17 июня 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Инвистиции в основной капитал организаций корпоративного сектора. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал организаций корпоративного сектора (%). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Прирост инвестиций в основной капитал креативных индустрий в 2024 г. (% к 2023г). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 4. Инвестиции в основной капитал организаций креативного сектора и экономики в целом по объектам вложений: 2024 г. (%). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 5. Структура инвестиций в объекты интеллектуальной собственности организаций креативных индустрий: 2024 г. (%). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных официальной статистики изучил динамику инвестиций в основной капитал организаций креативного сектора. Как показал анализ, темпы роста вложений в секторе заметно опережают аналогичные показатели по экономике в целом; также выявилась яркая особенность структуры инвестиций: удельный вес объектов интеллектуальной собственности в креативном секторе в шесть раз выше, чем в среднем по всем отраслям.

Справочно: Креативные индустрии — виды экономической деятельности, в основе которых лежат индивидуальное творчество, навыки и таланты и которые имеют потенциал для создания добавленной стоимости и рабочих мест за счет использования интеллектуальной собственности.

К креативным индустриям относятся: «Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие», «Отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия». В целях более корректного статистического отображения некоторые индустрии в данной работе объединены в группы: «Кино, сериалы и анимация», «Музыка, исполнительские искусства, арт» и «Программное обеспечение и видеоигры».

Креативный сектор — совокупность видов экономической деятельности, относящихся к категории креативных индустрий, а также сопутствующих, т. е. способствующих их развитию за счет производства специализированных товаров и услуг либо использования интеллектуальной собственности, созданной в креативных индустриях. Сопутствующие виды деятельности принадлежат к четырем сегментам: производство оборудования и материалов (обеспечивает ресурсные потребности креативных индустрий); дизайн-интенсивные производства (широко используют в своей деятельности результаты интеллектуальной деятельности креативных индустрий и креативные продукты); специализированное образование; организация выставок и мероприятий.

На протяжении последних пяти лет организации креативного сектора непрерывно наращивают инвестиции в основной капитал: на конец 2024 г. их объем достиг 1 трлн рублей и только за два года вырос более чем вдвое. За период 2019–2024 гг. среднегодовые темпы прироста инвестиций в данном секторе составили 31.8%, что почти в два раза выше аналогичного показателя для всей экономики (+16,1% ежегодно) (рис. 1).

ПО и видеоигры, кино и архитектура — лидеры по росту инвестиций

На «Программное обеспечение и видеоигры», «Архитектуру и урбанистику» и «Медиа и СМИ» приходится в сумме более 2/3 общего объема инвестиций в креативные индустрии (рис. 2). В ряде индустрий объем инвестиций по сравнению с 2019 г. вырос более, чем в пять раз: «Кино, сериалы и анимация» — в 10,9 раза, «Программное обеспечение и видеоигры» — в 9,6, «Архитектура и урбанистика» — в 7,5, «Реклама и пиар» — в 6, «Народные художественные промыслы и ремесла» — в 5,6 раза. При этом инвестиции в индустрии «Программное обеспечение и видеоигры», «Архитектура и урбанистика», «Кино сериалы и анимация» выросли не только в абсолютном выражении: их удельный вес в общем объеме инвестиций в креативные индустрии прибавил 21,7, 11,8 и 4,8 процентных пункта соответственно.

Большинство креативных индустрий обогнали экономику по росту инвестиций

Почти во всех креативных индустриях инвестиции в 2024 г. росли быстрее, чем по экономике в целом. Заметнее всего они увеличились в «Архитектуре и урбанистике» и «Кино, сериалах и анимации»: в четыре и два раза соответственно (рис. 3). Одной из причин стало импортозамещение в этих индустриях: переход архитектурных бюро на отечественное программное обеспечение и появление свободного пространства на кинорынке после ухода иностранных мейджоров.

Довольно уверенно (в диапазоне 22,6–40,1%) росли инвестиции в «Книжное дело», «Рекламу и пиар», «Народные художественные промыслы и ремесла», «Программное обеспечение и видеоигры» и «Гастрономию». Прирост показателя для индустрии «Моды» (16,8%) почти совпадал с темпами роста экономики в целом и несколько ниже его оказались темпы прироста инвестиций в «Медиа и СМИ» (13,1%).

Исключение из общей положительной тенденции составили две индустрии — «Музыка, исполнительские искусства, арт» и «Культурное наследие, отдых, развлечения», в которых объем инвестиций по сравнению с 2023 г. снизился в 1,7 и 2,2 раза соответственно. Такая динамика может быть связана с завершением национального проекта «Культура».

Креативные индустрии наращивают инвестиции в интеллектуальную собственность

В 2024 г. удельный вес интеллектуальной собственности в общем объеме инвестиций креативных индустрий составил 45,8%. Это в шесть раз выше аналогичного показателя по экономике в целом (рис. 4).

На втором месте — вложения в нежилые здания, сооружения, а также расходы на улучшение земель (26,8%); на третьем — инвестиции в машины и оборудование (22,5%). В сопутствующих видах деятельности вложения в объекты интеллектуальной собственности находятся на втором месте после инвестиций в машины и оборудование (31,8% против 53,9%). Более 95% вложений в объекты интеллектуальной собственности сфокусированы в трех индустриях — «Программное обеспечение и видеоигры», «Медиа и СМИ», «Кино, сериалы и анимация», демонстрировавших стабильный рост по этому показателю.

Инвестиции в цифровизацию — универсальный тренд

85,3% инвестиций в объекты интеллектуальной собственности креативных индустрий почти в равных долях распределяются между программным обеспечением, базами данных (44,6%) и оригиналами произведений развлекательного жанра, литературы и искусства (40,7%). Софт составляет существенную долю в инвестициях в интеллектуальную собственность не только индустрии «Программное обеспечение и видеоигры» (81,2%), но также «Моды» (99,3%), «Рекламы и пиара» (86,3%) и «Архитектуры и урбанистики» (59,1%) (рис. 5).

Оригиналы произведений развлекательного жанра, литературы и искусства превалируют у индустрий «Кино, сериалы и анимация» (86,5% инвестиций в объекты интеллектуальной собственности), «Музыка, исполнительские искусства и арт» (75,2%), «Медиа и СМИ» (72,5%), «Культурное наследие, отдых, развлечения» (49,2%), «Книжное дело» (44,8%). Организации креативных индустрий еще инвестируют в научные исследования и разработки, а также в права пользования нематериальными активами.

Комментирует Виктория Боос, руководитель Лаборатории исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Выявленная в ходе исследования положительная динамика инвестиций в креативные индустрии может быть в значительной степени обусловлена мерами государственного регулирования (потребность в переходе на отечественное ПО), уходом в „цифру“ (создание онлайн-каналов продвижения и реализации продукции) и обновлением основных фондов государственных учреждений культуры. Для ее сохранения важно развивать и инфраструктуру рыночного инвестирования, в первую очередь профильные венчурные фонды и специальные банковские продукты для компаний креативного сектора».

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным официальной статистики на основе собственных методических разработок; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.

Источник: Светлана Лебедева, Виктория Боос, Евгений Куценко, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ