14 октября 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Повестка научно-технической политики зарубежных стран-лидеров* во IIквартале 2025 года (семантическая карта). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Структура повести научно-технической политики стран-лидеров во II квартале 2025 года. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе мониторинга мировой повестки научно-технической политики, проводимого при помощи системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, проанализировал более чем 150 государственных инициатив, запущенных с апреля по июнь 2025 г. в 24 ведущих странах.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта. Ее база источников включает более 850 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников) и продолжает пополняться. В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.

Во втором квартале 2025 г. набор ключевых тем, которые нашли отражение в научно-технической политике зарубежных стран, претерпел незначительные изменения в сравнении с прошлым периодом. При этом вновь были выделены шесть ключевых направлений, обобщающих наиболее значимые вопросы повестки, а именно: устойчивое развитие, внедрение технологий, поддержка исследований, подходы к государственному регулированию развития науки и технологий, повышение конкурентоспособности, а также формирование компетенций, необходимых для успешного решения соответствующих этим направлениям задач (рис. 1).

Страны по-прежнему большое внимание уделяют поддержке исследований (1-е место, рис. 2) и исследователей, включая различные меры по повышению привлекательности карьеры ученого. Например, в Испании Государственное исследовательское агентство способствует удержанию кадров высшей квалификации в производственном секторе, предоставляя трехлетние гранты научным работникам и аспирантам — сотрудникам (преимущественно малых) компаний. В Республике Корея молодых исследователей с ученой степенью (постдоков) со всего мира привлекают к работе восьми групп, проводящих передовые исследования в области искусственного интеллекта (ИИ). Ряд программ нацелен исключительно на зарубежные таланты: у вузов Финляндии появилась возможность претендовать на дополнительное финансирование для найма ведущих иностранных ученых, в Норвегии и Швеции для таких специалистов разрабатывается новая линейка исследовательских грантов. Другим приоритетом остается создание инфраструктуры для проведения или повышения результативности исследований, что выражается в финансировании расширения вычислительных мощностей, доступных для ученых (как, например, в США), а также в запуске центров для обмена знаниями и налаживания сотрудничества при проведении междисциплинарных исследований (Нидерланды).

Широкий спектр инструментов политики направлен на стимулирование перехода к устойчивому развитию (2-е место). В ряде случаев речь идет о создании специализированных фондов, инвестирующих в стартапы, связанные с возобновляемой энергетикой, декарбонизацией транспортной отрасли или технологических процессов в промышленности (Австралия, Бразилия). Австрия продвигает две «климатические» инициативы, одна из которых предполагает достижение углеродной нейтральности объектами городской инфраструктуры, а вторая — целевую поддержку компаний и исследовательских организаций в разработке энергоэффективных технологий. Власти Великобритании запустили четыре новых исследовательских центра, призванных объединить усилия ученых и индустриальных партнеров при разработке инновационных подходов к созданию устойчивых производственных систем, переработке отходов и снижению зависимости от ископаемого топлива. Самый масштабный в истории страны проект по улавливанию, транспортировке и хранению углерода реализует Норвегия. В свою очередь, Япония и Республика Корея активно участвуют в формировании рынков водорода, развивая для этого как физическую инфраструктуру, так и платформы для торговли произведенной с его использованием электроэнергией.

В сфере государственного регулирования (3-е место) заметным трендом стала интенсификация международного сотрудничества, в том числе в космической отрасли. Так, Бразилия и Китай планируют совместный запуск спутников, а Швеция получит возможность использовать американские ракеты-носители на своей территории. В то же время вводятся новые нормы и правила, призванные определить траектории дальнейшего научно-технологического развития. Здесь следует отметить принятие в США «Золотого стандарта науки», предусматривающего соблюдение принципов прозрачности, воспроизводимости и беспристрастной экспертной оценки при проведении исследований за счет государства; вступление в силу в Республике Корея закона о поддержке синтетической биологии; разработку в Ирландии «Хартии цифровой инклюзии», направленной на обеспечение равного доступа компаний и граждан к передовым информационным технологиям. Некоторые меры направлены на повышение эффективности самой системы государственного управления. К примеру, правительство Канады реализует для лиц, принимающих решения, программу обучения использованию ИИ. Фламандским (Бельгия) госучреждениям, планирующим приобрести и апробировать инновационные решения актуальных для них задач, предоставляется консультационная помощь по вопросам оформления таких закупок, а при достаточном уровне новизны и ожидаемой эффективности — софинансирование вплоть до половины стоимости закупки. Улучшить общие условия технологического развития помогают очень разные инициативы — от схем льготного кредитования исследований и разработок (Индия) до онлайн-инструментов, облегчающих поиск патентной информации (Великобритания).

Отдельный набор мер применяется для ускоренного внедрения технологий (4-е место) в наиболее значимых для экономики и общества областях. Так, в Австралии, Испании и Бразилии запущены программы поддержки малого бизнеса и стартапов, создающих прорывные инновации в сфере здравоохранения. Финляндия и США способствуют распространению и безопасному использованию технологий беспроводной связи нового поколения. В Швейцарии открылся центр космических технологий, результаты деятельности которого в части квантовых технологий и материаловедения, как ожидается, найдут широкое применение в европейской экономике. Нацеленная на достижение лидерства в технологиях ИИ Республика Корея инвестирует большие бюджетные средства в проект по наращиванию выпуска полупроводников.

При выработке мер политики по формированию компетенций (5-е место) все большую роль в ведущих странах играет развитие технологий ИИ. Так, во Франции в рамках цифровизации образования реализуется проект по разработке ИИ-помощника для студентов, преподавателей и административного персонала образовательных учреждений. Республика Корея направляет будущих специалистов по полупроводникам для ИИ на обучение и прохождение практики в профильных зарубежных вузах мирового класса. Индия расширяет кампусы технологических институтов, увеличивая количество мест для обучения и развивая инфраструктуру относящихся к этим институтам технологических парков с целью укрепления связей между наукой и бизнесом.

Наконец, в интересах повышения конкурентоспособности (6-е место) страны минимизируют затраты бизнеса, сопряженные с инновационной деятельностью. В США планируют снижать издержки развития ИИ за счет совместного размещения на землях министерства энергетики центров обработки данных и новой энергетической инфраструктуры; данная мера предполагает, в частности, ускоренную выдачу разрешений на ввод новых энергетических мощностей. Португалия обеспечивает стартапам и малому бизнесу доступ к суперкомпьютерам. В Дании реализуют программу поддержки МСП при регистрации товарных знаков и оформлении прав на промышленные образцы. Правительство Швеции представило новую промышленную стратегию, акцент в которой сделан на обеспечении технологического лидерства, устойчивости цепочек поставок, развитии растущих отраслей экономики, в том числе за счет целевой поддержки центров превосходства и стратегически значимых технологических областей.

В целом анализ мировой повестки научно-технической политики во втором квартале 2025 г. фиксирует ранее выявленные ключевые тенденции: прежде всего речь идет о растущем влиянии ИИ на все сферы жизни, усиливающейся конкуренции за таланты в сфере науки и технологий и сохранении актуальности проблемы перехода к устойчивому развитию.

Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год

Источник: Сергей Бредихин и Мария Сварчевская, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ