26 августа 2025 г.

Получение конкурентных преимуществ требует от компаний создания новых бизнес- и технологических процессов, для поддержки которых нужен специфический софт, который не купить «в коробке». До недавнего времени все ожидали бума indoor-разработки — таким прогнозам способствовало, например, распространение LCNC-платформ — но тренд пошел в другую сторону: ударными темпами растет популярность заказной разработки, предоставляемой как услуга внешними компаниями.

Оценим объемы

На заказную разработку и проектное ПО за 2024 год в РФ было потрачено более 150 млрд рублей, по данным исследования компании Б1. Это значительная часть из 638 млрд рублей, который составлял национальный рынок ИТ-услуг (без учета услуг информационной безопасности). Дальше, судя по всему, рост затрат на заказную разработку будет только расти. Почему так происходит?

Наличие внутренней команды разработки обеспечивает корпоративному заказчику ряд преимуществ: создание приложения обходится в зарплату штатных программистов, которые физических находятся рядом с заказчиками из разных отделов; а когда программисты близко, то договариваться с ними просто на всех этапах создания продукта. Однако при таком подходе существуют серьезные системные проблемы, решение которых оказывается или крайне дорогим, или технически сложнодостижимым даже для очень больших компаний.

Indoor-разработка: не только плюсы

При наличии современных средств разработки создать рабочее бизнес-приложение достаточно просто, но собственно разработка — только часть процесса. Например, нужно решать задачи с тестированием, причем как с функциональным, так и со связанным с ИБ. Для этого уже нужны не обычные «разрабы», а люди с иной профильной квалификацией. Найти нужных специалистов на рынке труда сегодня проблематично, а удержать еще сложнее.

Созданное приложение нужно интегрировать с другими компонентами корпоративного ИТ-рельефа, а для этого и решение должно получить ряд дополнительных элементов — от API до документации — а также нужно убедиться в совместимости с другим софтом, используемым компанией, что является сложным техническим вопросом. Также нужна хотя бы минимальная «служба поддержки» со стороны разработчиков.

Наконец, приложений, которые работают по принципу «поставил и забыл» практически не бывает. Пользователи будут требовать поддержки — несколько отличной от упомянутой, нужной для интеграции — желать новых функций, обращаться за обучением и т. д. В результате придется выстраивать «дорожную карту» для созданного приложения, а если заглядывать на несколько кварталов вперед, то требуется еще и документирование разработки, так как за это время с высокой вероятностью кто-то из «разрабов» уволится, унеся с собой знания о части кода.

В результате для создания приложений оказывается совершенно недостаточно организовать внутреннюю команду из нескольких программистов-энтузиастов во главе с тимлидом. Корпоративному заказчику придется инвестировать в полноценную современную структуру разработки, для которой нужны специалисты разных профилей — от организаторов TestOps до «саппортов». И эту всю эту немаленькую структуру нужно развивать, что также будет требовать регулярных инвестиций.

Корпоративные заказчики начинают считать деньги

Много ли компаний рискнут реализовать такие инвестиции в непрофильные активы, какими для большинства является внутренняя разработка, особенно при имеющейся стоимости денег? Сомнительно.

Конечно, есть и примеры успешных реализаций indoor-разработки. Например, застройщик «Самолет» создал собственную экосистему из многих приложений, которую успешно развивает много лет. Однако следует помнить, что компания, во-первых, была мотивирована. «В строительстве, где цена ошибки крайне высока, критически важен системный подход к контролю качества», — говорит Дмитрий Самоходкин, управляющий партнер «Самолет 10D», отмечая, что все решения проходят проверку на «прагматичность» — только подтвержденный бизнес-эффект является условием включения в платформу и доступности для клиентов. Во-вторых, это федеральный застройщик с огромными ресурсами, компаний такого масштаба в рублевой зоне совсем немного. В-третьих, «Самолет» начинал выстраивать внутренний центр разработки в радикально иных экономических условиях.

Сегодня же, когда массовые корпоративные заказчики в РФ понимают масштабы стоящих перед ними задач по организации indoor-разработки и естественным образом начинают интересоваться заказной разработкой, когда нужный софт создают профильные внешние компании. Это позволяет упростить процесс и, что важно, существенно сократить «time to market», а этот параметр важен для решений, создаваемых для внутреннего использования.

Коммерческая заказная разработка получает новый бустер

Причины, по которым коммерческая заказная разработка оказывается быстрее внутренней, очевидны. Компания, специализирующаяся на этом бизнесе, уже располагает отлаженными процессами, а конвейер разработки работает быстрее «группы энтузиастов». Такая компания может относительно легко нарастить количество специалистов, занятых в проекте. Наконец, специализирующиеся на заказной разработке владеют обширной кодовой базой — собственной, отлаженной и проверенной! — что позволяет переиспользовать код, а это также ускоряет разработку.

Но в последнее время крупные компании, занимающиеся заказной разработкой, получили еще один мощный бустер: «искусственный интеллект». Применение ИИ в заказной разработке позволило увеличить скорость создания приложений на 25% по сравнению с временами «до-ИИ», говорит Вла­димир Лав­ров, ге­нераль­ный ди­рек­тор Softine. Подчеркнем, что масштабное применение ИИ не противоречит перечисленным выше особенностям, это дополнительный источник повышения скорости и, соответственно, конкурентоспособности на рынке заказной разработки.

Разумеется, в данном случае ИИ как бустер разработки проблематично взять «с улицы», подготовка такого инструмента требует ряда предварительных действий. Во-первых, компании, занимающиеся заказной разработкой, нужные им ИИ-модели самостоятельно обучают — или до-обучают — на собственной кодовой базе, во-вторых, встраивают в имеющееся конвейеры разработки, в-третьих, создают дополнительные процедуры тестирования, учитывающие особенности использования ИИ для создания кода. При таком подходе риски от использования ИИ, который является инструментом «с нечеткой логикой», практически исключены. Но для небольших команд такие задачи оказываются слишком сложными — они не имеют ни квалификации, ни ресурсов для создания и развития таких инструментов, поэтому проигрывают крупным игрокам локального рынка заказной разработки.

Что дальше?

«Современное программное обеспечение, а также услуги по его внедрению, кастомизации и сопровождению — это не только инструмент повышения эффективности, но и основа цифрового суверенитета, технологической независимости и конкурентоспособности страны», — говорит Сергей Салов, партнер Группы компаний Б1.

Спрос на заказную разработку будет предсказуемо расти. Однако это вовсе не означает, что внутренняя разработка уйдет «в ноль» — для ряда задач ее возможности вполне достаточны, а близость «разрабов» к пользователям будет приятным дополнением к такому варианту. Собственные «программеры», погруженные в проблематику разных отделов, будут полезны в процессе постановки задач для заказной разработки, для кастомизации как продуктов, созданных «под заказ», так и тиражного ПО.

Будет меняться и сегмент заказной разработки. В стремлении оптимизировать инвестиции в разработку и максимально применить возможности переиспользования кода компании, занимающиеся заказной разработкой, упаковывают свои решения в полноценные продукты, добавляя в свою деятельность формат традиционного вендорского бизнеса. Так уже поступает, например, упомянутый «Самолет».

Заметим, что все эти процессы будут идти вне зависимости от «охлаждения экономики», ситуации с дефицитом госбюджета и прочих макроэкономических трендов. Развивать бизнес-процессы корпоративным заказчикам нужно, бороться за конкурентные преимущества — тоже, а все это требует создания программных инструментов «под заказ», уйти от этого невозможно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News