТ как более долгосрочную стратегию, чтобы идти в ногу с вводимыми нормативными изменениями и облегчить жизнь своему персоналу».

Чтобы помочь руководителям юротделов и комплаенс-контроля лучше понимать возможности отслеживания изменений в нормативно-правовой базе, Gartner рекомендует рассмотреть четыре основных подхода.

1. Юридические фирмы

Как видно из рис. 1, столкнувшись с изменчивостью нормативной базы в начале пандемии, руководители юротделов и комплаенса прибегли к помощи юридических фирм, чтобы держаться в русле перемен. Это неплохой вариант, поскольку юрфирмы, как правило, имеют полное представление о том, какие правила применяются в тех или иных регионах и отраслях, и не требуют долгого процесса онбординга, чтобы войти в курс дела.

«Главный недостаток такого подхода в том, что он обходится дорого, и его стоимость, по-видимому, еще больше возрастет в 2022 году, так как многие юридические фирмы собираются повысить свои тарифы, — пишет Шворек. — И этот стоимостной фактор побудил многие юридические и комплаенс-отделы искать более посильный долгосрочный подход к отслеживанию нормативно-правовой базы».

2. Альтернативные поставщики юридических услуг

Второй путь отслеживания нормативно-правовой информации — прибегнуть к альтернативным поставщикам юридических услуг (ALSP), почти треть из которых предлагают ту или иную форму такого отслеживания. Эти фирмы особенно полезны, когда имеющиеся на рынке продукты — инструменты сбора и анализа нормативно-правовой информации — не могут удовлетворить потребности организации.

«Альтернативные поставщики юридических услуг обходятся дешевле юридических фирм, но им может не хватать институциональных знаний, чтобы понимать, какие нормативные области важны для организаций. Кроме того, связанный с ними долгий процесс онбординга может создать проблемы, особенно когда организации требуется быстрая перестройка, чтобы ввести программу нормативного анализа», — пишет Шворек.

3. Штатный персонал

Штатный персонал обладает глубокими институциональными знаниями и пониманием бизнеса. Они понимают, какие нормативы важны и какие процессы и политики нужно изменить или создать, чтобы соответствовать новым нормативным требованиям. Опора на собственный персонал исключает также участие третьих лиц, обеспечивая больше контроля над процессом и гибкость в периоды больших изменений.

«Это выглядит почти идеальным решением за тем лишь исключением, что без гораздо большего пула внутренних ресурсов, чем есть у большинства юридических и комплаенс-отделов, масштаб задачи может взвалить непосильное бремя на штатный персонал, — пишет Шворек. — Исследование Gartner 2021 года показало, что с начала пандемии более половины юристов были как минимум отчасти измотаны, так что руководители должны продумать должностные обязанности персонала, чтобы этот подход был для них посильным».

4. Технологии сбора и анализа нормативно-правовой информации

Предлагаемые некоторыми вендорами инструменты автоматически уведомляют об изменениях в нормативно-правовой базе без участия человека. Используя различный функционал, ПО анализа нормативно-правовой информации дает возможность автоматизировать изучение нормативной базы, позволяя отслеживать конкретные области и/или правила с отправкой уведомлений, когда что-то меняется (напр., регулирующий орган вводит новое правило в дополнение к уже существующим, которое актуально для организации).

«Эти инструменты экономически оправданы для многих организаций, предлагая долгосрочное решение, чтобы держаться в русле изменчивости нормативно-правовой базы, уменьшив при этом нагрузку на штатный персонал. Кроме того, они дают возможность делегировать часть задач сбора и анализа такой информации ответственным за те или иные бизнес-риски, — пишет Шворек. — Однако эти инструменты всё же требуют „руки человека“, и ответственный за это персонал будет сталкиваться с растущей нагрузкой, интегрируя их в свой рабочий процесс».

Источник: Пресс-служба компании Gartner