28 августа 2025 г.
Контент — основа успеха любой EdTech-компании. От его качества, актуальности и структуры зависит удовлетворенность пользователей, а значит — и возврат инвестиций. При этом структура затрат на контент в разных сегментах EdTech различается: если для компаний, создающих онлайн-курсы, ключевым является продакшн и методическая разработка, то для библиотечных и агрегаторских сервисов — интеграция, поддержка фонда и сервисы для пользователей.
Самые затратные процессы в интеграции образовательного контента
Ключевые статьи расходов в EdTech в сегменте электронной библиотеки, агрегатора учебной литературы для образовательных организаций распределяются иначе, чем в компаниях, создающих онлайн-курсы.
- Разработка продукта — основное внимание здесь сосредоточено не на создании контента с нуля, а на интеграции изданий в электронную среду образовательной организации. Это включает размещение оцифрованных изданий, структурирование текстов, разработку поисковых инструментов, а также интерфейсов для удобной работы студентов и преподавателей.
- Поддержка и обновление фонда — регулярное расширение базы за счет новых учебников и монографий, обновление устаревших изданий. Сюда же входит работа с издательствами и правообладателями.
- Сервис и синхронизация — это техническая поддержка пользователей, интеграция платформы с университетскими электронными информационно-образовательными средами, LMS, а также развитие сервисов аналитики и статистики, которые позволяют вузам отслеживать эффективность использования ресурсов.
Как экономить на контенте
1. Использовать UGC (контент, который создают пользователи)
В корпоративном обучении — это материалы, создаваемые или отбираемые самими сотрудниками. Такой подход снижает нагрузку на методистов и позволяет быстрее масштабировать обучение. При этом скорость обновления курсов увеличивается почти вдвое: материалы корректируются «по ходу», без долгих согласований.
К примеру, в МТС создали внутреннюю платформу, где сотрудники делятся знаниями. За год на ней появилось 39 блогов, где в среднем публикуется 1,5 статьи в день, с охватом около 2 500 читателей.
В РЖД запустили конструктор курсов на базе UGC, где своим опытом делятся лучшие специалисты внутри компании. Перед публикацией курс проходят два этапа проверки: эксперт с точки зрения бизнеса и методолог.
В результате у компании появились курсы разного уровня и направленности — от простого обмена опытом до расширенной программы повышения квалификации с менторством и практикой.
У такого подхода есть свои риски: пользовательский контент может быть «сырым», плохо структурированным и сложным для восприятия. Поэтому его необходимо фильтровать, модерировать и «упаковывать» под нужный формат: например, вебинар или лекция. На помощь приходят автоматизированные инструменты (например, ИИ-сервисы), которые снижают затраты на контроль качества.
2. Объединять ресурсы и запускать коллаборации
Совместное использование контента между платформами помогает избежать дублирования и дополнить обучающий контент друг друга. Интеграцию упрощают SCORM и xAPI — единые стандарты для создания и распространения электронных курсов, которые активно применяют и российские edtech-компании. В мировой практике известны случаи, когда внедрение xAPI позволило сэкономить 2,92 млн долларов и 670 тыс. часов.
Один из примеров сетевого взаимодействия в сфере высшего образования — «Консорциум СЭБ», который объединяет на единой платформе издания от 421 вуза для взаимного использования. Всем участникам консорциума бесплатно доступно 88 500 наименований образовательного контента, который они сами же издали и передали в общий фонд проекта: учебники, учебные пособия, монографии, задачники, практикумы, сборники научных конференций и т. д. по всем областям знаний.
3. Применять ИИ-инструменты для автоматизации
Генерация тестов, сценариев лекций, адаптивных подсказок при помощи нейросетей сокращает время разработки учебных материалов на
Например, компания Itorum MR запустила систему, преобразующую корпоративные документы в учебные курсы — это сокращает время разработки на
SkillFlow внедрила Google Cloud AI (на базе Gemini) для создания обучающего контента и сократила операционные издержки на 40%, ускорила разработку и обновление курсов в два раза, снизила отток студентов.
Skyeng интегрировала генеративный ИИ в образовательную платформу, чтобы автоматизировать проверку домашних заданий и адаптацию учебных материалов под каждого ученика. Это позволило снизить нагрузку на преподавателей, ускорить обратную связь для студентов и повысить вовлеченность в обучение.
С помощью разработки ЭБС «Лань» — специального бесплатного плагина «Конструктор электронных курсов» для LMS Moodle, преподаватель может «бесшовно» интегрировать образовательный контент из электронной библиотеки (конкретные параграфы учебников, статьи или видеоролики) в состав электронного курса. Плагин с помощью нейросети выполняет самую трудоемкую часть работы: анализирует запрос преподавателя и мгновенно подбирает релевантные материалы. В результате подготовка курса сокращается для преподавателя втрое. Сегодня «ЭУК-конструктор» используют более 200 вузов.
4. Использовать шаблоны и типовые задания вместо уникальных разработок
Стандартизация структур курсов, тестовых вопросов и дизайна уменьшает трудозатраты: не нужно разрабатывать все с нуля, достаточно собрать курс из готовых блоков. В результате методисты и дизайнеры работают не над уникальной разработкой, а над адаптацией и сбором материалов в шаблон. Это снижает нагрузку и ускоряет выпуск.
Похожим образом устроен редактор курса на платформе GetCourse: в нем можно собрать курсы из типовых блоков: видео, текст, аудио, тесты, опросы, презентации, документы — все через удобный визуальный интерфейс. Сценарии подачи уроков можно стандартизировать: к примеру, запускать модули по расписанию, чтобы участник не перегружался сразу. Есть готовые шаблоны для сертификатов: дизайн фона, логотип, ФИО, название курса, дата выпуска.
В библиотечном сегменте стандартизация работает иначе: ЭБС предоставляет готовые структурированные блоки знаний (учебники, задачи, практикумы, статьи), которые преподаватели быстро интегрируют в курсы через LMS. Это снижает трудозатраты и ускоряет запуск.
5. Обновлять неактуальный контент вместо создания с нуля
Образовательные продукты в некоторых отраслях — таких как ИТ — быстро устаревают. Но вместо того, чтобы переделывать курс с нуля, можно актуализировать лишь отдельные блоки. Это позволит избежать самых затратных этапов разработки и продакшна, уменьшить сроки запуска и направить освободившиеся ресурсы на развитие новых форматов, автоматизацию или улучшение методики.
Что касается академической литературы, то она переиздается, а это важно при наполнении ею онлайн-курса, чтобы тот содержал ссылки на актуальные знания и примеры.
Когда оптимизация работает против
Даже самые технологичные решения могут привести к потерям, если внедряются без стратегии.
- Работа с фондом литературы требует баланса между автоматизацией и экспертизой человека. Алгоритмы помогают обрабатывать и структурировать большие массивы данных, но без редакторов и специалистов, которые проверяют качество оцифровки, корректность метаданных, можно столкнуться с ошибками, снижающими доверие к ресурсу.
- Цифровизация без учета пользовательского опыта снижает ценность ресурса. Качество UX и удобная «упаковка» контента — не менее важны, чем широта самой базы. Неудобный интерфейс или поиск, работающий неинтуитивно, может вынудить пользователя предпочесть другой ресурс.
Вывод
Затраты на образовательный контент в EdTech можно существенно сократить — за счет автоматизации, ИИ, регулярного обновления материалов и стандартизации процессов. Эти подходы не только позволяют снизить стоимость разработки, но и ускорить запуск курсов и увеличить их масштабируемость, при этом сохраняя высокое качество и актуальность.
Но подходить к оптимизации нужно с умом: без четкой стратегии и учета пользовательского опыта она может привести к репутационным и финансовым потерям из-за низкого качества образовательных продуктов. Баланс между технологиями и экспертностью человека — формула устойчивости EdTech в 2025 и дальше.
Источник: Александр Никифоров, генеральный директор EdTech-компания «Лань»