28 августа 2023 г.

По данным hh.ru, каждый третий работающий россиянин не умеет поддерживать баланс между работой и личной жизнью. О том, почему так происходит, как влияет на коллектив и как помочь себе научиться отдыхать без чувства вины, рассказывает Наталия Гончарова, HR-эксперт СберНПФ.

Можно выделить несколько ключевых причин, по которым у работников не получается соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Завышенные ожидания. Современный мир диктует постоянное стремление к успеху и достижениям. Люди могут находиться под давлением чрезмерных ожиданий как со стороны работодателей, пребывающих в постоянной гонке с конкурентами, так и от самих себя, если человек по натуре перфекционист и «достигатор». Такая ситуация может возникнуть в любой компании вне зависимости от ее размера и отрасли.

Зачастую завышенные ожидания предъявляются к опытным, и в то же время очень добросовестным сотрудникам — «достигаторам», которые в рамках ежедневной рутины выполняют большие объемы сложных задач в сжатые сроки и на которых можно положиться в моменты авралов. В какой-то момент работы у такого человека становится все больше, так как руководителю зачастую проще поручать новые задачи именно ему, а не менее опытным сотрудникам, которые с большей вероятностью покажут непредсказуемый результат. «Достигаторам», в свою очередь, свойственен высокий уровень эмпатии, и из-за этого им бывает сложно сказать «нет» или возразить, когда того требует ситуация. Это позволяет работе занимать все больше времени в нерабочие часы такого человека.

Слияние границ. Специфика работы в некоторых отраслях, прежде всего в банковской и финансовой, медицине, медиаиндустрии, логистике, телекоммуникациях, требует от сотрудников постоянного пребывания на связи. Журналиста могут в любой момент, даже ночью, вызвать писать репортаж, врачу в любое время может позвонить пациент на мобильный телефон (предоставление пациентам личных контактов — сейчас распространенная практика). В итоге люди остаются в режиме работы 24/7, и им сложно выделить время для себя и личной жизни.

Чрезмерная нагрузка. В качестве одного из ярких примеров ситуации, когда человек оказывается под завалом задач, можно привести стартап на стадии масштабирования бизнеса, когда число и масштаб задач превышают количество сотрудников.

Для работодателя это сигнал. Нужно принять меры, чтобы не допустить профессионального выгорания и снижения продуктивности сотрудников: перераспределить задачи в команде, увеличить сроки достижения целей, по возможности нанять дополнительных людей, смягчить дедлайны по рутинным задачам и т.д.

Нереалистичные дедлайны. Ситуация, когда задач, на первый взгляд, немного, но от сотрудника требуют их выполнения в неоправданно сжатые сроки. Например, за день выполнить несколько рабочих задач, написать пару писем клиентам и ещё сделать промежуточный отчет. Этого, зачастую, не выполнить за восемь часов даже непрерывного труда, в результате человек берет работу домой.

Авралы случаются в любой компании, но очень важно анализировать цели и распределять нагрузку таким образом, чтобы они оставались аномальной ситуацией, а не становились обычным делом. Тогда человек сможет выполнять свои задачи в спокойном темпе и работать на качество.

Неумение делегировать. Сотрудники зачастую берут работу домой даже при наличии помощников, которые по факту в состоянии выполнить часть задач. Во многом это связано с личным негативным опытом, когда человек однажды или несколько раз просил о помощи коллег, а те не выполнили задачи в срок или выполнили некачественно. В результате у человека закрепляется установка «если хочешь сделать хорошо — сделай это сам».

Другая проблема — неумение формулировать техническое задание, когда человек получает от помощника неудовлетворительный результат по той причине, что не смог объяснить, что ему нужно. С этим сталкиваются даже профессионалы с большим опытом. В результате такому человеку проще работать в одиночку — ценой чрезмерной нагрузки и необходимости доделывать задачи в нерабочие часы.

Как сотрудник может помочь себе наладить баланс

Установите границы. Расскажите о своей проблеме работодателю. Договоритесь с ним о реальных сроках работы: когда вы начинаете, когда заканчиваете и когда можете отключать уведомления в телефоне или на компьютере. Придерживайтесь собственных договоренностей, в нерабочие часы старайтесь отключать уведомления, не писать в рабочие чаты и не засиживаться в офисе.

Учитесь делегировать. Старайтесь преодолевать недоверие по отношению к менее опытным коллегам. Учитесь формулировать задачи. Умение объяснять — это навык, который реально развить. Но сделать это можно только одним способом — постоянно практикуясь.

Чтобы обучить нового сотрудника или помощника, требуется время. Старайтесь выделять его даже в условиях большого количества задач и жестких дедлайнов. Воспринимайте это как инвестицию, которая в какой-то момент обязательно окупится: получивший опыт человек разгрузит вас, и вы сможете сфокусироваться на приоритетных задачах и перестанете жертвовать личным временем ради рутины.

Заведите хобби. Люди зачастую продолжают работать в нерабочие часы, потому что им нечем себя занять после работы. Один из эффективных способов переключиться с работы на себя — завести хобби. Для усиления эффекта оно может быть платным, что должно побудить человека не бросать его. Например, начать учить иностранный язык, приобрести абонемент в бассейн или спортзал, взять уроки игры на музыкальном инструменте, записаться в литературный клуб, взять в привычку еженедельно посещать культурные мероприятия и заниматься прочими вещами, которые развивают и радуют.

Боритесь с чувством вины на отдыхе. Воспринимайте отдых как процесс восстановления. Мозг не предназначен для постоянной работы на максимальной скорости. Как телу после спортзала, так и мозгу после восьми часов интеллектуальной работы необходимо время на восстановление. Восстановление — это не лень или пассивность, а процесс, позволяющий вам стать сильнее и продуктивнее.

Перерывы в работе нужны не только вам, но и вашему коллективу. Подумайте о команде, особенно в том случае, если вы — лидер или человек, на которого ориентируются коллеги и с которого берут пример. Если вы всегда на связи — коллектив невольно будет перенимать такой тип работы. Если вы не берете отпуск — они могут начать стесняться брать его. Баланс между работой и отдыхом позволит сохранить высокую продуктивность и доброжелательную атмосферу в коллективе.

Источник: Пресс-служба компании hh.ru