22 мая 2023 г.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к предпринимательской деятельности.

Сколько предпринимателей вокруг?

Предпринимательская деятельность — движущая сила экономики. Благодаря малому и среднему бизнесу создаются рабочие места, на рынке появляются новые товары и услуги. По данным Федеральной налоговой службы, в России зарегистрировано более 6,2 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, численность наемных работников у которых превышает 15 млн человек.

Согласно результатам опроса, в окружении 60% россиян есть предприниматели. Каждый пятый ответил, что среди их близких таких людей много (21%), с ответом «есть, но мало» добавились еще 39%. На протяжении всего периода замеров показатель оставался стабильно высоким (60-64%), за исключением 2013 г. (54%). Одна из возможных причин спада предпринимательской активности в тот год — увеличение размеров страховых взносов для самозанятых. За последние 10 лет ситуация улучшилась, и сегодня на отсутствие предпринимателей в окружении указывает на 5 п.п. меньше респондентов (2023 г. — 39%, 2013 г. — 44%).

Чаще о предпринимателях в своем окружении говорят мужчины (67% vs. 53% женщин), россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (69% vs. 46-53% со средним специальным образованием и ниже), работники коммерческих организаций (66% vs. 59% «бюджетников»), жители обеих столиц и городов с населением 500-950 тыс. человек (67% и 65% соответственно). Представители старшего поколения 60+ и активные телезрители — категории населения, которые в большинстве своем не знакомы лично ни с одним бизнесменом (56% и 70% соответственно).

Любопытно, как за 10 лет изменилось окружение предпринимателей. В 2013 г. знакомством с ними чаще могли похвастаться россияне 25-44 лет (66-68%) и высокообеспеченные граждане (65%), а теперь — молодежь 18-24 лет (75%, 2013 г. — 55%), в то время как материальное положение в данном вопросе больше не играет роли.

Открываем бизнес

За последние 15 лет доля предпринимателей среди россиян выросла вдвое, с 4% до 8%. Несмотря на позитивную динамику, предпринимательская стезя не привлекает большинство наших сограждан: 42% ответили, что никогда не хотели иметь свой бизнес, 21% — хотели раньше, теперь уже нет. Доля тех, кто передумал вступать в ряды предпринимателей, достигла максимума за весь период измерений, превысив показатель 10-летней давности в два раза (2013 г. — 11%).

Доля тех, кто только задумывается о карьере предпринимателя, за 15 лет несколько сократилась. Если в 2008 г. желание открыть свое дело было у 32%, то в наши дни — у 27%. Каждый пятый хотел этого и прежде (22%), еще 5% эта идея пришла недавно.

Предпринимательский дух выше у тех, кто знает о ведении бизнеса не понаслышке: среди имеющих в окружении предпринимателей каждый третий хочет пойти по их стопам (33% vs. 16% в группе без таких знакомых).

Портрет российского предпринимателя сегодня выглядит так: мужчина (11% vs. 6% женщин), 35-59 лет (по 12%), имеющий высшее или неоконченное высшее образование (12%) и предпочитающий интернет телевидению (12%).

Наибольший интерес к предпринимательству проявляет молодежь 18-24 лет (73%). Процент желающих открыть свое дело также выше среди мужчин (33% vs. 22% среди женщин), активных интернет-пользователей (40%), работников коммерческих организаций (36%). Женщины, представители старшего поколения, работники бюджетной сферы и активные телезрители чаще других признавались в равнодушии к ведению бизнеса (70%, 87%, 72% и 91% соответственно).

Предприниматели в общественном сознании

В ответах россиян о восприятии предпринимателей преобладает позитив: положительное отношение к ним декларируют 9 из 10 опрошенных (92%), а в группе молодежи 18-24 лет — 99%. Последние шесть лет показатель держится на рекордно высоком уровне (2017 г. — 93%), а с начала измерений его прирост составил 13 п.п. (2009 г. — 79%). Доля тех, кто негативно относится к бизнесменам, напротив, снизилась за это время с 13% до 4%.

Одинаково хорошо к людям, занятым малым и средним бизнесом, относятся мужчины и женщины (по 92%), граждане с высшим образованием и без него (93% и 90-92% со средним специальным и ниже). На восприятие предпринимателей влияют скорее медиапредпочтения, нежели пол и наличие диплома. Активные интернет-пользователи дают положительный ответ в 98% случаев, любители телевидения — в 84%.

Личный опыт — залог хорошего отношения к бизнесменам. Среди россиян, имеющих в окружении предпринимателей, им симпатизируют 96%, среди незнакомых лично с такими людьми — 86%.

Бизнес — это сложно?

Для открытия своего дела одинаково важны ресурсы, мотивация и отсутствие внешних барьеров. По оценкам россиян, работа над последним ведется весьма успешно: сегодня каждый второй опрошенный положительно оценивает условия для развития малого бизнеса в своем населенном пункте (50%), что вдвое больше по сравнению с 2013 г. (25%). Доля тех, кто считает условия для частного предпринимательства неблагоприятными, сократилась за последнее десятилетие с 55% до 31%.

Максимум оптимистов приходится на наиболее заинтересованную в открытии бизнеса группу — молодежь 18-24 лет (73%). В том, что условия для частного предпринимательства хорошие, также чаще убеждены в Москве и Санкт-Петербурге (63%), городах с населением 500-950 тыс. человек (62%) и Уральском федеральном округе (60%).

Плохими условия чаще называли мужчины (35% vs. 28% женщин), россияне 25-44 лет (по 37%), а также жители сел, небольших городов с населением до 100 тыс. человек (по 39%). Наименее благоприятными регионами для развития бизнеса, по оценкам их жителей, стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (42% и 49% соответственно).

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ