1 февраля 2023 г.

Порядка 30% затрат корпоративных заказчиков на «облака» могут — следовательно, должны! — быть оптимизированы, по данным исследования компаний Cloud и «Технологии доверия». Это мнение как аналитиков, так и самих заказчиков: в настоящее время большинство — 94%! — российских компаний отмечают неэффективное использование «облачных» ресурсов.

Оптимизация вполне возможна, но это многогранный процесс, который требует смены парадигмы потребления ИТ-ресурсов, а также — желательно — внедрения профильных ИТ-инструментов. Хорошие новости: доступны и «user cases» для парадигмы, и инструменты для оптимизации.

Еще раз про определение FinOps

Набор инструментов, практик и изменений в корпоративной культуре, направленный на оптимизацию потребления «облачных» ресурсов, получил название FinOps. Основные принципы тут просты: минимизируем избыточность, то есть не покупаем лишнего, избавляемся от ненужного/простаивающего, а также выбираем «облачные» сервисы по оптимальной цене, действующей на данный момент.

Несмотря на очевидность и кажущуюся простоту, эти подходы радикально отличаются от бывших привычными для корпоративного ИТ, работающего с традиционной инфраструктурой. Например, запас серверных мощностей в ситуации с on-premise необходим на случай расширения вычислительных мощностей при появлении новых задач, выхода из строя или профилактики на части оборудования и т. д. Приобретение аппаратных серверов занимает некоторое время — даже в лучшие времена оно составляло от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от особенностей оборудования — причем в большинстве случаев сроки поставок оказываются непозволительно большими для бизнеса.

В случае с «облачными» серверами ситуация обратная: купить нужные мощности можно за минуты, развернуть на них софт — за часы, но следить приходится за их актуальностью для бизнес-задач: нет необходимости в сервисе, отписываемся от него, чтобы не платить дополнительные деньги за сервис, оказавшийся лишним.

У корпораций могут быть десятки и даже сотни различных «облачных» сервисов, которые нужно отслеживать. Для эффективной работы с этим есть соответствующие инструменты.

Инструменты для FinOps: специализированные...

Основным конкурентов всех перечисленных ниже инструментов для FinOps в реальных условиях была и остается excel-таблица, электронный аналог «гроссбуха» для ИТ, где сведены данные по всем digital-инструментам в компании с указанием периодичности проведения с ними нужного спектра работ. Тут все элементы, используемые в ИТ-ландшафте, равны. Например, для принтера нужно заказывать «расходку», обновлять прошивки, контролировать права доступа, а для «облаков» — проверять актуальность для подразделений компании, сравнивать действующие расценки на получаемые cloud-сервисы с новыми, доступными на рынке, вовремя оплачивать и т. д. Инструмент простой, доступный, но с проблемами масштабирования — в ситуации с крупной инфраструктурой таблица становится огромной, и работать с ней будет неудобно.

Разумеется, есть специализированный софт, позволяющий соответствующие действия упростить, упорядочить, а местами даже автоматизировать.

Пример, специализированный для работы с рассматриваемыми нами «облачными» ресурсами — Cloudmaster от корпорации Softline, который вендор называет платформой для управления «мультиоблаком», где есть модуль с выразительным названием Coster. Это единый дашборд, на котором отображена информация о бюджетах и расходах по всем «облакам», используемым компанией — причем как публичным, так и приватным — также обладающий способностью информировать о фактах перерасхода, отслеживать избыточные и неиспользуемые ресурсы, выгружать отчеты для дальнейшей обработки и т. д. Coster обрабатывает данные и выдает информацию, показывающую плановое, фактическое и прогнозное потребление облачных ресурсов, отмечает Станислав Быков, директор по развитию проекта CloudMaster в корпорации Softline, позволяя видеть расходы компании посуточно, в том числе и в разрезе структурных элементов «мультиоблака».

...и встроенные в многофункциональные системы

Пользуются возрастающей популярностью системы класса ITAM (IT Asset Management), созданные для учета всех цифровых активов корпораций — как, собственно, физического учета, так и финансового контроля, отслеживания соблюдения контрактных обязательствам и т. д. — причем на протяжении всего жизненного цикла: от приобретения до утилизации. По сути, ITAM — специализированный EPR для цифровых активов, охватывающий, в том числе, и интересующие нас «облачные» сервисы. Особенность ITAM — охват этим инструментом задач как ИТ-отдела, так и финансово-экономических подразделений компании, решающих задачи управленческого учета.

Заметим, что функциональность ITAM-систем начинает проникать и в другие корпоративные инструменты. Например, системы класса ITSM (IT Service Management) расширяют «сервисную» парадигму на digital-инструменты, доступные отделам компании и отдельным сотрудникам (а некоторые наиболее продвинутые — на все, начиная от АХО и ОЦО заканчивая ИБ и HR). Сегодня к таким системам, выполняющим функции ITSM, «подверстывают» модули для ITAM, что логично — в такой парадигме, рассматривающей все «...as a Service», естественно выглядят и «облака» в разных формах, и, например, принтеры.

Наконец, функции для инвентаризации встраивают в различное прикладное программное обеспечение. Например, единая enterprise-платформа Tensor от TeamViewer среди базовых возможностей — удаленное управление, мониторинг работоспособности и загрузки узлов, патч-менеджмент и т. д. — позволяла выполнять ряд задач по инвентаризации. Напомню, что TeamViewer с российского рынка официально ушел, но рано или поздно интересующую нас функциональность «прикрутят» к импортозамещающим его решениям.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News