16 мая 2023 г.

Продолжение, начало тут и тут

Для частного пользователя «умный дом» — история про комфорт. Но аналогичные системы для корпоративных заказчиков — иногда их называют «умные здания», чтобы сделать отбивку от решений для частного или семейного применение — обеспечивают мультипликативный эффект, который существенно более масштабный, хотя комфорт сюда тоже включается. Конечно, «умное здание» обеспечивает комфорт работникам и/или клиентам компании, но оно также обеспечивает снижение эксплуатационных затрат, а также способствуют решению ряда других задач: повышение эффективности работы, уменьшение текучести кадров, снижение ряда рисков и т. д. А иногда даже помогает решать проблемы социальной направленности.

«Умное здание» сегодня — восходящий тренд

В российском сегменте «умных зданий» происходит явное оживление. Один из показателей — активизация многих игроков рынка, включая грандов. Ряд компаний этой весной объявил о серьезных инвестициях в развитие данного направления.

«Ростелеком» вложит 1,1 млрд руб. в развитие сразу двух направлений — и «умного дома» для частного применения, и платформу «РТК-Ключ» для «умных зданий». «РТК-Ключ» способен обеспечить работу широкого спектра решений: систем обеспечения безопасности многоквартирных домов (для управления домофонами, камерами, шлагбаумами и оборудованием СКУД и т. д.), а также возможности сбора показаний счетчиков и формирования отчетов в РСО (ресурсоснабжающие организации).

МТС создает дочернее предприятие «МТС Умный Дом» с уставным капиталом в 1 млрд руб. Согласно подходу МТС, развитие сервисов для "умных домов"/"умных зданий" должно идти по четырем направлениям: безопасность (от контроля периметра до защиты от протечек, включая почему-то «умное страхование», smart-управление климатом и оплату ЖКХ), видеоаналитику в разных формах, сервисы геолокации и помощи (медпомощь, «кнопка SOS», геотрекинг детей и родственников) и домашние сервисы (взаимодействие с управляющими компаниями, доставка, бытовые сервисы и др.).

Два момента, раскрываемые упомянутыми выше примерами, важны для понимания перспектив сегмента. Во-первых, российские компании параллельно развивают решения как для частных пользователей, так и для корпоративных. Во-вторых, развитие идет с прицелом на интеграцию как «умного дома»/ «умного здания», так и их обоих с городскими smart-сетями, финансовыми сервисами (см. врезку), возможностями сотовых сетей и т. д.

Разумеется, компании, планирующие настолько масштабные инвестиции, ожидают всплеска интереса заказчиков в этом сегменте. И это будет логично: рост популярности «умных зданий» вызван прежде всего тем, что внедрение smart-систем, «опутывающих» все сооружение, приводит к общему снижению эксплуатационных расходов, а также минимизации ряда рисков.

Корпоративные клиенты «Сбера» могут узнать у виртуального ассистента «Салют», какие программы господдержки им доступны. «Умный помощник» расскажет, какие программы льготного кредитования подойдут конкретной компании, поможет подобрать оптимальную и переключит на предзаполненную форму кредитной заявки, говорит Олег Семененко, начальник Управления GR и работы со специальными проектами «Сбербанка».

Прямое снижение затрат

«Умное здание» обходится в эксплуатации дешевле аналогичного сооружения, лишенного IoT-элементов прежде всего за счет упрощения процессов учета & контроля. Это происходит даже если smart-решения в «умном здании» представлены набором отдельных систем, без взаимной интеграции и, соответственно, синергии. Комплексное же использование систем «умного офиса» уменьшает расходы на эксплуатацию объекта на 20-30%, отмечает Александр Шнурко, директор департамента fit-out услуг в Coleman Group.

В ситуации, когда IoT-решения «умного здания» являются составной частью для BIM и/или «цифрового двойника» здания или сооружения, то возможностей для оптимизации расходов становится заметно больше. Очевидно, что цифровым моделированием можно получать ответы на вопросы из серии «что будет если...». Например, ответ на вопрос «какой экономический эффект даст замена остекления на стеклопакеты с более высокой теплоизоляцией?» может существенно снизить затраты как на ремонт, так и на последующую эксплуатацию.

Заметим, что кроме прямых и очевидных схем экономии есть и косвенные. Например, напомним, что работа smart-систем снижает множество рисков: от уменьшения возможности воровства электроэнергии до контроля за возгораниями /задымлениями /протечками /etc. А снижение рисков — категория экономическая. Кроме того, правильное применение smart-систем и без роботов способно высвободить значительное количество работников. Например, внедрили систему контроля и управления доступом — сэкономили на охранниках и т. д.

Экономим на сервисном персонале

Работа в «умном здании» комплекса продвинутых охранных систем, инженерных решений для поддержания комфортной среды, автоматики для обеспечения повышенной энергоэффективности и прочих IoT/IIoT-подсистем позволяют экономить на содержании большого штата технических специалистов. Более того, внедрение smart-систем снижает зависимость бизнеса от квалифицированного кадрового ресурса, которого не хватает во многих сферах. Сказанное справедливо не только для офисов, но и, например, для складов, логистических центров, магазинов, медицинских центров и других локаций.

Практических примеров в российской действительности пока относительно немного, но они уже есть, причем весьма выразительные. Например, при создании терапевтического корпуса в Международном медицинском кластере (Сколково) планировали, что его эксплуатацию будет поддерживать команда инженеров и диспетчеров в составе 30 человек. Но после разворачивания smart-решений достаточной оказалась команда в 21 человека, как отметила Фаина Филина, директор по развитию в Фонде Международного медицинского кластера, выступая на круглом столе «ИТ-технологии в недвижимости», проведенном РАЭК. Средняя экономия средств на эксплуатацию корпуса в результате внедрения smart-решений составила 32%, отметила г-жа Филина, причем снижение затрат на персонал — только одна из оптимизированных статей расходов. Также упали затраты на материально-техническое обеспечение (на 15% относительно планируемых), на внеплановое обслуживание (на 50%) и т. д. Стоит заметить, что подход к цифровизации терапевтического корпуса был масштабным — начиная с разворачивания BIM перед началом строительства и заканчивая «цифровым двойником», который тоже способствует снижению эксплуатационных затрат.

Заметим, что в рассмотренном примере речь идет о медицинском учреждении, где сбой в инженерных системах может создать не только дискомфорт для персонала и больных, но прямую угрозу жизни для ряда пациентов. Как видно, внедрение smart-систем имеет и выраженную социальную направленность.

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News