29 июля 2025 г.
Пока в России зарплаты в ИКТ-секторе продолжают расти, в США и Западной Европе тенденции в аналогичном сегменте рынка труда куда менее утешительны для наёмных работников: Intel в июле объявила о намерении сократить 2400 сотрудников лишь на одном своём предприятии в Орегоне, а по всей стране — до 4 тыс.; Microsoft планирует очередную волну многотысячных увольнений; IBM также «оптимизирует» штат на тысячи позиций разом — и это только крупнейшие ИТ-компании; те же бизнесы, что не специализируются на высоких технологиях, принимают схожие кадровые решения ещё проще.
Числом поменее, ценою подешевле
В немалой степени сокращения эти спровоцированы успешностью применения генеративного искусственного интеллекта для решения ИТ-задач низшей и средней сложности, — особенно вспомогательных; вроде повседневных вопросов системного администрирования, организации резервных копий, своевременного применения к развёрнутому ПО регулярно выходящих патчей безопасности и т. д. Учитывая, насколько активно происходит внедрение ИИ-инструментов и в российском бизнесе, вполне вероятно, что через не самое продолжительное время и отечественным коммерсантам пригодится опыт, что уже сегодня накапливают их заокеанские коллеги. А именно — опыт коренной реорганизации всей привычной ИТ-вертикали в клиентских компаниях, которая ведётся в том числе и с участием представителей канала.
Профильное американское издание CRN — напоминая, что к июню в стране успели уже уволить до 80 тыс. ИТ-сотрудников из более чем 150 компаний, — указывает на три важнейших следствия этой перекройки рынка высокотехнологичного труда именно для канальных партнёров:
- сведущие ИТ-специалисты, в том числе высокопоставленные, увольняются без перспективы сразу же найти аналогичную позицию в другой компании, — и многие из них сами решают становиться предпринимателями либо консультантами по направлениям своих компетенций, заведомо отказываясь впредь работать по найму;
- нагрузка на канальных партнёров возрастает, поскольку у клиентов профильных специалистов становится меньше, а вендоры, также сокращая собственные штаты, не снижают темпов вывода на рынок всё новых продуктов (за что спасибо как раз ИИ);
- столь внушительные пертурбации открывают новые окна самых неожиданных возможностей — в том числе по нетрадиционному подходу к привлечению тех самых сведущих специалистов, ушедших в свободное плавание, к сотрудничеству с клиентами и/или канальными партнёрами в новом качестве.
Здесь прежде всего имеется в виду тот факт, что в нынешних экономических реалиях и сами партнёры обоих уровней не слишком-то готовы раздувать свои штаты, пополняя их высококвалифицированным персоналом, — который, разумеется, будет рассчитывать на соответствующий уровень оплаты труда. В то же время и упускать таких профи, допуская их переквалификацию в условные управдомы, было бы опрометчиво. Компетенции-то их объективно востребованы рынком, цифровизация ведь не теряет своей актуальности, — проблема лишь в том, что никто из потенциальных работодателей не готов расплачиваться своим ФОТом за возможность в любой момент воспользоваться этими самыми компетенциями, обладать которыми будет его штатный сотрудник. Другое дело — если такие специалисты начнут предлагать свои услуги сдельно и независимо.
По сути, эксперты CRN пришли к идее, если брать российскую терминологию, ИП/самозанятых на ИТ-должностях, в том числе весьма высоких, — только назвали их, следуя англоязычной традиции, звучными аббревиатурами fCOO и vCISO. Первый акроним — от fractional chief operation officer, что по смыслу соответствует «приходящему операционному директору»: прибавка «fractional» подчёркивает — данному конкретному предприятию этот специалист уделяет лишь определённую долю своего времени. Задача же его формулируется временным нанимателем как «обеспечивать стратегическое операционное лидерство по профилю своей компетенции на условиях временного договора или частичной занятости».
Подчеркнём, что такой fCOO не входит и в штат канального партнёра, то есть это не банальный переток профессионалов от клиентов к участникам канала. Приходящего операционного директора привлекают как подлинно стороннего и независимого консультанта/ситуационного управляющего при внедрении отдельных проектов у различных заказчиков. Проекты эти могут быть действительно масштабными и серьёзными, но после того, как грамотный интегратор всё выстроил и наладил (а разобраться в деталях клиентского бизнеса, адаптировав под них наработанные прежде шаблоны, ему как раз и помог приходящий ИТ-директор), хорошая система будет требовать минимального присмотра. Который опять-таки будет по мере надобности обеспечивать fCOO, — не теряя связи с бизнес-процессами заказчика, но и не отягощая его фонд оплаты труда адекватным своим компетенциям окладом. Такой «многостаночник» сможет обслуживать целый куст идейно схожих проектов, привлекаемый, возможно, различными интеграторами — или даже разными канальными партнёрами напрямую.
Лужу-паяю, ИТ-инфраструктуру починяю
Бесспорно, тут необходимо тщательно улаживать вопросы потенциального конфликта интересов и конфиденциальности корпоративных данных, но грамотное составление договора в любом случае обойдётся всем участникам процесса дешевле, чем найм пресловутого профессионала в собственный штат. Вдобавок, fCOO сможет взять на себя сплачивание и обучение обслуживающих команд у каждого из клиентов: такие команды станут своего рода редуцированными ИТ-отделами — обходясь нанимателю в разумные суммы, и притом уверенно решая все повседневные (неаварийные) ИТ-задачи. Да, в известной мере это поле деятельности пересекается с тем, что традиционно возделывают сами канальные партнёры, — но ведь и им, напомним, в непростых финансово-экономических условиях приходится оптимизировать свои штаты.
Вторая из упомянутых аббревиатур, vCISO, — это virtual chief information security officer; виртуальный ответственный за информационную безопасность предприятия. Как утверждают в CRN, и это весьма чувствительное направление заказчики всё чаще и охотнее закрывают силами внешних независимых экспертов — либо выходя на тех напрямую, либо так же, как и в случае с fCOO, пользуясь рекомендациями доверенного интегратора. В конце концов, сам интегратор ведь тоже взаимодействует со значительным числом клиентов (зачастую прямо конкурирующих между собой на поле своих основных бизнес-интересов), и это не порождает каких бы то ни было затруднений — точнее, все потенциально возможные конфликты и тонкости оговариваются в рамках грамотно составленных контрактов. Почему бы тогда и ушедшим на вольные хлеба ИТ-профи высокого уровня, оформившим себе юридические лица, не действовать аналогичным образом?
Эксперты американского издания подчёркивают, что актуальная ныне «гиг-экономика» вовсе не ограничивается каршерингом и доставкой еды; что фриланс и частичная занятость — гибкий, универсальный механизм, за счёт значительного снижения издержек привлекательный для предпринимателей буквально по всем направлениям — точнее, по всем, за исключением того, на котором сконцентрированы их собственные первичные бизнес-интересы. Грубо говоря, каждый занимается только тем, что для него важнее всего, а для исполнения всех вспомогательных задач нанимает — на время, по договору — соответствующих сторонних профессионалов.
В этих условиях главной ценностью, в том числе на рынке предоставляемых в ИТ-канале услуг, оказывается не просто экспертиза, но доверие: среднего уровня независимый специалист, безусловно оберегающий конфиденциальные данные каждого из своих клиентов и каждому обеспечивающий ровно тот набор услуг, что оговорен контрактом, в скором времени будет зарабатывать существенно больше, чем пренебрежительно относящийся к чужим секретам, порывистый и необязательный гений. Тот как раз предпочтительней в штате, где его недостатки компенсирует, а преимущества усиливает сплочённая команда, — но обходиться подобное удовольствие работодателю будет запретительно дорого.
Можно даже предположить, что от конгломерата корпораций, спаянных внутренним единством и безжалостно сражающихся между собой, ИТ-рынок будет таким образом трансформироваться в направлении сообщества значительно более толерантных друг к другу коллег-конкурентов, да ещё регулярно меняющих роли: то человек возглавляет ИТ-отдел заказчика, то приходит на работу в интеграторскую компанию, то отправляется на вольные хлеба в роли независимого консультанта по ИБ. И в каждой из этих ролей от расширяет свой круг общения и нарабатывает репутацию — которая чем дальше, тем эффективней помогает ему удерживаться на плаву даже в самых неблагоприятных экономических условиях.
В какой мере эта картина окажется близкой к реальности, покажет время, — но по крайней мере в американском ИТ-канале уже всерьёз обсуждают наступление эпохи «лидерства на час» (fractional leadership), в рамках которой одних только узкопрофессиональных качеств для сохранения и упрочения своей позиции становится откровенно недостаточно. Лидер на час блестяще разбирается в свой области, служебной по отношению к основному роду деятельности того, кто его привлекает к контрактной работе, — и выгоден как раз тем, что способен с высокой степенью вероятности решить конкретную насущную задачу временного нанимателя в чётко определённые сроки, оставаясь в рамках выделенного бюджета.
Учитывая, что глобальная экономика, по оценке Morgan Stanley и других аналитиков, продолжает замедляться, в основном из-за всё никак не идущей на поправку американской, настолько жёсткие меры перевода CAPEX в OPEX действительно имеют шанс надолго сделаться трендом — по меньшей мере, отраслевым; в весьма инвестоёмкой сфере информационных технологий.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News