9 октября 2008 г.

«Сначала про фондовый рынок в целом. Вообще говоря, я не вижу каких-то серьезных объективных причин для такого резкого падения рынка, как это происходит сегодня. Что, нефть стали меньше покупать? Что, компании перестали продавать товары? Или наша экономика прекратила свой рост? Что такое произошло ужасное, чтобы рынок так падал? Мне кажется, в большой степени сказывается паника, которая охватила инвесторов при виде событий в Америке и в Европе. Они автоматически переносят свои страхи на Россию. Паника идет волнами, поэтому мне кажется, что рано или поздно инвесторы осознают это обстоятельство, и рынок войдет в свое русло. Что, в общем, уже продемонстрировали нам события прошедшей недели, когда индекс РТС сначала резко вырос, а потом вернулся на уровень 13 сентября. Поэтому я придерживаюсь мнения, что кризис не может быть затяжным. Если, конечно, не произойдет каких-то усугубляющих его событий.

Последствия для рынка могут заключаться в сворачивании бюджетов на ИТ. Надо понимать, что ИТ — не самостоятельная странообразующая отрасль, а все-таки отрасль зависимая. Если рынок в целом падает, то и рынок ИТ, как часть этого большого рынка, тоже неизбежно будет сужаться.

Кто пострадает в первую очередь? Мне представляется, что кризис может повлиять на компании, работающие в крупном сегменте, особенно в банковском, т. к. очевидно, что бюджеты на ИТ в этом сегменте будут урезаться (не говоря уже об исчезновении клиентов с рынка ввиду их поглощения или банкротства). Проблемой кризис станет также для компаний, которым требуются большие оборотные средства для бизнеса, таких как ретейл-сети. “Евросеть” — первый пример такой жертвы. Далее могут пострадать дистрибьюторы, поскольку они работают на низкой марже. Менее всех, по моему мнению, должны пострадать производители. Хотя, конечно, разработчики банковского софта вряд ли не понесут потерь.

Что касается компаний, работающих в сегменте СМБ, то кризис может стать хорошей возможностью продвинуться, пока крупные игроки разбираются со своими проблемами.

Мы ни в «Лаборатории Касперского», ни в Infowatch пока не ощущаем кризиса. А Infowatch работает именно в крупном корпоративном сегменте. Среди наших клиентов есть и банки. Все они из рейтинга ТОП-10 и пока вроде бы нет признаков их банкротства. Надеюсь, что и не будет. Ни один из наших клиентов не отказался продлевать контракт и не заявил о замораживании бюджетов. В банковских дотациях мы, слава Богу, не нуждаемся, т. е. наша зависимость от кризиса в этом смысле минимальна. Поэтому мы не предпринимали никаких антикризисных мер. Продолжаем наращивать продуктовое предложение, готовим выход на международные рынки, развиваем технологическое направление… Словом, занимаемся классической диверсификацией рисков. В этом смысле нашу деятельность можно отнести к антикризисной.

Любой кризис — это отличная возможность. И данный случай — не исключение».

Источник: CRN