20 августа 2025 г.

Окончание. Начало здесь

Роботы-доставщики стали традиционным элементом столичного пейзажа. Автономные мобильные роботы (AMR) не заменяют людей-курьеров, но дополняют соответствующие сервисы доставки. Интересно, что технологии и концепции, отработанные в ритейле, начинают портировать в смежные области. Например, в фудмолле «Депо. Три вокзала» начали работать роботы-официанты, сообщает «МосквичMag». Концепция живых официантов противоречит подходу фудмолла, но роботизированные со своими задачами справляются. При этом роботизированные решения дополняют развернутое в фудмолле техническое решение для упрощения выдачи заказов — оно построено «на пейджерах».

Автоматизация шире роботизации

Хладомат установили в столичном кластере «Ломоносов», сообщает ТАСС, отмечая, что это первый в России прецендент размещения такого устройство с возможностью охлаждения внутреннего пространства до +5°C, размещенного не контура магазина. Это автоматизированный пункт выдачи заказов, который от традиционных вендинговых автоматов существенно отличается — он поддерживает внутри низкую температуру и позволяет заказывать продукты онлайн. Сеть хладоматов — часть проекта «Московский постамат», которую реализует правительство Москвы с целью развития инфраструктуры электронной коммерции.

Хладомат совмещен с традиционным постоматом, отметила Элина Клименко, заместитель генерального директора фонда «Московский инновационный кластер», подчеркнув, что такое решение позволит сэкономить время и силы, получая одновременно разные виды товаров в одном месте без необходимости дополнительных походов за покупками: «Постаматы городского проекта — не просто устройства для получения заказов, а целая технологичная система, направленная на повышение комфорта жителей Москвы».

Установка постаматов в каждом подъезде новых и реконструируемых домов рекомендована в новой редакции смарт-стандартов для строительства жилья в Москве за счет городского бюджета, сообщает Mos.ru. Внедрение этого сервиса повысит уровень комфорта москвичей, а товары из интернет-магазинов станут ближе к покупателям. За 2 года в подъездах новостроек, возведенных по программе реновации, уже установили более 70 устройств сервиса «Московский постамат». Теперь обновленные смарт-стандарты предусматривают технические условия для возможности их установки еще на этапе проектирования дома.

Омниканальность тоже нужна

Хотя кажется, что бум e-commerce давно в прошлом — бизнесы, работающие в сегменте В2С, уже создали или собственные е-магазины, или пользуются возможностями платформ — сегмент не освоен полностью. Российские вендоры предлагают новые инструменты, ориентированные на создание комплексных решений для организации интернет-торговли.

Например, в августе «Яндекс» запустил платформу KIT в формате SaaS, разработанную для создания интернет-магазинов, причем уже с готовой инфраструктурой продаж и встроенным AI-ассистентом, которая должна помочь ритейлерам быстро и без привлечения разработчиков создавать интернет-магазин «под ключ», привлекать клиентов и т. д. Платформа предлагает UX-шаблоны, инструменты для управления товарами и заказами, интеграцию со складами, службами доставки, оплаты, CRM и другие решения. В магазине сразу будут работать чекаут в один клик без регистрации, оплата, BNPL и доставка. В настоящее время KIT, как подчеркивают в «Яндексе», доступен для компаний в категориях fashion, beauty, «детские товары», «дача и сад» и «товары для дома» и др. — доступные в платформе шаблоны соответственно SEO-оптимизированы и адаптированы под разные категории товаров — а к октябрю продукт станет доступен всем продавцам независимо от товарных категорий.

Не сами продажи, но их поддержка

Новые технологии, ориентированные на упрощение процессов выбора товаров и совершения покупок — виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью «искусственного интеллекта», применение «дополненной реальности» и пр. — востребованы россиянами. Исследование аналитической компаний MAR CONSULT показало активный рост интереса к современным интерактивным решениям, что открывает большие перспективы для бизнеса.

Около половины опрошенных (46%) пробовали использовать хотя бы один из цифровых сервисов для покупателей. Интерактивные сервисы наиболее популярны у молодых пользователей (до 35 лет), среди которых использование достигает почти 60% по некоторым видам решений. Самая большая доля потребителей сталкивалась с интерактивными каталогами (33%) и виртуальной примеркой интерьерных товаров (26%).

«Цифровые технологии делают процесс покупки более комфортным и интересным, способствуя повышению лояльности к брендам, — уверен Дмитрий Шиманов, генеральный директор аналитической компании MAR CONSULT. — Компании, успешно внедряющие новые инструменты и предоставляющие качественный клиентский опыт, смогут значительно укрепить свое положение на рынке и сформировать лояльное сообщество постоянных покупателей».

Интересно, что более четверти опрошенных в ходе исследования (27%) даже готовы переплачивать за товар, если бренд предлагает персонализацию и удобные цифровые инструменты подбора. Значительная часть из готовых платить за дополнительные удобства — 73% — оценивают экономию своего времени в сочетании с дополнительным комфортом при выборе в значительные суммы: от 5 до 15% от цены товара.

Вместо заключения

Цифровизация ритейла активно идет как в направлении взаимодействия с покупателями, так и находит применение для других задач, которые при имеющихся темпах развития можно уже назвать традиционными. Например, МТС Exolve предоставил цифровые сервисы розничной сети «Магнит», обеспечивающие эффективное голосовое взаимодействие с кандидатами на вакансии по восьми регионах: Москва, Волгоград, Воронеж, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Краснодар. В результате внедрения коммуникационных сервисов заказчику удалось сократить расходы на работу колл-центра на 18%, а эффективность взаимодействия с кандидатами повысить на 21%, по заявлению компаний. «Магнит» получил современную и гибкую платформу для голосового взаимодействия с кандидатами по всей стране, сокращая время поиска и повышения качества коммуникаций с потенциальными сотрудниками, отметил Костас Дубосас, директор по продажам и обслуживанию МТС Exolve.

По мере осознания среднесрочных перспектив экономической ситуации интерес к цифровизации будет расти и среди предприятий на других вертикальных рынках.

«Ключевыми критериями ИТ-проектов становятся ROI (Return on Investment, рентабельность инвестиций) и скорость time-to-market, — говорит Валентин Губарев, заместитель генерального директора по развитию бизнеса КРОК— В условиях экономической турбулентности бизнес стал критичнее смотреть на окупаемость ИТ-проектов». Если в 2021–2022 годах на волне цифрового энтузиазма компании активно запускали новые масштабные проекты, то с 2024 года многие пересмотрели портфели инициатив и поставили «на стоп» те активности, которые не очевидно приносили прибыльность в обозримой перспективе, отметил Валентин Губарев.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News