27 июля 2012 г.

Главный управляющий Microsoft Стив Баллмер посвятил компании 32 года с тех пор, как стал ее 30-м по счету сотрудником, нанятым соучредителем и председателем правления Microsoft Биллом Гейтсом. Став у руля компании 12 лет назад, Баллмер сумел провести ее через многие шторма, от краха дот-комов до мирового экономического кризиса. После выступления на Всемирной конференции партнеров, собравшей около 16 тыс. поставщиков решений, Баллмер дал интервью редактору отдела новостей CRN Стивену Берку, где коснулся планшета Surface, соперничества с Apple и будущего, каким он его видит для Microsoft и ее партнеров. Публикуем выдержки из этого интервью.

CRN: Мы провели небольшое исследование среди наших читателей, готовясь к этому интервью. Мы опрашивали их до объявления о Surface о возможностях планшета с Windows 8 и опросили их после. Количество поставщиков решений, расценивающих планшет с Windows 8 как превосходную или хорошую возможность продаж, почти удвоилось: с 34% до 64% после объявления о Surface. Что Вы ответите этим партнерам? Они ждут, Стив, ждут возможности продаж Surface. Они хотят знать, будут ли они иметь возможность его продавать?

Стив Баллмер: Слушайте, давайте лишь скажем, что это ново для нас. Мы объявили, что первоначальные продажи будут с сайта Microsoft.com, а также через фирменные салоны Microsoft. Есть тут возможность? Есть ли широкая дистрибуция? Изначально нет. Мы просто выпускаем его на рынок.

Но если партнер говорит: «О, я хочу продавать эти вещи, я хочу включить их в свои решения», - то может заказать их с Microsoft.com и продавать их. Нет ничего, что мешало бы это делать. Но мы не выстроили то, что я называю стандартной дистрибуцией, в качестве первой ступени. Возможно, мы к этому придем. Но если партнер хочет заказать их и включить в свое решение для заказчика, то нас это очень порадует.

CRN: Почему вы не дали им возможность продавать его с самого начала, особенно сейчас? Apple активно осваивает канал. Они набирают много партнеров, готовых продавать планшет Apple, даже с низкой маржей. Так почему вы приняли решение не давать им продукт?

С. Б.: Мы не принимали такого решения. Не принимали.

Мы приняли решение выйти на рынок так, как мы знаем, что можем хорошо стартовать, и потом мы всегда можем сделать больше - пойти шире.

Мы не имели понятия, какого рода реакцию мы получим на продукт, на саму идею выпуска нами планшета. Не знали ничего. Поэтому мы сделали этот первый шаг. Это не значит, что мы не можем сделать другие шаги.

Нам предстоит решать. В данный момент мы нацелены на то, чтобы хорошо сделать этот первый шаг, то есть выпустить Surface RT вместе с Windows 8 в октябре. Мы сказали, что пройдет примерно 90 дней, прежде чем мы выпустим Surface [для Windows] 8 [Pro], и эти [планшеты] будут поставляться лишь ограниченно поначалу.

Потому, что мы любим наших партнеров. Просто потому, что мы хотим вступить в это, скажем так, шаг за шагом.

CRN: Судя по всему, будет лишь очень ограниченное наличие продукта до конца этого года.

С. Б.: Ограниченное наличие - это вопрос соотношения поставок и спроса. Поэтому мы должны увидеть, какой будет спрос. Мы сделаем, что можем.

Я думаю, [президент подразделения Windows & Windows Live] Стивен [Синофски] действительно дал картину нашего завода, который выбран и готовится к выпуску в Китае. Так что посмотрим, что будет.

CRN: Кто его изготавливает?

С. Б.: Я думаю, уже говорят, что Pegatron; я бы не сказал «изготавливает»: осуществляет трансформацию - слово, которое они любят использовать, - то есть окончательную интеграцию.

CRN: Это ощущается как что-то совсем другое. Я знаю Вас уже 30 лет, наблюдаю за Microsoft 30 лет, но с планшетом Surface - это действительно что-то другое. Действительно выглядит так, что вы настроены решительно и переходите из обороны в наступление. Это больше в стиле Баллмера. Расскажите, как Surface изменил характер вашей компании.

С. Б.: Я больше склонен просто отметить вашу реакцию. Я думаю, Windows 8 - вот главный катализатор этого нашего выхода [на планшетный рынок].

Нам нужно было пересоздать Windows, чтобы совершить следующие шаги с нашими заказчиками и совершить следующие шаги в конкуренции. Будь новый форм-фактор, новый ГИП, всеобъемлющий мульти-тач и стилус - все эти вещи должны были прийти с новой версией операционной системы. Поэтому вы видите то, что, могу я сказать, создало конкурентный задор и энергию и тому подобное. Surface - часть этого, потому что мы хотели создать устройство, которое было спроектировано для Windows 8 и только Windows 8, и проектное решение, которое действительно сделало бы абсолютно ясным, что можно иметь устройство без компромиссов, которое было бы одновременно и планшетом, и ПК. И мы думаем, что добились этого.

Но мы также думаем, что будет ряд OEM, у которых появятся прекрасные устройства. Так что с Windows 8 - да, я думаю, можно сказать, это новая эра. Мы готовы драться. Начнем!

Но это будут не только планшеты Surface, которые меня очень вдохновляют. Мы имеем партнеров, которые разрабатывают свои конструкции планшетов - планшеты x86, планшеты на однокристальной системе Intel, с Nvidia, Qualcomm. Я имею в виду, вы увидите взрыв количества Windows-планшетов. У меня есть личная приязнь к работе, которую мы ведем с Surface. Но вы увидите целый спектр. Вы видели этот планшет Yoga от Lenovo, который Тами показала сегодня. Это планшет или ПК? Я не знаю. Я не знаю, как это назвать. Я думаю, большинство людей назовут его ноутбуком. И всё же, он кажется мне очень планшетообразным.

CRN: С появлением Surface ваша способность действовать как «софтверного поставщика оборудования с вертикальной интеграцией» действительно меняет правила игры. Может ли кто-то из этих OEM реально соответствовать тому, что вы собираетесь предложить рынку, когда у вас в руках фирменный рецепт ПО?
С. Б.: Мы обеспечивали очень хорошую поддержку наших OEM. Нет ничего, что мы можем построить, чего не могут построить наши OEM - я имею в виду, с их собственными усилиями, инновацией и т. д. [В этом году] будет продано 375 млн. шт. ПК. Я думаю, наверно, будет справедливым сказать, что мы не собираемся продать очень высокий процент из этих 375 [млн. шт.] Так что не только мы одни. Это мы и наши партнеры. Это остается: мы и наши OEM-партнеры, не просто наши партнеры-поставщики решений.

Surface будет очень важной вещью. Но мы увидим также прекрасные продукты от HP Dell, Samsung и множества других вендоров.

CRN: Что вы собираетесь делать, чтобы заверить OEM-изготовителей оборудования, что игра остается для них равноправной? Когда вы говорили с ними, что вы старались до них донести?

С. Б.: Первое: предоставляем ли мы им лицензию на всё [в Windows], что мы используем в нашем собственном Surface? И ответ на этот вопрос: да. Второе: они скажут «а вы-то сами будете взимать с себя какие-нибудь роялти, так чтобы мы были на равных с точки зрения цены?» Ответ: мы поступаем так, как это уместно в данном аспекте. И тогда третий вопрос, который они зададут: когда они предоставят нам свою конфиденциальную информацию, то защитим ли мы ее от нашей команды Surface. И ответ: конечно, мы сделаем это.

CRN: Первое, что хотят знать партнеры, это что касается Surface. Вы заявляете им, что они не смогут продавать его сразу же.

С. Б.: Я этого не сказал. Они могут заказать его с Microsoft.com. И могут делать всё, что хотят, с Microsoft.com. Но мы не строим то, что я называю обычной сетью дистрибуции. Что именно выберут наши партнеры - это решать им. В смысле всей классической машинерии - нет, не с самого начала. Мы этого не делаем.

CRN: Многие из этих партнеров будут готовить сделки. Они заинтересованы. Что Вы им скажете?

С. Б.: Вперед! Действуйте! Прекрасно! Конечно, давайте! Действуйте. Если Surface нужен вашим заказчикам, берите его! Смелее! Мы - за!

CRN: Не был ли это просто вопрос маржи - не дать каналу его продавать?

С. Б.: Постепенно, шаг за шагом.

CRN: Думаете ли Вы, что в будущем году они его получат?

С. Б.: (смеется) Шаг за шагом.

CRN: Всё это соперничество с Apple меняется с вашей способностью осуществлять интеграцию аппаратной части с ПО; расскажите, что это дает вам? Вдруг неожиданно Microsoft контролирует теперь и «железо», и ПО. Что это значит для партнеров и для всей экосистемы?

С. Б.: Мы стараемся сказать совершенно ясно: мы не намерены оставлять никакого пространства, открытого для Apple. Да, не намерены. Никакого свободного пространства для Apple. У нас есть преимущества в офисных пакетах. У нас есть преимущества в плане корпоративного администрирования и средств управления. У нас есть преимущества, когда вы просто включаетесь в серверную инфраструктуру в организации.

И мы не собираемся уступать ни-че-го из этого. Ни потребительское облако. Ни инновацию «железа» и ПО. Мы не уступаем ни-че-го из этого Apple самой по себе. Этого не будет! Ничего, пока мы здесь! И мы берем с собой наших партнеров, наших партнеров-вендоров оборудования.

CRN: Как насчет способности Microsoft создать собственный iPhone, как у конкурента? Вы сделали Surface, как насчет собственного телефона?

С. Б.: В данный момент мы реально очень много работаем над Surface. Это наша цель. Это для нас главное.

Давайте посмотрим, что будет. У нас есть хорошие партнеры на рынке телефонов: Nokia, HTC. Мне нравится то, что мы начали делать с Surface. Мы намерены сосредоточиться на Surface и других партнерах с планшетами с Windows 8 и посмотреть, сможем ли мы чего-то достичь.

CRN: Хотелось бы поговорить о лицензировании в VDI, которое затронет Apple. Это большое дело. Если кто-то хочет использовать Apple iPad в среде Microsoft, то они должны будут оплатить лицензию на это. Расскажите, насколько сильным конкурентным оружием это будет в наш век консьюмеризации ИТ в вашем сражении с Apple. Теперь вы сталкиваетесь лоб в лоб.

С. Б.: Да, идет сражение. Я не очень бы хотел вдаваться в ценовые подробности. Наши партнеры разберутся в этом и найдут, что лучше всего для заказчика. Я думаю, глядя на «железо», которое мы предлагаем, ПО, которое мы поставляем, и то, как всё это работает вместе, не говоря уж о том, что вообще видят люди в плане преимуществ и ценности, у нас в общем-то неотразимое предложение для людей в век консьюмеризации ИТ, будь то с планшетом Surface или с каким-то другим форм-фактором, как у Lenovo Yoga или некоторых новых устройств Samsung, нового устройства Asus, которые люди выводят на рынок.

CRN: Но эта способность использовать лицензирование [как оружие]? Использовать ваше лицензирование - это поможет вам?

С. Б.: Я думаю, мы сведем всё это в более удобное решение, чем конкуренты, потому что это наш хлеб насущный. Конечно, если вы не имеете устройства Microsoft, но хотите купить лицензию на Windows для своего [устройства], то мы всегда рады продать вам ее. И у нас есть заказчики, кто будет реально покупать лицензии на Windows, будь то для VDI или те, кто просто устанавливает Windows на Macintosh. Есть люди, которые хотят Windows. И я думаю, будет больше людей, которые хотят новую Windows. Так что посмотрим, как оно пойдет.

CRN: Вы упомянули Windows 8 как эпохальную возможность. Расскажите, что вы делаете, чтобы подвигнуть на это партнеров. Мы проводили исследование, где спрашивали VAR`ов о возможностях Windows 8 как продукта для ПК и возможностях услуг. Сказать по правде, результаты были не столь замечательными, как мы думали. Я думаю, всё дело в том, сколь трудно для них заниматься апгрейдом и продавать настольную ОС. Поэтому 75% VAR`ов оценили Windows 8 для десктопов как возможность с низкой или средней маржей, и 68% оценили потенциал услуг на Windows 8 как возможность с низкой или средней маржей. Что вы делаете как компания, чтобы эти VAR`ы с финансовыми стимулами непременно перевели всех своих заказчиков на Windows 8?

С. Б.: То, как вы задаете вопрос - мне кажется, у вас уже есть ответ. Вы как бы указываете на маржу. Если вы хотите делать что-то с высокой маржей, займитесь прикладной разработкой на заказ для немассовой операционной системы. Я не просто так говорю - здесь самая высокая маржа, какая может быть. Но правда в том, что у нас много прекрасных партнеров, и они конкурируют довольно жестко друг с другом, такова реальность. И я думаю, то, что мы даем нашим партнерам с Windows 8 - и вы увидели это здесь на конференции партнеров, - это способность помочь их заказчикам делать вещи, которые они не могли делать раньше. Будь маржа X% или Y%, настоящая возможность - это продавать X, или 2X, или 3X, или 5X, способность подвигнуть базу заказчиков на новые сценарии, новые возможности и реально увеличить общий объем. Да, и с этим придет маржа. И я думаю, это довольно сильная вещь.

Вы знаете, рынок Windows-ПК может расти чуть больше, чуть меньше. Трудно предсказать, как Windows 8 повлияет на это. Но возможность для наших партнеров вырастет на целую милю. Лишь подумайте о новых сценариях для заказчиков.

CRN: Учредитель Acer Стэн Ши по сути назвал планшет Surface чуть ли не рекламным трюком и что он надеется, что вы свернете всё это. Что бы Вы ответили ему?

С. Б.: Нет, это не рекламный трюк. Я имею в виду, что это абсолютно реальное устройство, в которое [вложены] кровь, пот и слезы, и инженерное мастерство, и инновация, и творческие силы, и капитал. И нам предстоит проделать еще много работы, чтобы довести до готовности Surface 8 и Surface RT. Мы продолжаем работу. И мы также с нашими партнерами.

CRN: Насколько велики были инвестиции в этот Surface?

С. Б.: Вы можете спросить, но я не отвечу. Но это мило, что вы сделали попытку.

CRN: Одна из вещей, которую я хочу здесь понять, это как вы смотрите на экосистему партнеров. Какой процент ваших партнеров имеет правильную бизнес-модель?

С. Б.: В нашей отрасли происходят большие перемены, в которые будет вступать и наш канал. Я надеюсь, вовремя. Это важные перемены. Мы все через них проходим. И это, конечно, переход в облако. Перемены со стороны устройств, конечно, существенны. Но перемены, связанные с облаком, - совсем другого масштаба. Если вы взглянете на всех тех людей, чей бизнес - внедрение и услуги, предложение инфраструктуры, хостинг, то тут будут перемены.

Вообще, я думаю, если заглянуть лет на десять вперед, то канал будет больше нацелен на разработку приложений и ценность бизнес-приложений и чуть меньше на инфраструктуру, чем сегодня, и внедрение. Я думаю, будет такой сдвиг. Я не пытаюсь утверждать, что он должен был произойти вчера. Он будет идти своим ходом.

Но я думаю, что конференция партнеров - сейчас у нас 2012-й - в 2022-м эта конференция партнеров будет иметь совсем другой состав. Но это может произойти и раньше. И это может кого-то нервировать, быть неудобным. Но это неизбежная перемена. И это не только переход в частное облако. Это действительно сдвиг к совсем новому. Потому что частное облако это, я бы сказал, серверы ЦОДов, выстроенные правильно. Именно это мы делаем с Hyper-V, с виртуализацией, с Windows Server. И это большая возможность. Я не буду никак умалять этого в ближайшие два-три года, но всё больше вещей будет переходить в общедоступное облако в течение этого периода, и всё больше ценности, создаваемой в канале, будет создаваться деланием таких вещей, которые уникальны и ценны именно для бизнес-пользователей, а не просто для ИТ-подразделения.

CRN: Смогут ли партнеры сами вести биллинг с такими услугами, как Yammer, Skype? Вы сделали это с 365. Увидим ли мы больше из этого?

С. Б.: Я думаю, мы понимаем, что хотят наши партнеры. Что мы стараемся сделать, это две вещи: мы хотим дать возможность нашим партнерам делать то, что они хотят делать, и мы хотим дать возможность нашим заказчикам делать то, что они хотят делать. Иногда, в какой-то период, эти вещи могут вступать в некоторый конфликт. [Партнеры] больше жаждут принять что-то, где мы не нужно было перестраивать бизнес-модель целиком. Но мы идем туда, куда хотят идти наши заказчики, и будем продолжать помогать партнерам встраиваться в это. Поскольку мы знаем: единственный способ продавать в масштабе, в каком мы хотим продавать, это через наше сообщество партнеров.

CRN: Тридцать лет прошло… что Вы чувствуете и каким Вы бы хотели, чтобы было Ваше наследие, когда Вы решите уйти? Каковы Ваши ощущения, вступая в новый финансовый год?

С. Б.: Я не размышляю о наследиях и не живу финансовыми годами. Но я тот, кто понимает переломные моменты. Сейчас эпохальный момент! Я могу сказать вам честно: основание Microsoft, выпуск ПК, Windows 95 и Windows 8 - вот четыре главных момента в истории Microsoft. И если бы вы попросили меня привести доводы, то для каждого из них я могу дать вам полное обоснование. Учреждение компании было, можно сказать, зарей становления софтверного бизнеса. ПК реально вывел на мейнстрим информационные технологии. Windows 95 - это то, что вывело компьютерные вычисления в массы. И Windows 8 - это то, что выводит нас в совсем новый мир мобильных решений и в облако.

Источник: Стивен Берк, CRN/США