29 мая 2023 г.

Количество ПК в стране снижается — в 2018 их было 57,75 млн, а сейчас объем «install base», составляет 49,4 млн систем, согласно данным ITResearch, то есть за пятилетку их стало меньше на 8,35 млн. Годовое снижение количества ПК составляет 1,67 млн. систем!

В рублевой зоне на начало этого года было 25,7 млн ноутбуков и 23,7 млн десктопов, по данным ITResearch. В исследовании учтены ПК в офисах, в домах и в учебных заведениях РФ.

В чем причины такого развития событий, какие перспективы у тренда и какое влияние это может оказать на национальный рынок ИТ? Забегая вперед отмечу, что мы придем к необходимости развития сегмента ЦОДов и активного развития производства ПАКов, но для детального понимания ситуации начнем с рассмотрения вероятных причин.

В чем причина снижения количества ПК?

Уменьшением населения РФ происходящее объяснить нельзя. Конечно, численность сокращается, но не такими темпами. Например, за прошлый год население РФ сократилось на 556 тыс. человек, по данным Росстата, как сообщает «Интерфакс». Причем прошлый год был лучше, например, позапрошлого, на который, напомним, пришлась пандемия коронавируса. Однако и в 2021 сокращение населения было заметно меньше, чем уменьшение количества компьютеров.

Динамикой занятости падение количества компьютеров в стране тоже не объяснить. Волн массовых увольнений, по размерам сравнимых с уменьшением числа персональных систем, в российской экономике не было.

Достаточно массовой эмиграции — более полутора миллионов за год! — тоже за последнюю пятилетку не отмечено. Прошлый год рекордный: за 2022 снижение «install base» составило примерно 2,6 млн единиц, но это лишь количественный всплеск. Как видно, в среднегодовом падении образовался «дополнительный» миллион, что коррелирует с некоторыми данными о количестве покинувших страну осенью — но на общий тренд это не повлияло.

В чем дело? Логично будет предположить, что дело в изменении профилей работы с ПК у больших групп пользователей. Изменения действительно происходят, причем затрагивают как бизнес-, так и частных пользователей. Рассмотрим ситуацию на стороне бизнес-сегмента.

Один ПК — вместо двух

Все меньше работников — даже «белых воротничков» — используют более одного компьютера для повседневных задач. Далеко не у каждого в офисе есть отдельный ПК — даже при наличии там постоянного рабочего места. Все больше корпоративных заказчиков используют концепцию BYOD, предусматривающую использование сотрудником для рабочих задач собственного ПК, который он использует и для личных целей. Некоторые практикуют CYOD, в рамках которой сотруднику выдают ПК для рабочих задач, понимая, что эта система будет использована для задач развлечения/общения/домашнего творчества/etc. Однако в любом случае человек вместо двух компьютеров начинает использовать один, что отражается на динамике парка ПК в стране.

Многие старые тренды, в рамках которых пользователи работали более чем с одним компьютером, уже выдохлись. Например, все меньше людей используют десктоп в тандеме с ноутбуком — подключение к мобильной системе внешнего дисплея (или нескольких) и клавиатуры с мышью обеспечивает все преимущества стационарного рабочего места, но не требует двух компьютеров, как раньше. Кроме того, в имеющейся экономической ситуации накладно использовать две системы.

Распространение «удаленки» — полной или частичной — по понятным причинам актуализировало упомянутые тренды. В ряде случаев ПК на стороне пользователя «низведен» до уровня терминала, а рабочий компьютер стал виртуальным. Для компаний широкое внедрение VDI решает ряд задач по оптимизации расходов в результате упрощения администрирования, минимизации рисков, связанных с инфобезопасностью, и т. д. Однако распространение «облачных» рабочих мест естественным образом уменьшило потребности в физических компьютерах.

Виртуальные вытесняют физические!

Виртуализация является ответом на вызов момента — необходимость оптимизации корпоративной ИТ-инфраструктуры. Для корпоративных заказчиков важны, как подчеркнул Михаил Лобоцкий, директор по продуктам Cloud.ru, расширенные возможности интеграции с существующим ИТ-ландшафтом. Интеграцию могут предоставить только крупные «облачные» провайдеры с развитой экспертизой. Например, упомянутый Cloud.ru такими возможностями обладает и делает на ее наличии особый акцент в маркетинге.

Еще один вызов, на который хорошим ответом является виртуализация, — импортозамещение. «В ближайшие два года будет расти спрос на импортонезависимые облачные VDI-решения, которые позволят минимизировать санкционные риски, в том числе получать обновления ПО и поддержку вендора», — говорит Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса Stack Group и M1Cloud.

К преимуществам VDI по-прежнему относят, в частности, возможность гибко настраивать/изменять конфигурацию виртуального рабочего места под потребности заказчика — выделять ресурсы (GPU, vCPU, vRAM, SSD), выбирать операционную систему, задавать политики доступа и т. д. Но в контексте нашего разговора важно, что развитие и рост популярности VDI, активно продвигаемых российскими cloud-провайдерами, давит на сегмент «физических ПК»!

Что дальше?

Тренд на сокращение «поголовья» ПК, судя по всему, будет продолжен — работают упомянутые выше факторы, толкающие численность «install base» вниз, но пока не возникло факторов, способных изменить ситуацию. Физическое уменьшение национального парка ПК, которые российские пользователи в будущем будут заменять на новые, естественным образом снизит продажи компьютерных систем на внутреннем рынке. Заметим, что в имеющейся экономической ситуации пользователи будут стремиться «растянуть» жизненный цикл ПК, что тоже на продажах компьютеров отразится негативно.

Но есть и хорошие новости. Во-первых, тренд на сокращение количества компьютеров естественным образом органичен снизу — есть большое количество профессионалов, которым для работы необходим традиционный ПК: от архитекторов до бухгалтеров, от аналитиков до инженеров, от художников до разработчиков. Во-вторых, последние события вызвали некоторую настороженность со стороны бизнес-пользователей, что естественным образом несколько поддерживает спрос на традиционные ПК. В-третьих, корпоративные заказчики все лучше учатся считать деньги, поэтому приобретают компьютеры с более длительным жизненным циклом — более мощные и, как следствие, более дорогие. Все это ситуацию смягчает, но не меняет радикально.

Вместо заключения

Игроки рынка вряд ли смогут изменить ситуацию, ее придется принять как данность, учитывая новые реалии при разработке маркетинговых стратегий. Теоретически национальному сегменту рынка ПК может помочь государство, устроив широкомасштабную замену оборудования в госструктурах и муниципальных органах, а также поставляя дополнительные компьютеры в систему образования, но практически на это вряд ли можно рассчитывать с учетом экономических реалий. Объекты КИИ переходят на российские ПК — в ряде случаев подчиняясь требованиям регуляторов — что для сегмента, конечно, хорошо, но общую ситуацию не спасает.

Непростая экономическая ситуация — падение ВВП, общая неопределенность и т. д. — приводит еще к одному тренду, неприятному для канала: идет снижение цены на продаваемые ПК. Но об этом тренде, более характерном для сегмента систем для частного использования, и о возможных ответах игроков канала на возникшие вызовы мы поговорим отдельно. В бизнес-сегменте экономическая неопределенность приводит к повышенным требованиям к гибкости, ответом на который является виртуализация, а она требует развития ЦОДов. Этот тренд мы и наблюдаем на российском рынке, он заслуживает пристального рассмотрения.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News