16 октября 2025 г.

Рис. 1.Индекс восприятия предпринимательства и индекс предпринимательской готовности

К малому и среднему бизнесу в России относятся очень хорошо. Чаще всего желание завести собственное дело демонстрируют мужчины молодого и среднего возраста.

  • Индекс восприятия предпринимательства составил 84 пункта из 100 (2009 г. — 73,7 п.); индекс предпринимательской готовности — 33,5 пункта из 100 (2009 г. — 30,9 п.).
  • Основной мотив отказа от открытия своего дела — «бизнес — это не мое» (35% среди тех, кто не хочет свое дело).
  • Среди направлений для открытия бизнеса россияне чаще называли торговлю (15% от тех, кто планирует), сельское хозяйство (12%) и сферу услуг (11%).

Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового опроса россиян об отношении к предпринимательской деятельности.

И свечной заводик свой заведем...

История бизнеса в современной России непроста: он развивался в условиях экономических трансформаций, неоднозначного общественного восприятия, кризисов и высокой регуляторной нагрузки. Последние 15 лет индекс восприятия предпринимательства уверенно рос и закрепился на высоком уровне, для большинства он стал позитивно воспринимаемой частью экономики.

И если еще десять лет назад многие респонденты выбирали ответы «скорее хорошо», оставляя пространство для сомнений, то сегодня большинство уверенно называет вариант «хорошо», то есть доверие бизнесу в целом стало более определенным. Единственное поколение, чье отношение к бизнесу осталось сдержанным, — это поколение оттепели: видимо, дает о себе знать память о другом экономическом укладе.

На низком стартапе

Интерес к бизнесу в России в долгосрочной перспективе растет, но колеблется в зависимости от экономической ситуации. За последние 15 лет в России выросла доля тех, у кого уже есть собственный бизнес, сегодня это почти каждый десятый. Но предпринимательская «мечта» перестает быть массовой: новых энтузиастов почти не прибавляется, а число разочаровавшихся заметно увеличилось (тех, кто хотел, но передумал). Большинство россиян по-прежнему предпочитают оставаться в стороне от бизнеса.

При высоком положительном уровне восприятия предпринимательства в обществе в целом готовность лично включаться в бизнес остается ограниченной. Мужчины в этом вопросе значительно активнее, тогда как среди женщин индекс предпринимательской готовности почти в полтора раза ниже.

Наибольшую готовность проявляют миллениалы и поколение цифры, именно они формируют ядро будущего предпринимательства. В то же время у старших поколений показатели снижаются, условный рубеж приходится на 40-45 лет, после которых не только резко сокращается предпринимательский потенциал, но и падает симпатия к бизнесменам. (рис. 1)

Фактически предпринимательская инициатива сосредоточена в молодых и средневозрастных группах мужчин, а общественное одобрение бизнеса среди женщин не трансформируется в готовность к личному участию. Можно сказать, женская предпринимательская активность пока остается резервом, который может быть раскрыт при создании специальных условий и программ поддержки или при расширении ниш для женского бизнеса.

Нет предпринимательской жилки...

Отказ от предпринимательства складывается из сочетания личных и институциональных барьеров. Треть россиян, не желающих открывать собственное дело, объясняют это личными причинами: отсутствие интереса, предпринимательских качеств или необходимых знаний. Заметна и группа объективных ограничений: возраст, здоровье, пенсия. Существенную роль играют и представления о системных барьерах: высокие налоги, инфляция, слабая поддержка государства, высокая конкуренция, конкурентные и бюрократические сложности входа в бизнес. Часть опрошенных не готовы идти в бизнес, потому что не имеют стартового капитала, а также потому что их устраивает текущее место работы.

Иными словами, бизнес зачастую воспринимается как сложная, рискованная деятельность для людей с особым складом характера. Даже при полном отсутствии административных барьеров спрос на него, скорее всего, не станет массовым.

Открывай магазин — не прогадаешь!

Среди направлений для открытия бизнеса россияне чаще называли торговлю, сельское хозяйство и сферу услуг. Молодые поколения чаще связывают свои планы с современными и креативными сферами, дизайном, ИT и творчеством, а также общепитом. Старшие поколения, напротив, чаще выбирают скорее традиционные форматы (торговля). То есть разные поколения по-разному воспринимают предпринимательство: у одних это стремление к инновациям и самореализации, у других — к стабильности и предсказуемости.

Заметны и гендерные различия: мужчины чаще выбирают технические и производственные направления (строительство, автосервис, деревообработка, ИT), женщины — более «сервисные» и «креативные» сферы (салоны красоты, швейное дело, творчество, образование).

Россияне и бизнес

Россиян можно разделить на четыре группы, каждая из которых по-разному смотрит на предпринимательство:

  1. Бывшие энтузиасты (15%) — те, кто когда-то мечтал о собственном деле, но в итоге отказался от этой идеи. Они хорошо относятся к предпринимателям, но сами уже не готовы рисковать. Максимум таковых приходится на поколение цифры и граждан с очень хорошим материальным положением.
  2. Дистанцированные (43%) — это скорее группа поддержки малого и среднего бизнеса. Они позитивно воспринимают предпринимательство, но сами не стремятся к такому пути. В группе больше женщин, людей старшего возраста и жителей небольших городов, сел; людей со средним образованием и ниже, а также со средним уровнем дохода, для которых, видимо, важнее понятная стабильность, чем риск.
  3. Практики (10%) — ядро предпринимательства, те, у кого уже есть бизнес или кто занимается открытием своего дела. Среди них больше мужчин, старших миллениалов, людей с высшим образованием и хорошим доходом.
  4. Нереализовавшиеся предприниматели (32%) — представители этой группы демонстрируют высокий интерес и готовность к открытию своего дела, но пока не перешли в статус реальных предпринимателей или не закрепились в нем. Часть уже имеет опыт открытия своего дела, а часть планирует приступить к этому. Чаще это мужчины, молодежь (поколение цифры и младшие миллениалы) и жители мегаполисов.

В российском обществе предпринимательство воспринимается все позитивнее, но сами стратегии участия в нем расходятся: кто-то уже реализовал свои амбиции, кто-то остановился на этапе интереса, часть сознательно выбрала дистанцию. Очевидно, что потенциал для дальнейшего развития бизнеса есть, остается открытым вопрос, как его конвертировать в практику.

Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ