30 мая 2025 г.
Долгое время импортозамещение, как было принято считать, было ключевым фактором, определяющим развитие российского рынка аппаратного обеспечения. Сейчас ряд экспертов считают, что потенциал этого тренда близок к исчерпанию. Как выглядят успехи локальных вендоров на четвертом году активной фазы продвижения продукции в практически идеальном варианте, когда глобальные компании ушли с внутреннего рынка? Рассмотрим и сравним ситуацию в сегментах двух совершенно различных групп аппаратных устройств: серверных решений и проекционного оборудования.
Серверы: доминирование импортозамещенного не состоялось
Доля локального рынка серверных решений, занятая продукцией российских производителей серверов по итогам прошлого года достигла 43,0%, по данным исследования сегмента, проведенного Ассоциацией разработчиков и производителей электроники при поддержке «Гравитон», СИЛА, «Тринити», Fplus, BITBLAZE и GS Group. Напомним, что это было уже по итогам 3 лет интенсивного импортозамещения, жестких санкций и активной государственной политики в требованиях перехода на российскую продукцию, но серверы локального производства так и не смогли занять доминирующее положение на домашнем рынке.
К этому времени все корпоративные заказчики прекрасно осознали риски, связанные с приобретением и использованием импортной продукции, ввезенной на территорию РФ или от китайских производителей, которые тут не спешат разворачивать фирменные сервисы, или по каналам «параллельного импорта» от глобальных вендоров, которые в рублевой зоне давно свернули и сервисы, и техподдержку. Но большинство серверов корпоративные заказчики приобретают с «альтернативной» техподдержкой и на таком оборудовании строят ядро своих ИТ-инфраструктур, а решения локальных вендоров, которые партнерскими сетями охватывают все регионы РФ все еще в меньшинстве. Причины такой ситуации сейчас детально разбирать не будем, просто примем к сведению этот печальный факт.
Не радует и еще один результат исследования Ассоциации: доля сегмента серверов, занимаемых локальной продукцией, выросла лишь на 1,7% в сравнении результатов продаж 2023/2024. Это означает, что фактор импортозамещения в этом ключевом сегменте действительно практически исчерпал свой потенциал, который еще недавно выглядел огромным. Потенциал в качестве драйвера стал ослабевать, естественным образом приближаясь к пределам, определяемым локальными особенностями: как принудительными регуляторными требованиями и нерыночными ограничениями, наложенными на сегмент, так и объективными причинами, в частности, возможностями локальной разработки и экономикой местных производств.
Кроме того, серверный сегмент падал, что было обусловлено состоянием национальной экономики. Продажи российских решений падали вместе с сегментом, но чуть медленнее общих процессов.
Серверы и проекторы — радикально разные устройства как по ценам, так и по сложности, а также для важности для национальной экономики. Но есть схожесть в динамике. Количество проданных серверов всех типов за 2024 году составило 147,95 тыс. штук, по данным Ассоциации, проекторов — 101,9 тыс., по данным аналитической компании ITResearch, причем проекционное оборудование всех типов: от мобильных до инсталляционных. Сокращение продаж в обоих сегментах по итогам прошлого года тоже оказалось значительным — 15,1% и 28,4%, соответственно.
Проекторы: глобальные уверенно лидируют
На российском рынке проекторов по итогам года в штучном выражении первое место сумел удержать Infocus, по данным ITResearch, на втором месте — очень близко к лидеру — Cactus, на третьем — Acer. Сегмент монополизирован не очень сильно: суммарно на тройку лидеров пришлось около 42% всех продаж в натуральном выражении. Лидеры сегмента в денежном выражении — производители инсталляционных проекторов Barco и Panasonic. Российских производителей в топе не видно.
Выполнить крупноузловую сборку проектора вполне возможно и на российских мощностях, для этого нужны только компоненты и аккуратность при их соединении в состав единого комплекса. В принципе, даже платы с электронной начинкой для проекторов можно паять на российских производствах — тут навесной монтаж элементов ничуть не сложнее, чем для серверов или, предположим, ноутбуков. Но регуляторных требований по локализации производства проекторов нет, поэтому российские компании не стремятся разворачивать сборку оборудования этого типа на местных заводах.
Российские компании, выступающие вендорами проекторов, существуют. Например, NexTouch, модель которого названа «первый проектор российского производства», «Унвис Про», поставляющий лазерные проекторы, Digma с несколькими моделями в рассматриваемом сегменте, «Технологик» с широко представленной на маркетплейсах линейкой ультрабюджетных моделей Umiio, и т. д. Но эта продукция на в масштабах всего российского сегмента оказывается не очень незаметна. Покупатели не стремятся приобретать российское, поставщики не могут предложить конкурентоспособную продукцию локального производства, хотя некоторые интересные решения практикуют, например, коллаборации с локальными поставщиками контента или магазинами приложений.
Сегмент проекторов может получить импульс при идущем «охлаждении». Российские кинотеатры увеличивают цену билетов и предсказуемо теряют популярность (их посещаемость в первом квартале упала до трехлетнего минимума, сообщает РБК), соответственно, растет востребованность домашних развлечений «на большом экране». Для создания изображений с большой диагональю проекторы являются более бюджетным и поэтому более доступным вариантом, чем телевизоры. Продажи проекторов на «Яндекс маркете» в начале года показали рост в 1,3 раза в натуральном выражении Y2, сообщает портал Shopper’s со ссылкой на представителей маркетплейса, а также рост спроса на устройства данного типа отмечают другие торговые площадки. Однако даже такой локальный прирост вряд ли способен принципиально изменить ситуацию в распределении российского рынке проекционного оборудования между основными вендорами.
Емкость российского рынка слишком мала
Как видно на примере проекторов, емкость российского рынка мала для появления и развития крупных отечественных марок. Кроме того, она демонстрирует тенденцию к снижению как по экономическим, так и по демографическим причинам. В рыночных условиях сегмент уверенно контролируют глобальные вендоры и многочисленные китайские производители. Локальные вендоры в имеющейся ситуации вполне могут вести и развивать бизнес, но в пределах некоторых отдельных ниш (например, как СТМ).
Иной вариант, который мы наблюдаем на примере сегмента серверов: государственный протекционизм, который может быть выражен в формате налоговых льгот, различных дотаций из бюджета, искусственных барьеров для продукции конкурентов и т. д. Фактически импортозамещение в ИТ в большинстве случаев оплачивают другие игроки национальной экономики, как прямо, так и косвенно. Но как видно на примере серверного оборудования, важного для ядра ИТ-инфраструктур в условиях политики технологического суверенитета, даже активные усилия государства не приводят локальные компании к лидерству на домашнем рынке.
В этой ситуации нет ни вины компаний, ни беды для национальной экономики, ни отражения ситуации с квалификацией инженерных кадров. Основная проблема именно в ограниченной емкости национального рынка, который составляет
Вместо заключения
«Охлаждение» национальной экономики ситуацию с локальным производством и импортозамещением будет только обострять. Локальный рынок продолжит или стагнировать, или сокращаться. Важно: уменьшение продаж на домашнем рынке приводит вендоров к проблемам с возможностями инвестиций в НИОКР и совершенствование производства, что может стать причиной нарастающего технологического отставания изделий локального производства. Для проекторов, большинство из которых в формате OEM или ODM, это не важно, но для серверов, некоторые узлы которых проектируют локально, может оказаться существенным. Однако такое развитие событий не является предопределённым.
Выход российских производителей со своим «железом» за пределы рублевой зоны требует существенных инвестиций для организации на новых рынках партнерских и сбытовых сетей, сервисной поддержки и разворачивания маркетинговой активности. Кроме того, на внешних рынках нет ограничений на работу глобальных вендоров и в изобилии присутствует продукция китайских производителей. Экспертизу на внешние рынки оказывается выводить существенно проще, чем продукцию в физическом исполнении, хотя и с этим есть определенные сложности, о которых — равно как и о вариантах их преодоления — мы поговорим в следующий раз.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News