4 августа 2025 г.

Рис. 1. Цикл ажиотажа по решениям для закупок и снабжения, 2025. Источник: Gartner (июль 2025)

По данным компании Gartner, Inc., генеративный ИИ (GenAI) в сфере закупок достиг стадии «провала разочарования». Несмотря на то, что некоторые новаторы уже получают от него выгоду, многие организации сталкиваются с нестабильной рентабельностью инвестиций или несоответствием ожиданиям. Это подчёркивает необходимость более взвешенного и стратегического подхода.

«Генеративный ИИ действительно повышает эффективность процессов, даёт лучшие аналитические данные и помогает экономить затраты в закупочных подразделениях, — говорит Кейтлин Саммерс, старший аналитик направления цепочек поставок в Gartner. — Однако разрозненные и некачественные данные в системах закупок мешают точному результату, а интеграция автономных GenAI-решений с существующими платформами зачастую осложняется техническими различиями. Несмотря на эти трудности, широкая применимость GenAI на всём протяжении цикла „от запроса до оплаты“ поддерживает к нему устойчивый интерес».

О цикле ажиотажа Gartner

Цикл ажиотажа по решениям для закупок и снабжения от Gartner представляет собой графическую модель, описывающую типичный путь новой технологии от зарождения интереса до зрелости и широкого применения. Руководители по закупкам (CPO) могут использовать это исследование для подбора технологий, соответствующих их задачам.

Среди других технологий, находящихся на стадии «провала разочарования» — то есть, после пика завышенных ожиданий — также упоминаются:

  • решения для устойчивых закупок,
  • предписывающая аналитика (prescriptive analytics),
  • инструменты по разнообразию поставщиков,
  • продвинутая аналитика контрактов.

Разговорный ИИ в закупках, согласно прогнозу, и вовсе устареет, не достигнув стадии продуктивности (см. рис. 1).

Генеративный ИИ в закупках: сферы применения

Приложения с поддержкой GenAI в закупках нацелены на автоматизацию трудоёмких повторяющихся задач, таких как:

  • поиск знаний,
  • резюмирование,
  • контекстуализация,
  • управление рабочими процессами и их исполнение.

По мере внедрения этих инструментов организации могут рассчитывать на рост производительности и эффективности, снижение операционных затрат и освобождение персонала для более ценной работы — стратегических решений и управления поставщиками.

Наиболее перспективные сценарии применения включают:

  • генерацию бизнес-процессов по текстовому запросу,
  • автоматизацию рабочих процессов,
  • управление контрактами,
  • определение объёма проектов,
  • рекомендации по поставщикам,
  • автоматическое создание тендерной документации (RFx).

GenAI способен обеспечить значительную экономию при сохранении или даже улучшении качества результата. Компании, начавшие использование раньше других, получают стратегическое преимущество.

Генеративный ИИ в закупках: барьеры внедрения

Организации сталкиваются с рядом проблем при внедрении GenAI в закупках, включая:

  • разрозненные и некачественные данные,
  • опасения сотрудников за рабочие места,
  • скептицизм по поводу точности выводов ИИ,
  • сопротивление изменениям,
  • высокие и непредсказуемые затраты,
  • сложная интеграция с существующими системами,
  • растущие регуляторные требования.

Также вызывают обеспокоенность неясные нормы в сферах конфиденциальности, защиты интеллектуальной собственности и доверия к технологии.

«Организации, которые откладывают внедрение GenAI в закупочные процессы, рискуют отстать, в то время как новаторы уже преодолевают трудности и получают ощутимые выгоды, — говорит Саммерс. — Gartner прогнозирует, что GenAI в закупках станет зрелой и продуктивной технологией в течение пяти лет».

Рекомендации для CPO

Руководителям по закупкам, желающим внедрить GenAI, Gartner советует:

  • Инвестировать в инфраструктуру данных, чтобы стандартизировать и интегрировать информацию из разных систем закупок.
  • Изучать предложения вендоров с встроенными возможностями GenAI и соотносить их с корпоративной стратегией.
  • Оценивать специализированные ИИ-инструменты для таких областей, как выбор поставщиков, управление контрактами, оценка рисков — именно здесь новаторы уже получают результат.
  • Делать акцент на управление изменениями: поощрять обучение и адаптацию закупочных процессов с помощью данных и автоматизации.
  • Следить за развитием нормативных требований и при необходимости обращаться за консультацией к экспертам.
  • Повышать цифровую грамотность команд, обучать взаимодействию с ИИ и навыкам prompt engineering — подготовки запросов для ИИ.

Источник: Пресс-служба компании Gartner