23 апреля 2009 г.

Вслед за спадом, начавшимся в последнем квартале 2008 года, поставки ПК в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) упали до отрицательных тенденций в 1 кв. 2009 г., как и ожидалось. В согласии с прогнозами рынок ПК в EMEA впервые продемонстрировал снижение за год с момента рецессии 2001 года. Согласно предварительным данным, опубликованным филиалом IDC EMEA, объем продаж в 1 квартале 2009 г. упал на -10% относительно предыдущего года.

Центральная и Восточная Европа (CEE) пострадали в наибольшей степени, что сказалось и на общих цифрах EMEA; поставки ПК упали здесь на -41%. Ближний Восток и Африка (MEA) также имели спад на -6,1%. Западная Европа почти не пострадала, и объем поставок упал лишь на -0,5%, поддерживаемый устойчивым потребительским спросом и растущим принятием мини-ноутбуков.

«Этот квартал принес ожидавшееся торможение рынка ПК в EMEA по мере того, как финансовый кризис охватывал весь этот регион, но, хотя развивающиеся рынки понесли наибольший урон, зрелые регионы держались хорошо, учитывая глобальную ситуацию, - пишет Карин Паоли, зам. вице-президента, Systems Infrastructure Solutions, IDC EMEA. - Бизнес-рынок напрямую затронут более низкими уровнями инвестиций, и потребительские расходы также сократились с января, но интерес к мини-ноутбукам помог поддержать потребительский спрос в Западной Европе и сдержать общее сокращение рынка; [эта тенденция сохранится] на протяжении ближайших кварталов, так как вендоры, ритейлеры и игроки телекоммуникационного рынка продолжат большое наступление».

В условиях сложной финансовой ситуации большинство стран Центральной и Восточной Европы испытали дальнейшее сокращение в этом квартале. Россия и Украина оставались сильно затронутыми спадом, и ряд других рынков также сузились. Рост на Ближнем Востоке также затормозился, но в гораздо меньшей степени благодаря устойчивому спросу на портативные ПК.
«IDC ожидает, что регион CEE останется сильно негативным в ближайшие кварталы под влиянием глобального экономического спада, который затрагивает и коммерческий, и потребительский рынки, - пишет Стефаниа Лоренц, директор по исследованиям, Systems, IDC CEMA. - Внутри региона CEE лишь единичные страны сообщили о положительном росте, наиболее динамичны Чешская Республика и Словакия. Рынок ПК в регионе MEA упал до самого низкого исторического уровня, но продажи ноутбуков смогли остаться на плаву, с сильным ростом портативных ПК в Африке в частности».

Продажи ПК в Западной Европе также замедлились, упав на скромные -0,5% относительно предыдущего года и чуть опережая прогнозы. Коммерческие продажи были напрямую затронуты экономическим спадом и упали на -14,8%; это сказалось на поставках и настольных, и портативных ПК. Однако потребительский рынок продемонстрировал некоторую эластичность, несмотря на снижение потребительских расходов в результате слабой уверенности покупателей и растущей безработицы.

В Западной Европе динамика рынка портативных ПК продолжала определяться потребительским спросом, и мини-ноутбуки продемонстрировали впечатляющий рост на 28% несмотря на общий экономический спад. Рынок явно выиграл от продолжающегося общего падения цен, и ритейлеры предложили агрессивные сделки и стимулы, так как чуткие к ценам потребители все больше ищут выгодную покупку, выбирая недорогие системы начального уровня. Продолжающийся рост телекоммуникационного канала также помог стимулировать растущий спрос на мини-ноутбуки.

«Спрос на мини-ноутбуки оставался неослабевающим в 1 квартале, и объем поставок достиг более 2,5 млн. шт., что находится в согласии с прогнозом IDC, - пишет Эзтер Морвей, менеджер по исследованиям, Personal Computing, IDC EMEA. - Хотя Acer и ASUS всё так же лидировали на рынке мини-ноутбуков, новые вендоры, такие как Samsung, используют эту уникальную возможность рынка, чтобы прочнее закрепиться на европейском рынке ПК и отобрать долю у традиционных изготовителей. Что касается комплектующих, то Intel и Microsoft доминируют в этом сегменте, но потенциал рынка мини-ноутбуков привлекает новых игроков, которые, возможно, смогут их потеснить в дальней перспективе, учитывая, что они могут предложить уникальные решения, такие как работа от батарей полные сутки или более дружественный к пользователю интерфейс».

Картина по вендорам

HP сохранила свое прочное лидерство в EMEA благодаря эффективной стратегии на коммерческом и потребительском рынках. Рост в целом оставался ограничен общим торможением и сужением рынка CEE. Но HP продолжает укреплять свою долю по всему региону благодаря сильному маркетингу продуктов с прицелом на пользователя и налаживанию более тесного партнерства с каналом.

Acer также продолжала наращивать свою долю, сохранив свой напор на рынке портативных ПК и явный прицел на сегмент мини-ноутбуков, что помогло компании улучшить показатели и компенсировать спад на развивающихся рынках. Вендор выигрывает также от идущей консолидации рынка настольных ПК в Западной Европе, увеличив долю за счет местных сборщиков.

Dell столкнулась с растущими трудностями в этом квартале и была напрямую затронута снижением уровня бизнес-инвестиций по всему региону, а также острой конкуренцией в пространстве ноутбуков в коммерческом и потребительском сегментах. Дальнейшее расширение ее присутствия в канале и сохранение прицела на потребительский рынок будет ключом к улучшению положения компании в текущих условиях.

Toshiba имела еще один успешный квартал, показав самый сильный рост в первой пятерке вендоров, и вновь вернула себе четвертое место, которое уступила ASUS во 2 полугодии 2008 г. Компания продолжает выигрывать от более чёткого портфеля продуктов и улучшенной стратегии выхода на рынок, а прочное присутствие в каналах розницы и СМБ помогло дополнительно улучшить показатели.

ASUS сохранила свое положение в первой пятерке, но впервые имела отрицательный рост за квартал, главным образом из-за ухудшения экономической ситуации в CEE, однако продолжала уверенно наращивать свою долю в Западной Европе. ASUS сохранила большой и солидный портфель продуктов, продолжая наращивать присутствие в телекоммуникационном сегменте по всей Европе, но сталкивается здесь с растущей конкуренцией.


Примечания:
* Поставки ПК = настольные ПК + ноутбуки.
Объем поставок включает поставки брендов всех форм-факторов (настольных ПК и ноутбуков) без учета x86-серверов, а также OEM-продаж всех вендоров.
Данные по всем вендорам даются за календарный период.

Источник: IDC