26 сентября 2023 г.

Потребление товаров населением превзошло уровень докризисного 2021 года

Оборот розничной торговли с весны 2023 года перешел к устойчивому восстановлению и в июле превысил показатель досанкционного 2021 года — на 1,2% с учетом инфляции, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Возвращению потребления на уровень двухлетней давности, когда россияне активно тратили деньги после преодоления коронакризиса, способствовали рост доходов населения и постепенный отказ от сберегательной модели поведения, характерной для 2022 года.

Наибольший рост розничной торговли наблюдался в Ингушетии (на 33,3% к июлю 2021 года), Кабардино-Балкарии (+26,4%), Ямало-Ненецком автономном округе (+24,7%), Тюменской области (+21,8%), Чукотском автономном округе (+18,2%), Мордовии (+16,9%), Ханты-Мансийском автономном округе (+14,8%), Новосибирской области (+14,6%), Кемеровской области (+13,8%) и Дагестане (+13,3%).

Не восстановились до уровня 2021 года продажи потребительских товаров чуть менее, чем в половине регионов, в особенности в Севастополе (—16,1%), Астраханской области (—11,3%), Крыму (—10,7%), Карачаево-Черкесии (—10,4%), Брянской области (—9,1%), Вологодской области (—8,6%), Владимирской области (—7,3%), Курской области (—5,6%), Белгородской области (—4,8%) и Москве (—4,8%).

Назад к постковидному росту

Расчеты основаны на данных Росстата по форме П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Оборот розничной торговли считается как выручка от продажи товаров населению за наличный и безналичный расчет организациями (торговыми сетями, магазинами и другими предприятиями, в том числе теми, для которых розничная торговля не является основным видом деятельности), а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках. В оборот розницы не включаются продажи товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Данные формируются на основании сплошного статистического наблюдения за крупными и средними предприятиями, ежемесячного выборочного обследования малых предприятий и розничных рынков, а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных результатов на генеральную совокупность объектов наблюдения. Показатель оборота также досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемые прямыми статистическими методами.

Спад розничных продаж начался в апреле 2022 года на фоне санкционного кризиса и перехода населения в режим экономии: в ситуации неопределенности россияне стремились сократить необязательные траты и сформировать денежную подушку на будущее. Обороты розницы сокращались в годовом выражении 12 месяцев подряд, вплоть до марта 2023 года. В апреле они начали расти, однако этот рост отсчитывался от низкой базы предшествующего года.

Относительно же докризисного периода продажи товаров восстановились лишь в июне — показатель вырос на 0,7% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года в реальном выражении, в середине лета рост продолжился. В результате в июле оборот розничной торговли достиг 4 трлн руб., что на 10,5% превышает показатель июля 2022 года и на 1,2% — июля 2021 года с учетом инфляции. Продажи продовольствия выросли за год на 4,2%, а непродовольственных товаров — в четыре раза сильнее, на 17,7%. Относительно же досанкционного периода оборот продовольственных товаров увеличился на 2,4%, непродовольственных — на 0,3%.

«В первом и во втором кварталах 2023 года население направляло большую долю своих текущих доходов на покупку товаров и услуг и меньше сберегало по сравнению с предшествующими тремя кварталами 2022 года, что свидетельствует об ослаблении сберегательной подели поведения и оживлении потребительской активности. Причем по сравнению с прошлым годом особенно выросли покупки непродовольственных товаров, в том числе длительного пользования, с приобретением которых потребители прежде решили повременить, предпочитая сохранять деньги в резерве. Также высокими темпами растет оборот общественного питания. Улучшению потребительских настроений способствует начавшийся в 2023 рост доходов населения, а также адаптация россиян к новой экономической реальности. Однако об устойчивом потребительском оптимизме говорить было бы преждевременно. В частности, после первого квартала население все-таки снизило долю доходов, направляемых на покупку товаров и услуг», — говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Региональное потребление

Розничные продажи в реальном выражении превысили досанкционный уровень в 45 регионах. Рост отмечался в большинстве национальных республик, прежде всего Северного Кавказа, а также в северных сырьевых регионах и в большей части Сибири и Дальнего Востока.

Наибольшее увеличение оборота розницы произошло в Ингушетии (на 33,3% в июле 2023 года к июлю 2021 года с учетом инфляции), Кабардино-Балкарии (+26,4%), Ямало-Ненецком автономном округе (+24,7%), Тюменской области (+21,8%), Чукотском автономном округе (+18,2%), Мордовии (+16,9%), Ханты-Мансийском автономном округе (+14,8%), Новосибирской области (+14,6%), Кемеровской области (+13,8%) и Дагестане (+13,3%).

В регионах с высоким ростом розницы увеличение доходов населения было сильнее, чем в среднем по стране. В целом доходы россиян ускорили рост благодаря увеличению заработных плат на фоне кадрового дефицита и повышению социальных выплат. Часть регионов, где товарооборот превысил докризисный уровень, относится к небогатым субъектам, в которых рост благосостояния граждан во многом связан с эффектом низкой базы. Другая часть — индустриально развитые регионы, где росту доходов способствовало увеличение промышленного производства.

Розничные продажи так и не смогли восстановиться до уровня двухлетней давности в 40 регионах, прежде всего в Центральной России, включая московскую агломерацию, и практически во всех западных приграничных субъектах, где спрос закономерным образом снизился из-за экономической нестабильности. Сокращение платежеспособного спроса также затронуло Москву.

Существеннее всего отстают от уровня 2021 года розничные продажи товаров в Севастополе (—16,1%), Астраханской области (—11,3%), Крыму (—10,7%), Карачаево-Черкесии (—10,4%), Брянской области (—9,1%), Вологодской области (—8,6%), Владимирской области (—7,3%), Курской области (—5,6%), Белгородской области (—4,8%) и Москве (—4,8%). Причем в перечисленных регионах оборот розницы в июле 2023 года практически не изменился и относительно уровня годичной давности, за исключением Москвы, где за прошедшие 12 месяцев показатель вырос на 16,4%.

Источник: Пресс-служба компании FinExpertiza