9 августа 2010 г.

Новое исследование КПМГ показывает, что процессы слияний и поглощений в секторе активно продолжаются, несмотря на ослабление экономических показателей.

Несмотря на общее замедление темпов выхода мировой экономики из кризиса, в потребительском секторе (производство продуктов питания, одежды и розничная торговля) компании продолжают активно участвовать в процессе слияний и поглощений, особенно – в странах с развивающейся экономикой.

По результатам нового международного исследования КПМГ ожидается, что на некоторых рынках активность в области слияний и поглощений может даже усилиться в течение следующих полутора лет, поскольку компании стратегически ориентируются на  рост и увеличение прибыльности бизнеса.
Настоящий отчет основан на результатах бесед со специалистами по слияниям и поглощениям из офисов компании КПМГ в различных странах мира.

Исследование охватывает США, Канаду, Испанию, Великобританию, Польшу и Центральную Европу, Россию, Южную Африку, Австралию, Китай и Гонконг, Индию, Бразилию, Аргентину и Мексику. Анализируются перспективы сделок по слияниям и поглощениям в потребительском сегменте этих стран на ближайшие полтора года.

Несмотря на то, что экономические показатели свидетельствуют о снижении объемов производства и ослаблении котировок акций многих компаний этого сектора, в целом ряде стран производители продуктов питания и одежды, а также розничные торговые предприятия привлекают внимание многих крупных покупателей. Это международные корпорации, которые ищут пути выхода на новые рынки, а также местные компании, стремящиеся усилить свое присутствие и упрочить положение на внутреннем рынке.

В ходе исследования была выявлена следующая доминирующая тенденция для рынков Китая, Индии, России, Аргентины и некоторых стран Центральной и Восточной Европы (Польша, например): происходит консолидация небольших  компаний с целью улучшить предлагаемую покупателям продукцию, оптимизировать управление системой закупок и поставок, а в конечном итоге – обеспечить более эффективное ценообразование. В США и в Западной Европе, в связи с отсутствием там  роста рынка, те сделки по слияниям и поглощениям, которые все же совершаются, направлены, в основном, на повышение операционной эффективности бизнеса.

«В ряде стран наблюдается заключение сделок в этом секторе, но все они представляют собой долгосрочные стратегические шаги, а не приобретения, вызванные насущными потребностями роста (именно такие сделки мы наблюдали на пике рынка в 2007 году), – говорит Владимир Лизунов, директор Группы сделок по слияниям и поглощения КПМГ в России и СНГ. – Крупные сделки на глобальном рынке, которые заключили компании Kraft и Pepsi в начале этого года, были именно такими стратегическими ходами. Компании стремились повысить эффективность и заложить фундамент для будущего роста».

«Хотя по заголовкам в прессе можно понять, что экономика выбирается из кризиса более медленными темпами, чем нам всем хотелось бы, – продолжает он, – наиболее стратегически мыслящие компании используют все возможности для реорганизации и готовятся к следующему этапу экономического развития. Мы наблюдаем значительное число относительно небольших по масштабам сделок, которые компании совершают, пользуясь замедленным восстановлением рынка, с целью упорядочить собственный бизнес: повысить эффективность работы, провести консолидацию, стать более гибкими и готовыми решать новые задачи, когда придет время для полномасштабного рывка вперед».

Заключению значительной части всех сделок по слияниям и поглощениям способствовала деятельность фондов прямых инвестиций (ФПИ). Именно они отреагировали на экономический спад тем, что взяли на себя функции долгосрочной поддержки и создания дополнительной стоимости, а не просто предоставляли финансовую помощь и содействовали сохранению/повышению рентабельности в краткосрочной перспективе.

В странах ЦВЕ и в России такие фонды начинают выступать двигателями модернизации предприятий или консолидации разрозненных, с трудом выживающих компаний с целью создания стоимости в долгосрочной перспективе. Аналогичным образом, ФПИ в Индии, Аргентине и Китае начинают играть на поле малого бизнеса, обеспечивая методическую поддержку и руководство при формировании стратегий долгосрочного развития и содействуя ускорению развития таких компаний.

«Такой долгосрочный подход не был характерен для фондов прямых инвестиций, – говорит Владимир Лизунов, – но в действительности они всегда были чем-то большим, чем узконаправленными "финансовыми спекулянтами", за которых их принимали. В условиях современных рынков, где так трудно добиться увеличения стоимости компаний, они предлагают свою реальную экспертизу по построению бизнеса».

Опрошенные специалисты КПМГ сошлись во мнениях еще по одному вопросу: необходима дополнительная ценовая коррекция, прежде чем активность в сфере слияний и поглощений по-настоящему возобновится.

«Мы считаем, что во многих странах цены должны еще снизиться прежде, чем будет достигнуто совпадение ожиданий покупателей и продавцов, – добавляет Владимир Лизунов, – но, похоже, этот процесс уже идет как раз сейчас, что и заставляет нас считать как среднесрочные, так и долгосрочные прогнозы рынка слияний и поглощений весьма многообещающими».

«Во время кризиса многие зарубежные игроки приостановили экспансию на российский рынок, сфокусировавшись в первую очередь на решении внутренних задач, – добавил он. – Однако после того как ситуация стабилизировалась, фундаментальные показатели российского рынка, такие как растущий уровень доходов населения, недостаточное проникновение современных товаров и услуг и высокий уровень потребления, снова повысили его привлекательность. На российском потребительском рынке началась следующая волна консолидации, причем в качестве консолидаторов выступают как глобальные игроки, так и российские компании, которые за счет агрессивного роста и предыдущих поглощений смогли захватить лидерство в своих сегментах. Многие российские игроки также начинают более активно рассматривать приобретения за рубежом, в первую очередь в соседних странах СНГ».

Источник: КПМГ