2 декабря 2025 г.

Окончание. Начало здесь, здесь и здесь

Год понемногу близится к завершению, и потому особенный интерес представляют прогнозы наших экспертов относительно динамики российского рынка сетевого оборудования — как по итогам 2025 г., так и на перспективу ближайших 2-3 лет.

Прогнозы, прогнозы

Динамика российского рынка сетевого оборудования по итогам 2025 года и на ближайшие 2-3 года будет во многом зависеть от таких ключевых факторов, как политическая ситуация, перемены в глобальной экономике, а также технологические изменения, — об этом говорит Любовь Кочеткова, руководитель группы развития продаж товаров NETLAB: «Ожидаемый рост российского рынка в 2025 году составит около 10-12%. Ему способствовало расширение присутствия китайских производителей, увеличение поставок по параллельному импорту, укрепление позиций российских брендов: существенно выросла доля отечественного оборудования в сегменте коммутаторов. Учитывая спрос на стабильную сеть, рост цифровизации и господдержку импортозамещения, рынок сетевого оборудования выглядит достаточно устойчивым. В ближайшие годы, скорее всего, мы увидим умеренный, но стабильный рост рынка в целом и продолжение роста доли отечественных решений. По нашей оценке, рынок маршрутизаторов и коммутаторов в России может расти в среднем на 6-7%».

«На развитие этого рынка в перспективе ближайших 2-3 лет, — продолжает эксперт, — будут влиять в т. ч. следующие обстоятельства:

  • Уровень локализации производства и поддержка отечественных решений.
  • Реализация крупных государственных и частных проектов по цифровизации.
  • Роль китайских производителей, которые, несмотря на политические риски, продолжают оставаться важными игроками на российском рынке.
  • Доступность товаров и объем поставок по параллельному импорту.
  • Технологическое развитие и внедрение новых сетевых стандартов.

Можно обозначить следующие трудности, с которыми производителям активного сетевого оборудования и партнёрскому каналу придётся сталкиваться в ближайшие 2-3 года:

  • Общая макроэкономическая ситуация, санкции, бюджетные ограничения и проблемы с цепочками поставок.
  • Дефицит критических компонентов и зависимость от импорта.
  • Несмотря на рост доли российского оборудования, существуют проблемы с доступом к зарубежным чипам, недостаток собственных разработок и ПО, сложности с масштабируемостью.
  • Логистические риски и нестабильность параллельного импорта».

К концу 2027 года, как полагает Алексей Коробов, руководитель направления «Сетевое оборудование» TERA IT DISTRIBUTOR, внутренний рынок сетевого оборудования может приблизиться к отметке 200–220 млрд руб. с долей отечественных вендоров до 75%: «В ближайшие 2–3 года рынок сохранит положительную динамику; прогнозируются снижение доли импорта до 20–25%, рост доли отечественных чипов и компонентов, консолидация рынка. Останется лишь 5–6 крупных вендоров и несколько нишевых производителей — но и они продолжат сталкиваться с дефицитом компетенций и необходимостью глубокой технологической модернизации. Основной драйвер — вторая волна импортозамещения, когда компании переходят от точечной замены оборудования к плановой стратегии перехода на отечественные решения в масштабах всей инфраструктуры».

«Главный технологический барьер, — продолжает эксперт, — отсутствие собственного производства сетевых ASIC и SoC. Локальные вендоры зависят от поставок микросхем Broadcom, Marvell, Realtek и азиатских ODM-плат. Без решения этой проблемы импортозамещение остаётся „верхнеуровневым“. Отечественные сетевые ОС и SDN для коммутаторов и маршрутизаторов (NOS) пока уступают западным аналогам по функциональности и автоматизации. Нужны инвестиции в R&D: без системных вложений в НИОКР рост может замедлиться. Дальнейший успех определят глубина локализации и собственные технологии, качество сервиса и интеграции, экспортный потенциал. То, как будут решаться эти задачи, покажет, станет ли российский рынок сетевого оборудования не только независимым, но и инновационным игроком на глобальной арене».

Дмитрий Песляк, менеджер по развитию бизнеса компании N3COM, ожидает дальнейшего роста доли отечественных брендов: «Основная задача на ближайшие годы — убедить заказчиков в способности российских решений полноценно заменить оборудование, ранее поставлявшееся иностранными компаниями. Процесс адаптации будет постепенным, однако при условии обеспечения необходимого уровня качества, совместимости и стабильности поставок импортозамещение будет ускоряться».

По оценке Олега Кима, директора департамента аппаратных систем компании Axoft, рынок импортозамещения сетевого оборудования в коммерческих компаниях переживает не лучший год: «И вряд ли в 2026-м произойдут кардинальные изменения. Что касается государственного сектора, в частности, объектов КИИ, то они продолжат переводить инфраструктуру на отечественные решения. В долгосрочной перспективе российские производители по-прежнему будут сосредоточены на разработке продуктов, тестировании, проверке гипотез, расширении сервисов. Если говорить о сегменте NGFW, то здесь мы наблюдаем активную конкуренцию среди отечественных решений. И часть продуктов, вероятно, уйдёт с рынка. Останутся победители — решения вендоров, функционал которых будет наиболее широко отвечать потребностям заказчика. На сегодня десятки компаний предлагают NGFW. Очевидно, по мере созревания продукта, в условиях высокой конкуренции, останутся наиболее технологичные решения — что, в частности, упростит миграцию с зарубежных аналогов».

На взгляд Александра Кастрыкина, заместителя генерального директора по технической инфраструктуре компании «РТК-Сервис», динамика рынка окажется положительной — но его рост в основном будет определяться не увеличением общего объёма инвестиций, а их перераспределением в рамках обычных циклов модернизации: «Деньги не появятся из ниоткуда, они будут перенаправляться с закупок иностранного оборудования на отечественное — там, где это стало возможным. Главной задачей для производителей на этот период станет не столько наращивание объёмов, сколько качественный скачок в разработке. Ключевым нерешённым вопросом является кардинальное наращивание функционала и развитие программного обеспечения. Именно отставание в софте, а не только в „железе“, не позволяет российским маршрутизаторам и NGFW конкурировать на равных в высоких сегментах. Параллельно придётся продолжать бороться с зависимостью от импортной элементной базы — и работать над повышением общей зрелости и стабильности продуктов, чтобы снизить сложность их интеграции и эксплуатации для конечных заказчиков».

По словам Никиты Гуценкова, руководителя группы продаж российских производителей компании PROWAY, движение российского рынка сетевого оборудования будет зависеть от множества факторов — как внутренних, так и внешних: «Всегда приходится параллельно рассматривать несколько сценариев, не забывая про включение нестабильной переменной в виде гипотетического возвращения иностранных брендов. За три прошедших года российские производители сетевого оборудования проделали колоссальную работу — и закрыли большую часть потребностей заказчиков. Несмотря на это, спрос на локализованные решения всё ещё остаётся высоким, что лишь поспособствует новым инвестициям в производство. Другой немаловажный фактор — это неизбежное усиление конкуренции после возвращения западных брендов. Уверен, каждый российский производитель держит это в уме и по мере возможности старается подготовиться. Для успешной конкуренции в коммерческом сегменте необходимо предложить заказчикам надёжный и работоспособный продукт, совместимый с последними версиями самых востребованных софтверных решений. Это долгая и кропотливая работа, которая предполагает вовлеченность всех участников цепочки продаж. Поэтому можно предположить, что российские производители сетевого оборудования в ближайшие 2-3 года направят свои ресурсы на улучшение конкретных продуктов, на устранение мелких и неочевидных неисправностей — чтобы в дальнейшем предлагать конкурентноспособные готовые и самостоятельные решения конечным заказчикам».

Сергей Торговцев, заместитель технического директора АМТ-ГРУП, также даёт осторожный прогноз: «Развитие российского рынка сетевого оборудования по-прежнему упирается в отсутствие элементной базы. Три, четыре года — достаточно малый срок для создания продуктов мирового класса».

В текущей ситуации, когда комплексные монобрендовые решения для всех уровней сети недоступны или ограничены, интеграторам приходится прибегать к мультибрендовым конфигурациям, — на это указывает Ирина Ефанова, директор департамента по отраслевым решениям и взаимодействию с поставщиками ГК «КОМПЬЮТЕРЫ И СЕТИ»: «Это значительно усложняет интеграцию, настройку и управление всей сетевой инфраструктурой, требуя больше временных и ресурсных затрат. Переход на монобренд, если он станет возможным, позволит оптимизировать эти процессы, делая их более быстрыми и менее трудоёмкими для интеграторов».

Александр Маликов, директор департамента систем связи OCS, полагает, что к концу 2025 года доля российских решений на рынке сетевого оборудования превысит 50% в денежном выражении: «Темпы роста, вероятно, будут более умеренными, чем в 2024 году, однако положительная динамика сохранится, даже несмотря на стагнацию ИТ-рынка в целом. В ближайшие 2–3 года основными вызовами останутся доступность финансирования и высокая стоимость заёмных средств, необходимость ускоренной разработки технологически сложных решений и формирование устойчивых цепочек поставок компонентов. Решение этих задач позволит отрасли не только заместить импорт, но и постепенно выйти на сопоставимый уровень с глобальными конкурентами».

Эксперт компании «Акцент» ожидает, что российский рынок сетевого оборудования продолжит демонстрировать рост, вызванный повышением спроса на отечественные решения, а также реализуемыми государственными программами по импортозамещению и развитию инфраструктуры: «Особенно это актуально в сегментах, связанных с безопасностью, надёжностью и локализацией производства. Однако перед российскими производителями и каналами власти стоят ряд важных задач. Среди них — дальнейшее повышение технологического уровня отечественных решений, соответствие международным стандартам и требованиям безопасности, а также расширение ассортимента и продвижение новых решений на рынке. Кроме того, необходимо развивать инфраструктуру поддержки и сервисных служб, чтобы обеспечить высокий уровень клиентского сервиса и доверия. Для канала важно укреплять партнёрскую сеть, повышать квалификацию специалистов и развивать маркетинговую активность для более широкого внедрения отечественных решений. В целом, задача — не только удержать текущие позиции, но и активно участвовать в формировании устойчивого и конкурентоспособного российского сегмента сетевого оборудования, способного достойно конкурировать на рынке».

Михаил Мартынов, директор департамента технологий доступа АО «Искра Технологии», считает, что спрос на абонентское оборудование будет сохраняться по нескольким причинам: «Увеличивается база широкополосного проводного доступа, растёт число подключений по оптической технологии GPON, происходит плановая замена оборудования предыдущих поколений, формируется спрос на новые технологические стандарты. Также важно отметить, что на рынке возрастает конкуренция — появляются новые российские производители. Мы наблюдаем движение отрасли логичным эволюционным путём, где новые технологии, такие как Wi-Fi 6, позволяют улучшить экономическую эффективность решения существующих задач конечного потребителя. Например, вопросы повышения скорости передачи данных и качества покрытия в помещениях сложных конфигураций, что для потребителя означает улучшение соотношения „ценность/цена“, и это очень здорово! Подобная динамика создаёт классический вызов для производителей: необходимо оставаться в инновационном тонусе, чтобы создавать технологичное оборудование, способное повысить качество доступа для абонентов».

По мнению эксперта AXUS GROUP, по итогам 2025 года ожидается прирост рынка на уровне 15-20% по сравнению с прошлым годом: «Это связано с расширением применения отечественного оборудования и появлением новых игроков на рынке. Усиление конкуренции позитивно скажется на качестве и разнообразии выпускаемой продукции. Однако производителям и каналу предстоит решать ряд непростых задач: закрывать технологические пробелы в функционале, обеспечивать устойчивое качество и надёжность оборудования, справляться с ограничениями элементной базы, а также работать над повышением уровня поддержки и сервисов. Кроме того, важно развивать партнёрские сети и образовательные программы для повышения квалификации специалистов, чтобы эффективно внедрять и сопровождать российские решения в инфраструктуре заказчиков».

«Многие отечественные вендоры сейчас пересматривают планы на 2025 год, — констатирует Евгений Ачкасов, директор департамента Enterprise-решений, сетевого оборудования и телекоммуникаций Merlion, — ожидания оправдываются не у всех. Производители ставят перед собой задачу приблизиться к результатам 2024 года. Прогнозировать динамику рынка сейчас довольно трудно. Производители стремятся заполнить пустующие ниши — и максимально эффективно выстроить каналы распространения ИТ-продукции. Как дистрибьютор, мы ставим перед собой цель помогать вендорам в построении прочного канала продаж, продвигать лучшее на рынке отечественное сетевое оборудование и совместно с ними участвовать в разработке маркетинговых программ».

Текущий год, по мнению Андрея Нюмана, представителя сохранившего позиции в России глобального вендора сетевого оборудования, — странный: «Вроде бы, есть падение, но оно неустойчивое: то взлёт, то просадка по отдельным месяцам. Я подозреваю здесь влияние как запуска крупных проектов, так и сезонности — тем более, что мы вступаем в четвёртый квартал, который для многих стоит иногда целого года. Рынок наш — тяжело прогнозируемый, но, на мой взгляд, зарубежные вендоры, которые на данный момент остались и поддерживают своих партнёров своих клиентов, сохранят свои позиции — а, может быть, даже и вырастут. Потому что и парк оборудования устаревает, его надо менять; и клиенты расширяются; и всё-таки налажены хорошие отношения в канале — всегда есть, где взаимодействовать. Думаю, коммерческие организации продолжат смотреть в сторону знакомых брендов, да и цена оборудования для них играет достаточно серьёзную роль. Вместе с тем у российских брендов продолжится рост — в очередной раз за последнее почти уже десятилетие, даже если оставить в стороне сегмент телекома, где они давно очень хорошо себя чувствуют. Уверен, российские производители сетевого оборудования будут расти, расширять свою долю — особенно усилиями тех заказчиков, которые ориентированы на реестр Минпромторга».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News