5 сентября 2023 г.

Падение продаж ПК в текущем году составит 13,7% по сравнению с предыдущим, по прогнозам IDC. Общий объем глобальных продаж систем всех типов в натуральном выражении составит 252 млн. шт. Показатель, мягко говоря, очень плохой. Чем это может быть вызвано?

Почему падают продажи ПК?

Объяснение «экономический кризис», которое предлагают аналитики IDС для описания процессов падения продаж, к ситуации подходит не очень хорошо. Подчеркнем, что компьютеры — это актив, то есть устройства, без которых сегодня невозможна ни «цифровая трансформация», ни операционная деятельность компаний. Согласитесь, достаточно странно экономить на инструментах, обеспечивающих деятельность и получение прибыли, да еще в сложные времена, когда конкуренция естественным образом обостряется. Экономический кризис в мире, заметим, продолжается!

Конечно, в кризис, когда денег становится меньше, реже становятся спонтанные покупки. Но это вряд ли способно повлиять на рынок! Корпоративные закупки не бывают «спонтанными», поэтому для B2B-сегмента такая схема не работает. В сегменте В2С тоже вряд ли часто таким образом приобретают ПК — компьютеры совсем не тот товар, который располагают около касс, рассчитывая на спонтанную покупку.

Причина сокращения продаж ПК должна быть более глубокой, и аналитики IDC указывают ее: «отсутствие необходимости в новых устройствах среди пользователей».

Почему растет срок службы ПК?

Современные системы обладают хорошим запасом производительности. Для офисных задач компьютер сохраняет свою актуальность более «стандартных» 5 лет, поэтому можно не менять его на более мощную систему лет 7-8. На рост срока службы оказывают влияние еще 2 тренда, которые по-прежнему восходящие.

Во-первых, рост популярности «облачных» решений. «На глобальном рынке цифровое развитие промышленных гигантов давно и неразрывно связано с использованием „облачных“ технологий», — говорит Александр Черников, коммерческий директор Yandex Cloud. Когда вычислительная нагрузка уходит на сторону сервера, значение ПК оказывается редуцировано до «тонкого клиента». А в такой роли современные ПК могут выступать очень долго — производительности там «с запасом», как мы отмечали.

Во-вторых, тренд на «переиспользование» становится все более модным. После выполнения процедур восстановления и/или апгрейда ПК получает прирост как производительности, так и надежности, а поэтому вполне может проработать дополнительно пару-тройку лет. Этим успешно пользовались компании, предоставлявшие сервисы HaaS/DaaS, а с некоторых пор корпоративные клиенты стали выполнять соответствующие действия «in-house». Если для «восстановления» принтеров, МФУ или копиров зачастую требуются специализированные компоненты, приобретение которых представляет собой непростую задачу, то комплектующие для аналогичных действий с ПК стандартны, а поэтому можно приобрести их без проблем.

В большинстве случаев современные системы обладают высокой надежностью. На это влияет как повышенная степень интеграции компонент, так и качество сборки. Напомним, что многие коммерческие ПК глобальных производителей соответствовали стандарту MIL-810, что подчеркивало их устойчивость к внешним воздействия.

Отсутствие мотивации в покупке нового ПК, пока еще работает старый, присутствует у большинства пользователей — кроме геймеров, инженеров и дизайнеров! Эти категории пользователей меняют системы примерно раз в 3 года, а некоторые подкатегории (например, киберспортсмены) — еще чаще. Поэтому данные категории находятся под пристальным вниманием вендоров, производящих ПК, но количество геймеров и дизайнеров относительно невелико на фоне общего количества пользователей компьютеров. Но и тут идут изменения, причем не только связанные с «облачным» геймингом.

«Сервис VDI c GPU ориентирован на специалистов, чья работа связана с ресурсоемкими задачами по обработке графики, которые требуют высоких затрат на парк мощного оборудования, — говорит Андрей Зотов, коммерческий директор Cloud.ru. — Наше „облако“ помогает им существенно снизить эти расходы благодаря гибким схемам тарификации, адаптирующим рабочие места под нужды бизнеса в конкретный момент».

Какова ситуация в «мобайле»?

Вопрос про «мобайл» вполне логичен, так как развитие гаджетов оказывает давление на сегмент ПК. Действительно, в пользовательском сегменте значительная доля потребления контента ушла на другие устройства: на смартфоны и на smart-ТВ. Заметим, что «мобайл» получает все более широкие возможности для создания контента, его достаточно для ряда задач — например, большинство «рилсов», «шотов» и «тик-токов» создают непосредственно на смартфонах.

В корпоративном сегменте продвижение мобильных платформ идет несколько сложнее, но все же оно есть. Корпоративная мобильность уже представлена не только ноутбуками, то и «таблетками». Свидетельство важности этого направления — выпуск в середине лета планшета Aquarius Cmp NS220RE. Гаджеты получают технические возможности, позволяющие использовать их для рабочих задач корпоративным сотрудникам из разных областей — логистика, банковская сфера, образование и другие, как отмечает Ольга Шернек, директор дирекции по продукции «Аквариус».

Однако глобально сегмент мобайла переживает не лучшие времена. В этом году рынок мобильных устройств просядет до десятилетнего (!) минимума, как сообщает CNet со ссылкой на данные IDC. Падение по итогам 2023 г. предполагают на 4,7%, хотя ранее прогнозировали «просадку» на 3,2%. Гаджетов будет поставлено вчетверо больше, чем ПК — 1,15 млрд против, напомним, 252 млн — в сегменте «мобайла» падение менее выразительно, но все же ситуация не лучшая.

Причины спада продаж те же: увеличение срока службы устройств. Для большинства абонентов возможности смартфона возрастом 3-4 поколения будут вполне достаточны: качество фото приемлемое, потоковое видео смотреть можно, мессенджеры работают уверенно. Как видно, если давление «мобайла» на рынок ПК и существует, то оно не очень выражено — у этого сегмента свои проблемы.

Некоторые особенности ситуации в РФ

Ситуация с продажами ПК и мобильных устройств на российском рынке по трендам должна повторять глобальную, отличаясь коэффициентами. Аналитические компании с российского рынка ушли еще в прошлом году, поэтому детали динамики пока непонятны.

Однако отличия у российской ситуации все же присутствуют. Здесь действует импортозамещение, которое является достаточно мощным локальным драйвером. Ряд компаний, подчиняясь требованиям регуляторов, производят обновление аппаратных компонент своих инфраструктур, закупая ПК российского производства «с опережением графика», обусловленного естественными циклами.

Внутри тренда импортозамещения в рассматриваемом нами сегменте тоже происходят системные изменения. Ключевые российские вендоры начинают активно работать с каналом —наконец-то! — и продвигают в нем уже не только ПК, но и другие аппаратные решения фирменных экосистем. В этом плане показательными являются действия Merlion, который в конце августа сообщил о подписании дистрибьюторского соглашения с компанией ИВК, в рамках которого будут продвигать как компьютерную технику (ПК и серверные решения), так и другие продукты, в частности программно-аппаратный межсетевой экран «Кольчуга-К», средство построения криптозащищенных виртуальных частных сетей «ИВК Крипто» и т. д. Это пополнение портфеля с «железными» товарами расширяет возможности дистрибьютора для развития поставок в сегмент крупного бизнеса и государственных структур, отмечает Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем в компании Merlion.

Вместо заключения

Прогнозы ситуации на глобальном рынке уже в ближайшей перспективе у аналитиков умеренно-позитивные. Например, ожидают роста глобальных продаж ПК на 3,7%, по данным IDC. Циклы обновлений теперь несколько растянуты по времени, но они все равно присутствуют — ПК не вечны. Следующий цикл должен начаться совсем скоро, на что и рассчитывают аналитики.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News