13 октября 2025 г.

Усложнение экономической ситуации вносит изменения даже в тренды, недавно выглядевшие стабильными. В секторе услуг PMI (см. врезку) оказался одним из худших показателей за последние три года, сообщают «Известия».

Затяжное падение в заказах

Индекс PMI для сервисов по итогам сентября составил 47 пунктов, по данным S&P Global, что указывает на спад в сегменте. Индекс PMI для рассматриваемой сферы оказался одним из худших показателей за последние 3 года. Его динамика свидетельствует о серьезном замедлении экономики уже в реальном времени: полученные данные по услугам — текущий индикатор, а не опережающий, отмечают эксперты.

Падение индекса, указывающего на активность «в сервисах», идет уже 3 месяца подряд, в августе PMI достиг нейтрального значения в 50, но, как видно, падение продолжается. Заметим, что для других секторов PMI тоже падает. Например, для обрабатывающей промышленности в сентябре PMI составил 48,2 пункта, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные S&P Global. В августе для обрабатывающих отраслей значение PMI было 48, но ухудшение операционных условий в секторе продолжено в сентябре. Однако все не так плохо: в июле этот показатель для обрабатывающей промышленности падал до 47.

PMI (Purchasing Managers’ Index) или «индекс деловой активности» составляют ежемесячно на основе опросов, проводимых среди руководителей отделов закупок. Значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост активности, ниже 50 — на спад. Значение, равно 50, означает отсутствие динамики в рассматриваемом сегменте экономики.

«Сервисное потребление»: преимущества и возможности все те же...

Сервисный сегмент включает разноплановые услуги — от клининга до вывоза строительного мусора. В ИТ спектр сервисов тоже широк, происходящее в «облаках» и bare metal будет несколько отличаться от динамики в SOC-as-a-Service или в «печать как услуга». Однако общие процессы, протекающие в сегменте, отражаются и на интересующих нас ИТ-сервисах.

Базовые преимущества сервисной модели сохранены: перекладывание задач на профессионалов, которые в большинстве случаев могут обеспечить результат быстрее и качественнее, а часто еще и дешевле, чем внутренние сервисы компании. Есть и другие приятные особенности.

Иногда использование сервисов позволяет оптимизировать затраты. «Переход на OPEX-модель снижает барьеры для внедрения, позволяя концентрировать ресурсы на бизнес-задачах, а не на управлении ИТ», — напоминает Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса M1Cloud. Однако такая форма оптимизации при переходе «на сервисы» это все же частный случай.

В современных условиях важно обеспечение сервисной моделью высокого уровеня гибкости. При необходимости можно нарастить или уменьшить потребление нужных сервисов. Последнее оказывается особо актуальным в текущей ситуации, которую характеризует высокая степень непредсказуемости.

...но есть проблемы с потребностями

Новых клиентов «на сервисы» становится все меньше, отмечают игроки сегмента, а имеющиеся неохотно расширяют и номенклатуру потребляемых услуг, и их объемы. Более того, оценивая экономические перспективы, компании начинают оптимизировать затраты, в том числе, экономя на сервисах.

Покупательная способность падает «снизу доверху» — как в В2С (см. врезку), так и в В2В/B2G — что влияет на все структуры, задействованные в цепочках поставок. Конечно, ситуация неоднородная, зависящая от региона, вертикального рынка, конкретной компании и других факторов, но все же сложная.

Россиянам не хватает зарплат: не интересуются подработками только 25% работающих респондентов, опрошенных в ходе исследования SuperJob.ru, 23% уже имеют подработку, а еще 52% россиян пока не имеют дополнительного источника дохода, но хотели бы найти. Динамика зарплат разнонаправленная: за первое полугодии 2025 года у 55% россиян зарплаты выросли, у 11% остались прежними, у 34% снизились, при этом у 7% работающего населения упали более чем в 2 раза, сказал Герман Греф, глава «Сбербанка» журналистам на Финансовом конгрессе Банка России в Санкт-Петербурге, сообщает Forbes.

«...Да здравствует сервис!»

«Охлаждение» экономики приводит к уменьшению покупок товаров — как изделий, так и сервисов. Меньше объем потребления продукции, выпускаемой компанией, — меньше ресурсов нужно для создания добавленной стоимости, но и меньше доходов. Это справедливо как для частных лиц, так и для коммерческих компаний. В таких условиях игроки рынка — как частные лица, так и компании — скорее будут предлагать сервисы, чем покупать их.

Компании активно ищут дополнительные «подработки» для увеличения прибылей, что позволило бы повысить утилизацию имеющихся ресурсов — от складских до «айтишных» — но не у всех это получается. Наиболее продвинутые давно выделяют сервисные подразделения в отдельные дочерние структуры, позволяя им оказывать услуги как материнской компании, так и внешним заказчикам.

Многие переходят на сервисную модель внутри: переводят отделы «на хозрасчет», что позволяет как минимум улучшить контроль за расходами на это направление (и подготовить процессы к предыдущему варианту — возможному выделению отдела в дочернюю структуру). Системы класса ITSM/ESM в этом помогают, поэтому спрос на корпоративный софт данного типа должен вырасти. Заметим, что такие системы могут объединять управление сервисами как от собственных подразделений, так и от внешних поставщиков, обеспечивая учет и контроль.

Что дальше

Развитие национальных ИТ-сервисов продолжится. На первый план должны выйти проекты, связанные с повышением производительности, накоплением данных, их хранением и прочими операциями по управлению ими, глубокой аналитикой данных для data driving и пр.

«Бизнес активно ищет инструменты, которые позволят ему получить конкурентное преимущество», — говорит Дмитрий Гуляев, директор Ассоциации электронных коммуникаций.

В зависимости от ситуации проекты будут строить как «on-prem», так и «на сервисах», сочетая эти варианты для оптимизации трат и ускорения процессов.

В сегменте сервисов «ушедших товаров» было относительно немного. В силу географической распределенности заказчиков и необходимости учета локальных особенностей сервисами занимались местные ИТ-компании, что определило высокую зрелость сегмента.

Этому сегменту, конечно, тоже нездоровится, но, судя по всему, он продолжит демонстрировать показатели выше ИТ-рынка. В рамках позитивного сценария этого года, о котором пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные аналитической компании «Эйлер», рост локального ИТ-рынка может замедлиться до 10% (против 15-20% годом ранее), а при этом объем продаж ПО и ИТ-услуг вырастет на 14%. К данным цифрам следует относиться осторожно: даже если такая динамика и будет достигнута, как отмечают аналитики, то во многом благодаря инфляции. На рост цен в сервисах кроме «обычной инфляции» окажут влияние изменения в условиях возврата НДС при покупке российского софта и ужесточения в налоговой политике.

Однако альтернативы для продолжения перехода «на сервисы» в потреблении ИТ-услуг у корпоративных заказчиков нет. Данный тренд будет продолжен в силу ряда причин как технического и экономического характера, так и для минимизации рисков, связанных с регуляторикой.

При современной динамике в экономике выращивать компетенции внутри компании с экономически оправданными параметрами и, главное, с нужной скоростью, далеко не всегда может получаться даже у корпоративных заказчиков размера large enterprise. Поэтому сегмент ИТ-сервисов, скорее всего, продолжит падение, но ситуация в нем будет все же лучше, чем в целом по ИТ в рублевой зоне.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News