24 января 2023 г.

Окончание. Начало тут

Исторически сложилось так, что российские производители сетевого оборудования ориентировались прежде всего на телекоммуникационную отрасль, — на это обращает внимание руководитель группы сетей, телекоммуникаций и proAV-решений компании Treolan (входит в группу ЛАНИТ) Сергей Шаповалов: «Здесь у них больше всего опыта и экспертизы, и в телекоме позиции наиболее сильны. При этом сейчас они активно наращивают компетенции во всех сегментах сетевого оборудования».

По словам Анатолия Савинкова, инженера по сетевым технологиям отдела системной интеграции компании «Абак-2000», сетевое оборудование, применяемое в корпоративных сетях, наиболее конкурентоспособно, потому что крупные российские вендоры уже давно находятся на этом рынке, их решения проверены и обкатаны: «Дальнейшее укрепление позиций российских вендоров в первую очередь зависит от устойчивых каналов поставок процессоров, чипов коммутации, без которых невозможно производство оборудования».

Артём Федосеев, генеральный директор F+ networks, считает, что российское оборудование вполне конкурентоспособно в большинстве случаев, если говорить о рынке в целом: «Например, наши продуктовые линейки рассчитаны на максимально широкий круг потребителей: от гиперскейлеров до небольших кампусных сетей. Ключевым фактором сейчас, безусловно, является доступность компонентной базы, и с этой точки зрения развитие отечественных разработок становится, на наш взгляд, приоритетом номер один».

«Российские бренды прекрасно себя чувствуют на рынке коммутации (как корпоративных, так и домашних сетей), есть хорошие разработки в области ЦОДов, — свидетельствует Надежда Пчелинцева, директор департамента „Сети и телекоммуникации“ компании „Марвел-Дистрибуция“. — Мы видим просадку в оборудовании операторского класса, но, насколько нам известно, сейчас сразу несколько компаний ведут работу в данном направлении. Пока что для производства такого оборудования не хватает инвестиций и есть проблемы с поставками компонентной базы. В принципе, во всем мире оборудование производится на чипах и микросхемах, произведённых другими компаниями, а у нас сейчас это становится невозможным из-за санкций».

Даже в условиях вынужденной изоляции технологическое замыкание внутри одной страны — плохая тенденция, уверен Сергей Журавель, директор по развитию бизнеса N3COM: «Требуется изучать мировой опыт и делиться своим. Тот объём и качество микросхем, что доступны в пределах нашей страны, недостаточны для производства оборудования первого класса. Без мирового опыта не обойтись. Не стоит изобретать велосипед: классический путь копирования с непрерывным циклом улучшения изделия доказал свою состоятельность в мире в разные времена. Практически любой мировой вендор брал существующие идеи и дорабатывал их до совершенства. Это, кстати говоря, ещё одно отличие производителя, который способен реагировать на изменяющиеся потребности российского заказчика, от „производителя“, поставляющего оборудование параллельным импортом».

Как считает Мария Семёнова, руководитель группы PR ООО «НТЦ ПРОТЕЙ», для укрепления позиций российских вендоров сетевого оборудования, помимо инвестиций в передовые разработки, локализации производств, налаживания устойчивых каналов поставок ключевых компонентов (прежде всего микросхем) из дружественных стран, необходимо формирование устойчивого спроса, который позволит прогнозировать коммерческие разработки: «А они много лет идут, и даже без привлечения внешних инвестиций. Главное, чтобы политический и экономический курс на импортозамещение сохранялся. И желательно окончательно избавиться от мифа, что всё зарубежное хорошее, а российское — не очень. Каждым своим проектом мы доказываем, что эффективное импортозамещение на уровне зарубежных аналогов в сегменте телеком-решений можно обеспечить уже сейчас — без потери качества».

Наиболее конкурентноспособным российским сетевым оборудованием на данный момент Григорий Розов, руководитель отдела вычислительной инфраструктуры компании TEGRUS, считает линейку устройств для корпоративных сетей, которая широко представлена у таких российских брендов как SNR, QTECH, Eltex, Symanitron и B4COM: «Я думаю, что основным направлением развития должны стать разработка и производство собственных электронных компонентов для оборудования. Также мы видим развитие беспроводных технологий WI-FI. На текущий момент у Eltex и QTECH есть программные контроллеры управления беспроводными сетями, позволяющие строить сеть, которая поддерживает протоколы бесшовного роуминга. Также уже производятся точки доступа c поддержкой современного протокола WI-FI 6. Но, к сожалению, на текущий момент линейки этого оборудования достаточно узкие, и они не всегда способны полностью закрыть потребности заказчика. Так, есть потребность в использовании трёх радиомодулей для разделения сетей, но пока такую функциональность российские производители обеспечить не могут. Развитие этого сетевого направления поможет подтолкнуть заказчиков к выбору российских производителей».

Справиться вместе

Говоря о поддержке со стороны государства, Мария Семёнова подчёркивает необходимость доработки законодательной базы: «Например, в 44 ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ главным критерием является цена. На аукционах же, касающихся ИT-систем, опираться исключительно на более низкую цену нельзя. К тому же, стоит обратить внимание на выделение льгот ИT-компаниям — они больше относятся к производителям ПО. Так, ООО „НТЦ Протей“ занимаемся не только разработкой ПО, но и производством оборудования, при этом льготы для ИT-компаний, например, на нас не распространяются».

«Я считаю, что российские вендоры сетевого оборудования нуждаются в дополнительном субсидировании научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, — уверен Анатолий Савинков. — На данный момент проведение НИОКР является крайне важным для развития наших технологических компаний, поэтому поддержка от государства необходима».

«Чем раньше разработчики и производители оборудования получат понятные и выполнимые дорожные карты в части ЭКБ и возможность без риска срыва поставок развивать собственные продуктовые линейки, тем быстрее будут появляться новые востребованные продукты на рынке, — убеждён Артём Федосеев. — В этом плане кооперационные модели универсальны. В идеальной картине мира мы хотели бы к такому-то сроку получать такие-то компоненты с заявленными характеристиками в нужном объёме. Под это мы сможем планировать работу собственного центра разработки и показывать заказчикам собственные планы развития на 3-5-7-10 лет».

Елена Лобанова, директор по развитию Emilink, отмечает активное развитие своей компании по направлению ЦОДов: «Из-за санкций возникли сложности, но работа продолжается, и как только заказчики сформируют портфель проверенных поставщиков — темпы роста, мы уверены, увеличатся».

Как считает Григорий Розов, инвестиции в разработку базовых компонентов и готовых устройств безусловно ускорили бы развитие отрасли, — ну, а дистрибьюторы, со своей стороны, сегодня готовы оказывать помощь в переходе потребителей конечного оборудования на российских производителей: «В целом все инструменты и компетенции по внедрению оборудования и обучению персонала заказчика у дистрибьюторов имеются».

Сергей Журавель свидетельствует, что нестабильная экономическая обстановка в стране не позволяет планировать долгосрочную программу на изобретение, подготовку конструкторской документации, регистрацию и сертификацию продукции, а затем ещё и поиск клиентов — со всеми вытекающими процессами проектирования, изготовления и ввода в эксплуатацию: «Кроме того, банки и прочие кредитные организации не могут финансировать разработки и производство оборудования без подтверждённых объёмов сбыта и положительного опыта эксплуатации. Получается замкнутый круг».

Что же остаётся вендору? Надеяться на самих заказчиков, уверен эксперт: «Хорошей новостью стал ряд заключённых форвардных контрактов крупных национальных операторов с отечественными производителями. Для стартапов и новых производителей хорошим подспорьем могут стать государственные субсидии. Далее — поддержка союзов и партнёрств для выхода на международные рынки».

Государство, обращает внимание Надежда Пчелинцева, помогает российским производителям тем, что, во-первых, ужесточает законы по локализации производств, получению статуса «сделано в России», а во-вторых — тем, что усиливает контроль над конкурсными требованиями к сетевому оборудованию, поставляемому в компании с госучастием: «Ну, и в-третьих, много инвестирует в разработки и поддержку локальных производств. Дистрибьюторы тоже вносят свой вклад — помогают российским вендорам научиться играть по правилам, к которым привык рынок: развивать партнёрскую сеть, проводить обучения специалистов заказчиков и партнёров, оказывать качественную техническую поддержку, повышать узнаваемость брендов и т. д.»

По оценке Сергея Шаповалова, широкопрофильные дистрибьюторы сильны в продвижении бренда и продуктов в своём канале, финансовой поддержке партнёров, консолидации обратной связи от специалистов рынка: «Всё это пригодится любому вендору, и российскому производителю сетевого оборудования в том числе».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News