17 октября 2008 г.
«Спрос IT-компаний на персонал упал совсем немного: пока около 10-15%. Такое впечатление, что компании затаились и ждут, как дальше будет развиваться ситуация. Хочу отметить, что далеко не весь рынок IT и Телекоммуникаций сократил поиск персонала. Часть крупных компаний наоборот «подбирает с улицы» квалифицированных специалистов для усиления своего кадрового состава на будущее. Если смотреть с точки зрения кадровых агентств, то да, компании отзывают заказы из КА, но лишь для того, чтобы сократить бюджет на внешний рекрутинг, т.к. сейчас многие It / Telecom профессионалы из непрофильных компаний (банки, страхование, строительство и т.п.) могут оказаться на улице. К тому же можно сэкономить по заработной плате, потому что кандидаты могут быть уже не такими привередливыми.По топ-менеджерам подбор приостанавливается, часто непрофильные топ-менеджеры и руководители среднего звена сокращаются, заменяясь профильными. Это оптимизация бизнеса, возможность «почистить ряды». Профильные рядовые специалисты: системные администраторы, инженеры по телекоммуникационным сетям, менеджеры по продажам ПО или телекоммуникационного оборудования – неизменно нужны компаниям.
Ставки по з/пл резко не изменились, по крайней мере рынок этого пока не показывает. Ужесточились требования по вакансиям, еще недавно достаточно лояльные. Еще раз повторюсь, что компании во время кризиса будут делать акцент именно на профильных в своих рынках специалистах. Если по поиску толковых инженеров без опыта работы раньше компании обращались и в КА, то сейчас говорят открытым текстом, что «без опыта работы инженера мы сейчас найдем за бесплатно». Возможно это можно отнести к снижениею з/пл. Еще можно отметить, что з/пл наемных топ-менеджеров в IT/Telecom–сфере явно будут снижаться.
Требования ужесточились: увеличился требуемый стаж в данной должности, скорее всего сейчас требования к возрасту сотрудников будут играть роль (до кризиса - до 55 лет, сечас скорее будет до 45 лет), профессиональные нюансы стали более существенны (например, в одной компании - нашем заказчике специалист по продажам проектных решений в области Телекоммуникаций должен теперь уметь не только продавать эти решения, но и самостоятельно проектировать систему). Или программист теперь заодно будет администрировать систему. Возрастут требования к полному высшему образованию по данному профилю. Фриланс, популярный среди IT-шников, будет загнан в угол, т.к. за такие же деньги возможно будет получить профессионального сотрудника на полный рабочий день. Он всегда будет на виду и можно четко проследить, что он делает в каждый момент времени.
Я пока не слышала ничего о влиянии кризиса на дополнительный социальный пакет (мобильная связь, обеды и т.д.) в It/Telecom компаниях. Пока это все держится, во всяком случае, нас не предупреждали. Все зависит от финансовой защищенности компании. А она у данного рынка достаточно большая. Высокие технологии везде нужны, многие компании имеют хороший резерв на такие случаи. Ведь терять профессионалов из своего рынка все-таки не хочется. А чужих профессионалов из своего рынка привлечь и удержать - заманчиво, поэтому надо что-то и из соцпакета сохранить.
Я думаю, что больших сокращений в данном рынке не будет, очень сильно падать заработные платы и сокращаться социальный пакет тоже не будет. Набор персонала будет идти, но более тщательно. Возможно, в связи с выходом на открытый рынок достойных кандидатов обращения компаний в КА будут реже из-за открывшихся возможностей самостоятельного поиска. Единственно, существуют вакансии редкие в IT/Telecom, которые у нас в работе остались и будут даваться впредь, я думаю. Потому что кандидаты на эти позиции редки даже в кризис (многопрофильные сертифицированные ГИПы, например). Будет происходить фильтрация состава, замена персонала на более профессиональный, а не повальные сокращения.
В целом в период кризиса компании будут находиться в состоянии выжидания, без сильно активных действий в развитии внешнем. Скорее усилия компаний будут направлены на шлифовку внутреннюю. Ближайшие три месяца будут более показательными для оценки ситуации в IT/Телекоммуникациях и вообще по рынку в целом».
Источник: CRN