5 сентября 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Распределение лиц, защитивших кандидатскую диссертацию в диссертационных советах. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует динамику выпуска из аспирантуры с защитой и обсуждает необходимость нового подхода к оценке системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

За последние 15 лет российская аспирантура претерпела ряд серьезных изменений: были пересмотрены требования к программам подготовки, аспирантам и их работам, диссертационным советам и многое другое. При этом подход к оценке эффективности аспирантуры остался прежним — суждения о том, насколько хорошо она работает, традиционно базируются на измерении доли выпущенных из аспирантуры с защитой кандидатской диссертации.

Величина этого показателя с 2010 г. снижается. В 2024 г. численность выпущенных аспирантов, которые успели пройти защиту в период подготовки, составила 1,7 тыс. чел., что на 5,6% больше, чем в 2023 г., но их удельный вес в общем выпуске снизился с 11,2% до 10,5% (рис. 1). Анализ данных статистики и социологических опросов, а также зарубежного опыта показывает, что такая динамика свидетельствует не о кризисе аспирантуры, а о необходимости переосмысления подхода к ее оценке.

Поступление в аспирантуру все чаще становится осознанным выбором, а не ожидаемым шагом после окончания вуза. В результате возрастная структура обучающихся трансформируется: если в 2010 г. 15,2% аспирантов были старше 30 лет, то в 2024 г. — уже 33%. В этом возрасте обязательства по подготовке кандидатской диссертации неизбежно накладываются на задачи по выстраиванию карьеры, содержанию семьи, особенно в условиях, когда средняя стипендия аспиранта не достигает и прожиточного минимума. Опросы, проведенные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2022 г., показали, что 91% аспирантов имели постоянную работу или регулярные приработки (почти треть из них работали одновременно в двух местах). Именно необходимость совмещать аспирантскую деятельность с работой выступала главным фактором, который мешал подготовке и защите диссертации.

Под влиянием этих и других причин с 2010 г. растет число лиц, защитивших кандидатские диссертации уже после выпуска из аспирантуры. По данным Росстата, в 2024 г. на их долю приходилось 45,5% проведенных защит (рис. 2). В 2010 г. величина этого показателя составляла 26.3%, а почти 40% защит проходили во время обучения или вскоре после его завершения (против 27,1% в 2024 г.). Данные опроса выпускников аспирантуры 12 российских вузов подтверждают статистику: среди респондентов, защитивших диссертации до 2015 г. включительно, 77% сделали это во время обучения или в течение года после его завершения, после 2015 г. таких оказалось уже меньше — 60%.

Увеличение сроков подготовки диссертации — общемировой тренд. По данным опроса университетов — членов Европейской ассоциации университетов, в 2019 г. только 7% защит прошли в течение трех лет после поступления на программу PhD (эквивалент аспирантуры), что по срокам соответствует длительности значительной части аспирантских программ в России. В США, по данным за 2021 г., средний период между поступлением и получением ученой степени составляет 7,3 года. Именно этот показатель — time-to-degree (время до получения степени) — используется в отдельных странах для мониторинга деятельности программ подготовки.

С учетом изменений самой системы аспирантуры, экономических и социальных реалий существует необходимость выработки нового подхода к оценке эффективности аспирантуры. Альтернативой могла бы стать доля защитивших кандидатскую диссертацию — вне зависимости от срока подготовки — в общей численности выпуска. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ и ННГУ, с учетом тех, кто защищается за пределами нормативных сроков, реальная эффективность российской аспирантуры может превышать текущие формальные показатели в 2,5 раза.

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.

Источник: Анастасия Миронова и Екатерина Стрельцова, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ