26 июля 2023 г.

Сегмент игровых решений продолжает активное развитие, хотя по понятным причинам находится в информационной тени. Почти все внимание участников рынка — от игроков канала до регуляторов, от медиа до законодателей — приковано к решениям корпоративного класса, нужным для создания санкционно-устойчивого ИТ-рельефа в коммерческих компаниях и госструктурах. Однако происходящее в сегменте геймерских систем достаточно масштабно, чтобы быть значимым для всего рынка ИТ.

Глобальные тренды...

Основной драйвер для рассматриваемого сегмента — рост требований игровых релизов, говорит Александр Логинов, директор департамента персональных систем в компании OCS. Однако это не единственный фактор, который влияет на ситуацию в игровых ПК.

Глобальный рынок ПК пережил серьёзный спад в прошлом году, а сегмент геймерских систем повторил общие тенденции. Объем продаж игровых компьютеров в 2021 году составлял 68 млрд долл., а в 2022 году рухнул до 42 млрд, сообщает TechSpot со ссылкой на данные Jon Peddie Research. В текущем году общая ситуация, судя по всему, продолжит ухудшаться, а рынок составит 37,3 млрд долл., как считают аналитики из Jon Peddie Research, но уже в следующем — 2024 —сегмент вернется к росту.

erid: Kra244Fvd

Игровой ноутбук с большим «сердцем»

Если сравнивать игровой сегмент с рынком обычных ПК, то у геймерских продуктов цикл жизни в продажах значительно короче. Интенсивное развитие в данной области заставляет быстро устаревать модели, выпущенные совсем недавно. Поэтому геймерские решения должны иметь больше возможностей, которые компенсируют скоротечность обновлений требовательных компьютерных игр и потребителей. Таким решением стала линейка игровых ноутбуков HIPER Gaming G16, в которую входит сразу 12 различных конфигураций.

Ноутбук представляет собой мобильное решение, сопоставимое по мощности и продуманности со стационарным ПК. Его уникальность состоит в возможности менять конфигурацию самостоятельно и тем самым улучшать производительность. Пользователь может совершить апгрейд центрального элемента системы — процессора, так как в устройстве установлен десктопный CPU от Intel на сокете LGA 1200.

Предусмотрены и стандартные в наше время возможности расширить оперативную память или поставить SSD-накопитель. Инженеры HIPER предусмотрели сразу два свободных слота под дополнительное хранилище в форматах PCEI M.2 и SATA 2.5. Производитель сохраняет гарантию пользователя после замены этих компонентов в ноутбуке.

Линейка HIPER Gaming G16 оснащена процессорами Intel Core i5 или i7, оперативной памятью от 16 до 32 ГБ в двухканальном режиме, которые можно увеличить до 64 ГБ, и SSD-накопителем NVME M.2-228 с различным объемом от 512 ГБ до 2048 ГБ.

Дискретная видеокарта Nvidia GeForce RTX 3070 позволяет получить огромный прирост производительности к основным компонентам этого ноутбука и получить высокое качество графики даже во время самых динамичных сцен в компьютерных игр. Кроме того, в ноутбуке помимо дискретного видеопроцессора имеется интегрированный видеочип Intel UHD Graphics 630. Это решение позволяет снизить шум от системы охлаждения при нересурсоемких сценариях использования. А весь потенциал дискретной видеокарты пользователь увидит в играх или креативных задачах с использованием сложной графики.

Эффективная система охлаждения состоит из двух тонколопостных кулеров и медных трубок с увеличенным внутренним диаметром — ее мощности достаточно, чтобы справиться с десктопным процессором в ноутбуке. Разработчики предусмотрели возможность регулировать скорость вращения вентиляторов и настраивать необходимый уровень охлаждения через специальный программный софт.

Последним важным критерием HIPER Gaming G16 является тот факт, что у пользователя есть доступ к производителю на территории РФ. А значит, и бесплатное сервисное обслуживание в рамках гарантийного срока, оригинальные запчасти, что важно с учетом ухода привычных игровых брендов в параллельный импорт.

Реклама ООО «Хайпер Ритейл», ИНН: 7730235167

Улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать смене тренда уже в ближайшие пару лет. Но общие ожидания от экономики пока достаточно скромные, поэтому и рост игрового сегмента ПК прогнозируют не быстрый — продажи в сегменте к 2025 году составят всего 47,1 млрд долл., что заметно лучше возможной ситуации этого года, но существенно отличается от пикового 2021. Интересно, что аналитики прогнозируют опережающие темпы роста двух подсегментов игровых ПК — старшего (с 22,9 млрд долл. в 2022 году до 26,8 млрд долл. в 2025) и младшего (с 5 до 7,3 млрд, соответственно) — в то время как решения среднего класса продолжат сдавать позиции (с 14 до 12,9 млрд, соответственно).

...и локальные особенности

Происходящее на российском рынке в общих чертах повторяет глобальную ситуацию, однако на детали влияет санкционное давление. Влияние, заметим, разнонаправленное. Сочетание негативных и позитивных факторов от санкций отмечает Валерий Рыжков, технический директор IT-департамента компании HIPER: «Санкции встряхнули и освежили сегмент рынка игровых ПК».

Ключевые вендоры, работающие на рынке игровых ПК — HP/Omen, Dell/Alinware, Asus/RoG/TUF, Lenovo/Legion и другие — на российском рынке свернули официальную активность (кто-то объявил об уходе, кто-то работает, но практически прекратил маркетинговую активность). Это привело к падению инвестиций в игровую индустрию — от развития профильной составляющей канала до спонсирования киберспортивных команд. То же самое произошло с вендорами комплектующих (прежде всего, AMD/ATI, Nvidia и Intel), а также с поставщиками комплектующих (от манипуляторов Logitech до мониторов Samsung и LG).

И хотя в списки «параллельного импорта» специально геймерские решения не вносили, но практически все вышеперечисленные бренды на российском канале присутствуют, причем практически с полными линейками игровой продукции. Санкционное давление оказалось для рынка ПК-гейминга малозначимо, говорит Сергей Данилов, директор «Роско».

Развитие гейминга в российских условиях драйверит возникновение проблем с другими видами досуга. Например, для россиян заметно подорожал туризм, а в ряде популярных направлений получил ограничения внеэкономического порядка, возникли сложности с кинопрокатом и т. д. Проблемы с outdoor-развлечениями естественным образом приводят к смещению акцентов на indoor-досуг, что мы видим на примере ситуации на рынке телевизоров и игровых решений.

Заметим, что драйвером становятся и проблемы с другими видами гейминга. На глобальном рынке другие типы гейминга оказывают значительное давление на ПК-гейминг, а в российских условиях это не так заметно, более того, наблюдаем обратные тенденции.

«Игровой сегмент ПК РФ развивается за счет перераспределения игроков из других сегментов, а именно консольного, „облачного“ и мобильного гейминга», — напоминает г-н Рыжков. Первым драйвером роста становятся серьезные ограничения консольных платформ для России, отмечает он, что значительно препятствует получению прежнего опыта гейминга для конечного пользователя.

Есть и еще одно важное обстоятельство, выступающее дополнительным драйвером для рассматриваемого сегмента. «Гейминг можно считать одним из форматов антистресса в текущих условиях», — говорит Олег Резников, директор кластера «Домашний офис и фото» в группе «М.Видео-Эльдорадо».

Кто осваивает «окно возможности»

Проблемы с маркетингом и усложнение логистики у традиционных товаров — это связано с усложнившимися цепочками поставок и нестабильностью курса отечественной валюты, как отмечает г-н Логинов — создали новые «окна возможностей» для новых направлений, которыми ряд компаний активно пользуются.

В первую очередь, сказанное справедливо для российских вендоров, которые с нарастающей активностью осваивают данное направление. «Глобальные игроки прекратили свои поставки продукции в РФ, а также маркетинговую и техническую поддержку, — говорит Антон Барабанщиков, ведущий бренд-менеджер GMNG. — По старой памяти аудитория ещё продолжает покупать продукцию ушедших производителей по „параллельному импорту“ или по акциям с маркетплейсов, но локальные бренды уже активно занимают опустевшую нишу».

Также «окно» актуально для ранее находившихся в тени грандов производителей игровых решений. Например, еще в прошлом году OCS пополнил портфель новыми высокопроизводительными ноутбуками для бизнеса и гейминга от китайской компании Machenike. Это вполне добротные устройства с хорошим соотношением цена/производительность, но слышал ли кто ранее о вендоре Machenike?

Расширены возможности для «самосбора» и создания игровых решений под заказ. Еще в прошлом году продажи «профильных» процессоров и материнских плат выросли на 20% за полугодие, как сообщили аналитики компании «Позитроника». В этом году тренд сохранился — рост запроса на комплектующие для сборки игровых систем отмечает Price.ru.

Значимое отличие сегмента игровых ПК на рынке РФ заключается в наличии гораздо большего числа поставщиков готовых игровых систем, и, соответственно, в более высокой конкуренции, чем на других региональных рынках, говорит г-н Рыжков: «Например, на европейском рынке ситуация с вендорами гораздо скромнее: основные мировые игроки, можно сказать, монополизировали рынок игровых ПК и не пускают на него „новичков“».

Геймерские системы — для игр и не только

Игровая система сегодня отличается повышенной вычислительной мощностью, наличием видеоускорителя и продвинутой системой охлаждения, позволяющей обеспечить штатный температурный режим даже при длительной работе этих двух компонент под высокими нагрузками. Однако, заметим, что мощный ПК сегодня актуален как для игр, так и для решения рабочих задач.

Геймерские ПК — отличная база для решения большинства креативных задач благодаря мощной «железной» составляющей, напоминает г-н Рыжков, отмечая, что для взрослого платежеспособного покупателя выгоднее купить именно ПК как для развлечений, так и для работы, нежели игровую консоль (на ней креативные задача не порешаешь): «Прагматичный подход со стороны российских покупателей тоже позитивно влияет на развитие рынка».

«Ноутбуки и мониторы, которые по техническим параметрам можно отнести к игровым, часто покупают и для работы и домашних задач», — говорит г-н Резников. Геймерские ПК благодаря мощному железу можно использовать в большом количестве разных сфер и задач, и не только в игровых, солидарен г-н Данилов.

В ряде случаев игровой ПК может выступать в качестве замены рабочей станции, особенно при наличии возможностей использовать ресурсы видеоускорителя для профессиональных задач, которые есть у ряда моделей видеокарт. Конечно, это не всегда будет полноценная замена традиционным workstation — нет сертифицированной совместимости, оптимизированных драйверов для ряда профессиональных приложений и т. д. — но в имеющихся условиях такой вариант вполне приемлем. «Гейминг и креатив связаны напрямую и достаточно прочно», — уверен г-н Барабанщиков.

Важно, что покупка игрового ПК в семью является вполне рабочей защитой инвестиций: система сохранит актуальность для работы с офисными приложениями на долгие годы. В имеющихся экономических условиях рублевой зоны возможность «переиспользования» системы — которая, например, через несколько сезонов перейдет от сына-геймера к маме-бухгалтеру — будет выгодна многим.

Особенность текущего момента в РФ — предложение опережает спрос, отмечает г-н Данилов. Затоваренность складов, что несколько тормозит рынок, заставляет снижать цены и снижает же показатели продаж. Но как только закончится оверсток, сегмент ПК гейминга будет расти, уверен г-н Логинов.

Вместо заключения

Судя по всему, повышенное внимание россиян к игровым решениям будет сохранено. Драйверы данного направления известны и продолжают работать, хотя влияние основного ингибитора — общеэкономической ситуации в рублевой зоне — может возрастать. Особого оптимизма в плане перспектив сегмента игроки канала не демонстрируют. Геймеры-энтузиасты, покупающие решения топ-уровня, не способны переломить ситуацию в рынке в целом, отмечает г-н Логинов, а самый популярный игровой сегмент с графикой уровня nVidia 3060-3070 сильно перегрет предложениями.

Важно, что ситуация в игровом сегменте будет оказывать влияние на ряд сопредельных, причем не только на мониторы, клавиатуры/мыши и геймерские кресла, что предсказуемо. Например, необходимость экономии на пользовательском игровом «железе» будет привлекать внимание к «облачному» геймингу, что в свою очередь приведет к повышению спроса на широкополосный доступ, продвинутые роутеры и т. д. В узких нишах динамика поражает; например, еще в прошлом году спрос на высокоскоростные «геймерские» роутеры вырос на 90%, по данным «Позитроники».

Показательно, что развитие игрового сегмента привлекает внимание хакеров: каждый пятый геймер (21%) за последние 2 года сталкивался со взломом игрового аккаунта, по данным исследования «Лаборатории Касперского», что для 40% взломанных привело к потере внутриигровой валюты или других объектов, хотя были и другие неприятности. Значительное количество геймеров (62%) отмечают, что игровые аккаунты сегодня недостаточно хорошо защищены. Ситуация с высокой степенью вероятности станет драйвером для нишевого направления в «кибербезе».

Заметим, что геймерское направление каннибализирует остальные! «Ежегодно в основных товарных группах устройства для гейминга „отбирают“ у офисного сегмента до 3% от общего рынка, — говорит г-н Барабанщиков. — На данный момент данная динамика сохраняется».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News