27 августа 2025 г.
Рассказывая журналистам о своей недавней встрече с Лип-Бу Таном (Lip-Bu Tan), нынешним главой Intel, и о том, что власти США стали рассматривать возможность превратить часть направленных на поддержку компании федеральных субсидий в принадлежащую государству долю в её капитале, президент Дональд Трамп (Donald Trump) назвал, разумеется, выдвинутое им предложение «великолепной сделкой». А заодно признал, что был чрезвычайно настойчив в ответ на неопределённое сперва обещание мистера Тана «подумать», — указывая на «ощутимое отставание Intel от других ИТ-компаний» и на потерю ею прежнего статуса ведущего чипмейкера планеты вследствие «дурного менеджмента на протяжении десятилетий».
Субсидии, о которых шла речь, — это, по сути, наследие прежней ещё администрации Белого дома; 5,7 млрд долл., выделенные в рамках CHIPS Act (но пока ещё не переведённые на счета компании) и 3,2 млрд долл. от Пентагона по программе «Тихая заводь» (Secure Enclave), призванной стимулировать локализацию на американской земле чувствительных с точки зрения национальной безопасности полупроводниковых производств; итого 8,9 млрд долл. Именно такую долю в капитале Intel Трамп рассчитывает сделать государственной, и момент для этого шага выбран, следует признать, идеально, — нынешние позиции компании на рынке настолько слабы, что эта в сущности скромная сумма (достаточно сравнить с биржевой оценкой стоимости Nvidia, которая в минувшем июле первой в мире пересекла
Впрочем, аналитики Morgan Stanley не склонны рассматривать столь щедрый жест со стороны администрации Трампа как чудодейственное средство, способное мигом поставить чахнущего чипмейкера на ноги и обеспечить тому возможность состязаться на равных с нынешним флагманом мировой полупроводниковой индустрии — тайваньской TSMC. Эксперты предупреждают, что восстановление позиций Intel на мировом рынке должно начаться с коренного пересмотра планов по развитию её микропроцессорных производств, и что быстрого решения здесь не существует. Для начала, полагают в Morgan Stanley, американскому чипмейкеру следовало бы умерить пыл в плане опережающего освоения всё более миниатюрных техпроцессов — и озаботиться стабилизацией своей доли в мировых поставках микросхем, которая в последние кварталы опасно снижается по всем направлениям; включая ключевые для компании сегменты серверных и ориентированных на ПК центральных процессоров.
Аналитики обращают внимание: форсированный переход Intel к технологическому процессу «Intel 4», сопровождавшийся сворачиванием выпуска «морально устаревающих» ЦП по производственным нормам «10 нм» и «7 нм», привёл к тому, что складские запасы изготовленных по этим нормам процессоров достаточно быстро оказались исчерпаны — тогда как с хвалёными чипами «Intel 4» перебоев в канале поставок ни разу не наблюдалось. Справедливости ради, следует отметить, что происходило это ещё при прежнем главе компании, не при нынешнем.
Такое поведение, подчёркивают в Morgan Stanley, свидетельствует о бесспорном превосходстве в глазах заказчиков «морально устаревших» с точки зрения производственных норм процессоров Intel перед слишком уж поспешно миниатюризированными новинками, — технологические преимущества которых оказались не слишком очевидны, надёжность снизилась, а цена выросла. Приводя этот пример, аналитики предупреждают, что если переход
Ситуацию значительно осложняет, как напоминают эксперты Morgan Stanley, пугающее отсутствие у Intel возможности сравнительно безопасно для себя ещё хотя бы раз сбиться с верного курса: ежегодно компания теряет до 10 млрд долл. живых денег (речь о прямых убытках, не о снижении в известной степени эфемерной рыночной капитализации), а сумма её задолженностей и инвестиций в ранее запланированные амбициозные проекты с е подлежащей пока объективной оценке отдачей уже превышает 20 млрд долл.
Да, аналитики видят для компании более или менее светлый путь, следование по которому приведёт её к удержанию нынешней доли на микропроцессорном рынке с постепенным её увеличением и к выходу на уверенные 60 млрд долл. годовой выручки, — но путь этот подразумевает отказ от резких движений вроде строительства новых фабрик или следования экономически не обоснованным правительственным директивам, буде таковые появятся.
Но и то, и другое, судя по всему, вполне вероятно: по информации источников The Wall Street Journal, «великолепная сделка» Трампа с Таном подразумевает прямое понуждение со стороны государства крупных заказчиков на территории США к приобретению чипов Intel, изготовленных по самым передовым производственным нормам. Для сравнения стоит отметить, что правительство непризнанного Тайваня — крупнейший акционер пресловутой TSMC, однако в дела компании оно практически не вмешивается, предпочитая создавать для неё оптимальные операционные условия и полагаясь на профессионализм её инженеров и менеджеров — что, как можно судить по результатам, вполне себя оправдывает.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News