21 июля 2025 г.

Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob уже 25 лет задает тренды в онлайн-рекрутинге и изучает российский рынок труда. Проверки на полиграфе теряют популярность: компании реже используют их при проверках соискателей и материально-ответственных сотрудников. В опросе приняли участие представители 1000 компаний и 1600 экономически активных россиян из всех округов страны.

За 15 лет число компаний, практикующих проверки сотрудников на детекторе лжи, снизилось: в 2010 году таких было 9%, в 2014 — 11%, сегодня — 5%. Целесообразность тестирования соискателей на полиграфе все чаще вызывает сомнения у рекрутеров: в 2010 году в ее необходимости не сомневались 47%, в 2012 — 52%, сейчас — 36%.

Соискателей, готовых пройти проверку на детекторе лжи при устройстве на работу, стало меньше, но они по-прежнему в большинстве: 67% в прошлом году и 61% сегодня. Каждый четвертый категорически против, каждый восьмой затрудняется с решением: «Мне нечего скрывать. Но сама проверка нарушает мои границы, неэтично очень. Сразу даёт понять, что не доверяют»; «Система проверки на полиграфе признана несостоятельной и недостоверной».

Мужчины более лояльны к проверкам на детекторе лжи, чем женщины (65 и 56% потенциально согласных соответственно). Больше всего же тех, кто открыт тестам на полиграфе при трудоустройстве, — среди молодежи до 35 лет (68%).

Место проведения опроса: Россия, все округа

Населенных пунктов: 197

Время проведения: 10 июня — 3 июля 2025 года

Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала

Размер выборки: 1000 респондентов

Источник: Пресс-служба компании SuperJob