27 января 2011 г.

Согласно опубликованному отчету «Эрнст энд Янг», подготовленному при содействии Economist Intelligence Unit (EIU), после непродолжительного перерыва в 2009 году и умеренного восстановления в 2010 году процесс глобализации 60 ведущих экономик мира будет продолжаться вплоть до 2014 года на фоне дальнейшего экономического оживления, развития инновационных технологий и возрастающей роли развивающихся стран.

Отчет «Успех в условиях многополярного мира» (Winning in a Polycentric World) также посвящен анализу противоречий между сглаживающим эффектом глобализации и значительными различиями в развитии региональных рынков. С одной стороны, существует объективная необходимость глобализации деятельности и, следовательно, соответствующих операционных моделей. С другой стороны, различия между национальными рынками требуют применения подхода, соответствующего специфике региона.

При подготовке отчета использовались результаты двух исследований, включая «Индекс уровня глобализации» (Globalization Index), цель которого − определить рейтинг 60 крупнейших экономик мира на основании степени их глобализации (в процентах от ВВП), а также проведенный в 2010 году опрос мнений более чем тысячи представителей высшего руководства международных компаний о происходящих процессах глобализации.

Глобализация и экономический рост

Темпы посткризисного восстановления в различных регионах мира, а также последующие ответные меры в виде принятия новых и ужесточения действующих законодательно-нормативных актов, безусловно, сдерживают глобализацию. Тем не менее, судя по результатам проведенных нами исследований, данные препятствия носят временный характер. В долгосрочной перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей интеграции мировой экономики.

Председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании «Эрнст энд Янг» Джеймс Терли отмечает: «Расширение и углубление глобализации в ближайшей перспективе будет обусловлено огромным потенциалом развивающихся стран, совершенствованием технологий и постепенным оживлением мировой экономики. В этой связи деловым и правительственным кругам следует и далее делать ставку на глобализацию как на фактор, способствующий экономическому и социальному развитию, и всячески избегать перехода к протекционизму».

Значение для бизнеса

В течение ближайших лет основной проблемой, с которой предстоит столкнуться бизнесу для сохранения и укрепления позиций как на глобальном, так и на местном уровне, будет обеспечение баланса между противодействующими тенденциями к глобализации, с одной стороны, и к протекционизму, с другой.

Джон Ферраро, директор по операционной деятельности «Эрнст энд Янг», поясняет: «Сегодня мы видим не наблюдаемое ранее равномерное распределение деловых возможностей в мире. Сближение рыночного потенциала развивающихся и развитых стран ведет к увеличению числа рынков, которые международные компании должны рассматривать в качестве стратегических.
В то же время характер возможностей на данных рынках может кардинальным образом различаться. Деятельность в развитых странах − это наличие четко сформированной бизнес-модели и базы активов при незначительных перспективах роста. В развивающихся странах зачастую складывается обратная ситуация».

Компании вынуждены приспосабливаться к новому многополярному миру с множеством различных сфер влияния как в развитых, так и в развивающихся странах мира. При этом существование столь многочисленных центров роста означает не только наличие новых перспектив. Жесткая конкуренция, новые возможности и источники ресурсов могут ожидать компанию в любой точке мира, иногда в совершенно неожиданном направлении.

Долгосрочный успех

Джеймс Терли поясняет: «Для того чтобы добиться долгосрочного, устойчивого успеха в новом «глобализированном» мире, международным компаниям необходимо уметь варьировать темпы операционной деятельности с учетом характера стоящих перед ними стратегических задач как на динамично развивающихся, так и на медленно растущих рынках. В первом случае требуется мгновенное принятие решений и способность экспериментировать, учиться и быстро менять масштаб деятельности. Крупные международные компании могут столкнуться с необходимостью пересмотра структуры подотчетности во избежание бюрократических проволочек, а также для повышения степени гибкости и способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям деятельности. С другой стороны, присутствие на рынке развитых стран требует применения иного подхода, основанного на обеспечении эффективности деятельности и поэтапном росте».

В заключение Джеймс Терли отметил: «Успех в условиях многополярного мира требует концентрации усилий на четырех основных направлениях. Во-первых, корпорациям придется пересмотреть собственные стратегии присутствия на региональных и мировом рынках. Во-вторых, необходимо сформировать многополярный подход к инновационной деятельности. В-третьих, нужно оптимизировать взаимоотношения с государством и налоговыми органами, в-четвертых, создать команду руководителей с богатым опытом работы в международных компаниях».

Ситуация в настоящее время

Результаты нашего исследования, в рамках которого было опрошено свыше тысячи представителей высшего руководства международных корпораций, дают неоднозначное представление о том, насколько упомянутые выше четыре направления деятельности актуальны для бизнеса в настоящий момент.

Сегодня руководители компаний все больше стремятся сделать свой бизнес международным. Почти 70% участников исследования заявили о намерении увеличить объем прямых иностранных инвестиций в течение ближайших трех лет. 17% опрошенных планируют увеличить такие инвестиции на 20%.

Руководители многих компаний уже осознали важность внедрения инноваций на развивающихся рынках. В настоящий момент лишь относительно небольшой объем НИОКР компаний, принявших участие в нашем исследовании, сконцентрирован в развивающихся странах, несмотря на значение указанных рынков для их дальнейшего роста и развития. Лишь у 16% респондентов доля расходов на НИОКР в развивающихся странах превышает 25%.

Однако в течение ближайших пяти лет данная картина изменится. Доля респондентов, планирующих сосредоточить более четверти своих расходов на НИОКР в развивающихся странах, среди западноевропейских компаний увеличится почти в три раза, а среди компаний Северной Америки − более чем в два раза. Через пять лет почти 30% компаний переместят свыше 25% инвестиций в НИОКР в развивающиеся страны.

Сегодня исключительно большое значение для международных корпораций имеет правильное понимание политической ситуации в той или иной стране и ее потенциального влияния на возможности ведения бизнеса. В то же время, как свидетельствуют результаты нашего исследования, при принятии решений инвестиционного характера компании уделяют относительно небольшое внимание таким вопросам, как особенности действующей в стране государственной политики. При планировании инвестиций более половины компаний учитывают только такие аспекты государственной политики, как прогнозные показатели роста экономики и ставки налогообложения.

В целом участники исследования согласны с мнением о необходимости формирования высокопрофессиональной команды руководителей, обладающих обширным опытом практической деятельности в компаниях мирового уровня. Чуть более половины опрошенных сошлись во мнении относительно существования связи между разноплановым характером состава и профессионального опыта групп управляющих, уровнем деловой репутации и финансовыми показателями деятельности. Лишь 15% участников исследования выразили сомнение в существовании подобной связи.

Источник: «Эрнст энд Янг»