15 октября 2025 г.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает используемые в странах ЕС, США и Китае механизмы привлечения и удержания ученых.

ЕС: единое финансирование и академическая мобильность

Главным инструментом Евросоюза, продолжающего делать ставку на масштабные программы финансирования и академическую мобильность, остается «Горизонт Европы» — крупнейшая в мире научная программа с бюджетом 93,5 млрд евро (8,7 трлн руб.) на 2021–2027 гг. Распорядитель ее средств — Европейский исследовательский совет (ERC) — выдает индивидуальные гранты в размере от 1,5 до 10 млн евро (139–926,8 млн руб.) на создание научных групп и проведение исследований в приоритетных областях. Не менее важны для обеспечения мобильности и обмена опытом стипендии имени Марии Склодовской-Кюри (Marie Skłodowska-Curie Actions, MSCA), по линии которых финансируются двух- и трехгодичные исследования постдоков и переезд ученых из одной европейской страны в другую.

Власти ЕС активно подчеркивают социальную стабильность научной карьеры (исследователи имеют право на медицинскую страховку, пенсионные накопления и длительный оплачиваемый отпуск, что особенно важно для ученых с семьями), однако ее финансовая привлекательность остается ограниченной: постдоки в Западной Европе получают 35–45 тыс. евро в год (3,24–4,2 млн руб.), что примерно в полтора раза ниже американских ставок. Чтобы компенсировать разрыв, отдельные государства запускают собственные инициативы. Например, Германия через Службу академического обмена (DAAD) ежегодно поддерживает более 100 тысяч исследователей и студентов, а Франция в рамках программы Make Our Planet Great Again («Сделаем нашу планету снова великой») выделяет до 1,5 млн евро на климатические и энергетические проекты.

Весной 2025 г. Евросоюз объявил о запуске инициативы Choose Europe for Science («Выбирай Европу для науки»), призванной укрепить престиж европейской науки в целом и сделать регион более привлекательным под углом выбора долгосрочной карьеры в этой сфере. Новая кампания станет дополнительным инструментом финансирования: в ее рамках Евросоюз выделяет 500 млн евро (46,3 млрд руб.) непосредственно на меры по привлечению и удержанию исследователей от переезда в другие страны (акцент делается на устойчивом развитии, мультикультурности и демократичности академической среды в странах ЕС). Одна из ключевых новаций — «супергранты» — семилетние гранты ERC ведущим исследователям, в том числе тем, кто готов переехать в Европу. К другим нововведениям, которые ЕС запускает по линии стипендий имени Марии Склодовской-Кюри, относится пилотная программа с годовым бюджетом 22,5 млн евро (2,1 млрд руб.), ориентированная на постдоков и исследователей на ранних этапах карьеры и предусматривающая более продолжительные контракты. Помимо этого, ЕС намерен удвоить дополнительное финансирование в рамках грантов ERC для ученых, которые переезжают в Европу. Если раньше исследователи сверх обычного гранта для покрытия расходов на переезд или организацию лаборатории могли получить до 1 млн евро (92,7 млн руб.), теперь этот порог повышается до 2 млн евро (185,4 млн руб.); доплата выделяется пропорционально на период действия гранта, максимальный срок которого составляет пять лет.

Резюме: европейская модель привлечения и удержания ученых опирается прежде всего на единый механизм общеевропейского финансирования науки и свободное перемещение кадров внутри ЕС. При этом сравнительно невысокие зарплаты для молодых исследователей и сложный карьерный рост остаются ее недостатками.

США: визы, рынок и связка с бизнесом

Модель США, которые пока остаются главным мировым центром притяжения научных кадров, основана на трех взаимосвязанных механизмах: визовой открытости, высокой оплате труда и тесной интеграции науки и бизнеса.

Визовая система открывает исследователям относительно простой вход на американский рынок: ежегодно выдается до 85 тысяч виз H-1B для высококвалифицированных специалистов, среди которых значительная доля ученых и инженеров. В сентябре 2025 г. с подачи президента Трампа ввели новую меру: работодателей, привлекающих посредством данного инструмента нужных им специалистов, обязали вносить разовую выплату в размере 100 тыс. долл. (8 млн руб.) при подаче каждого нового запроса на выдачу такой визы. Эта политика инициирована с целью ограничить злоупотребления и скорректировать рынок труда, при этом не затрагивает уже выданные визы. Дополнительно активно используются визы J-1 для постдоков и O-1 для исследователей с выдающимися достижениями. В последние годы обсуждается возможность автоматической выдачи грин-карт всем выпускникам американских PhD-программ по STEM-направлениям, что может радикально упростить закрепление кадров.

Финансовая сторона научной карьеры в США также привлекательна. Доход преподавателей, работающих в должности с перспективой получения постоянной профессорской ставки, в ведущих университетах составляет 80–100 тыс. долл. в год (6,4–8 млн руб.), а средняя зарплата постдока — 55–65 тыс. долл. (4,4–5,2 млн руб.). Организации, ученые и научные коллективы могут еще получать гранты от сотен фондов и некоммерческих организаций, финансирующих исследования. Так, крупнейший Национальный научный фонд (NSF) в 2024 г. располагал бюджетом около 9 млрд долл. (720,6 млрд руб.). Ключевые законодательные инициативы, такие как CHIPS and Science Act, добавили еще 52,7 млрд долл. (4,2 трлн руб.) на развитие полупроводниковой отрасли и подготовку специалистов. Университеты конкурируют за молодых ученых, предлагая пакеты релокации до 20 тыс. долл. (1,6 млн руб.) и финансирование лабораторий, а частный сектор — от Google Research до Pfizer — активно переманивает исследователей, предоставляя опционы и гораздо более высокие зарплаты, чем в академической среде.

Резюме: американская модель сочетает гибкость иммиграционной политики, высокие зарплаты и мощный приток частных инвестиций, обеспечивая ученым не только академическую карьеру, но и быстрый выход в индустрию.

КНР: системная стратегия и щедрые выплаты для ученых

Китай в течение последних десятилетий реализует системную государственную политику в области поддержки научных кадров. На возвращение китайских ученых и привлечение иностранных специалистов нацелен ряд масштабных инициатив, в частности программы «Цимин» (в 2023 г. сменила многолетнюю программу «Тысяча талантов») и «Чанцзян», а также региональные проекты. Механизм прост и заключается в весьма щедрых выплатах: профессору или ведущему исследователю предлагают годовую зарплату около 1 млн юаней (11,1 млн руб.), грант на запуск лаборатории в размере от 1 до 3 млн юаней (11,1–33,4 млн руб.), жилищные субсидии и гарантированный штат аспирантов и ассистентов.

Университеты Цинхуа и Пекинский, а также Китайская академия наук значительно поднялись в международных рейтингах во многом благодаря агрессивной политике привлечения кадров. Китайские ученые получали крупные денежные бонусы за публикации в ведущих международных журналах, таких как Nature и Science (средняя выплата составляла 43 тыс. долл. (3,4 млн руб.); максимальная достигала 165 тыс. долл. (13,2 млн руб.)), однако эта практика была официально отменена государством в 2020 г. Сейчас критерии оценки работы ученых сфокусированы на качестве и значимости исследований, а не на количестве публикаций. Бонусы и премии могут сохраняться лишь на региональном или институциональном уровнях, либо через косвенные стимулы. За регистрацию патентов сохраняются скромные материальные поощрения в размере 1,5–4 тыс. юаней (16,7–44,5 тыс. руб.); в случае коммерциализации доход за патент может превышать 10 млн юаней (111,2 млн руб.). Помимо этого, в последние годы Китай запускает новые программы для привлечения и удержания молодых ученых из-за рубежа. С 2021 г. действует Фонд поддержки выдающихся зарубежных молодых ученых с финансированием 1–3 млн юаней (11,1–33,4 млн руб.) на три года для исследователей, работающих в приоритетных технологических направлениях — от искусственного интеллекта и квантовых технологий до биомедицины и энергетики.

Резюме: китайский механизм строится на щедрых материальных стимулах, институциональной поддержке и национальном престиже. При этом строгий государственный контроль и ограничения академической свободы остаются барьером для полной международной интеграции, но для многих исследователей именно масштаб ресурсов перевешивает возможные издержки.

Комментирует Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Конкуренция за таланты остается мейнстримом государственной политики всех стран — технологических лидеров. Для России, которая также стремится обеспечить первенство и суверенитет в науке и технологиях, критически важно выстроить комплексную систему привлечения, удержания и развития талантов в этой сфере. Она должна включать, как минимум, следующие базовые элементы: 1) достойный размер оплаты труда ученых (в ведущих странах он значимо превышает среднюю по экономике) и четкие карьерные перспективы (в частности, в США и ряде других стран это система постоянных исследовательских (профессорских) позиций с высоким уровнем зарплат (tenure track)); 2) эффективную систему привлечения зарубежных талантов: специальные визы, механизмы софтлендинга и поддержки иностранных исследователей в России; 3) обеспечение достаточного числа грантовых программ для ученых на всех основных стадиях их карьеры, включая инициативы, ориентированные на поддержку взаимодействия науки и бизнеса».

Источники: официальные документы ЕС, США и Китая; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.

Источник: Заур Мамедьяров, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ